Все о слингах

Как выбрать слинг для НОВОРОЖДЕННОГО?

Первые недели после рождения ребенка всегда согреты каким-то особенным теплом, нежностью к крохотному существу, лежащему у вас на руках..
Но...
Иногда маме хочется кушать:)) . Сходить в гости или в магазин. И в конце концов сколько можно наматывать круги вокруг дома?! :))

Как говорят многие мамы, "слинг дает маме крылья!" И это так -  вы становитесь более мобильны, можете  ходить в магазин, гости, готовить обед  и заниматься прочими делами.

Маленькому ребенку жизненно необходим близкий физический контакт с мамой, ощущение ее тепла и запаха, поэтому когда он находится  у мамы на руках, он чувствует себя более спокойно, расслабленно, проявляет больше интереса к окружающему миру. На руках у мамы ребенок получает то базовое ощущение безопасности, тепла и доверия, которые так важны для формирования здоровой психики ребенка.  Однако если маме необходимы свободные руки (например, приготовить обед), то их нужно как-то освободить, например, с помощью приспособления для ношения ребенка.

Помните, что ребенок - это не уменьшенная копия взрослого человека. Поэтому для того, чтобы грамотно выбрать слинг для ношения новорожденного, нужно знать особенности его физиологии, характерные именно для младенческого возраста и первого года жизни.

Давайте остановимся на этом подробнее.

Часть1.

Особенности физиологии первого года жизни малыша.

Позвоночник

Как мы уже говорили, ребенок - это не уменьшенная копия взрослого человека, ни с точки зрения его скелета, ни с точки зрения его функционирования. Окостенение и полное формирование позвоночника заканчивается к  к 25 годам. До конца второго месяца внутриутробной жизни скелет малыша состоит только из хрящей. По мере роста он будет отвердевать и превращаться в кость. К концу беременности некоторые части скелета окостеневают (например, бедренная кость), а с рождения начинается вторая волна окостенения - на концах длинных костей (головках костей).

Наш позвоночник не является идеально прямым. Если мы посмотрим на взрослого человека сбоку, мы увидим четыре небольших изгиба, благодаря которым позвоночник напоминает латинскую букву S. Благодаря этим изгибам мы обладаем гибкостью, можем держать равновесие и амортизировать нагрузки во время ходьбы, бега и прыжков.

Однако эти изгибы позвоночника не являются врожденными. Они формируются постепенно по мере физического развития ребенка как следствие адаптации к силе тяжести. 

Этапы развития позвоночника:

  • Позвоночник новорожденного ребёнка согнут и напоминает легкую дугу или букву «С». У него еще нет изгибов и недостаточно сил держать голову.  При ношении малыша на руках эту функцию за него выполняет мама: она поддерживает его спину и голову. Если же мы хотим носить малыша в каком-либо приспособлении, оно должно позволять фиксировать голову ребенка на одном уровне с телом или же позволять маме поддерживать ее одной рукой.
  • Примерно с 6 недель малыш  начинает приподнимать голову из положения лежа и к 2,5-3 месяцам может уверенно удерживать ее уже и в вертикальных положениях.  Формируется шейный лордоз.
  • Грудной кифоз образуется у ребенка к шести месяцам, когда он начинает самостоятельно сидеть. Поясничный лордоз вырабатывается с того момента, когда ребенок начинает постепенно вставать.
  • Крестцовый кифоз появляется после того, как ребенок начинает ходить и формируется вплоть до 6-8 лет.

Физиологичное положение для новорожденного с точки зрения развития позвоночника:

Новорожденный сам не распрямляется, распрямить его возможно только насильно, например, если запеленать «солдатиком». Если ребенка положить на спину, он рефлекторно подтянет кулаки к груди, и спит он с широко разведёнными ножками в «позе лягушки». Поза эмбриона является самой естественной позой для младенцев, она успокаивает и способствует адаптации к новому для малыша миру.

Вертикальное и горизонтальное положение  малыша "живот к животу" в положении эмбриона очень комфортно для младенца. В этой позе дети лучше переваривают пищу, терморегуляция более эффективна, потому что зона желудка закрыта. На спине у нас подкожный жировой слой толще, а терморегуляционные клетки более сильные. 

Когда ребенка берут на руки, его ножки остаются инстинктивно согнутыми и  разведёнными. Вместе с хватательным рефлексом эта поза помогает ребенку уцепиться за свою мать. Таким образом, мы обеспечиваем ему естественную позу, которую его тело инстинктивно принимает, чтобы обеспечить комфорт, тепло и безопасность.

Итого:

При ношении новорожденного на руках важно обеспечить поддержку спины и шейного отдела позвоночника. При выборе приспособления для ношения ребенка в этот период обратите внимание на то, чтобы была:

  • Возможность фиксации шейного отдела. Это предотвратит головку от запрокидывания.
  • Возможность РАВНОМЕРНОЙ поддержки всей спинки малыша. Это значит, что любые приспособления с жесткими спинками или без возможности точечной регулировки натяжения ткани не подойдут для ношения новорожденного и младенца. 

Еще одна важная особенность новорожденных -

незрелый тазобедренный сустав.

Тазобедренный сустав (ТБС) – один из самых крупных суставов у человека. Он образован вертлужной впадиной тазовой кости и головкой бедренной кости. По краю вертлужной впадины имеется хрящеобразная ткань, которая увеличивает площадь сустава. Со всех сторон сустав прикрывают мышцы.

Cуставная впадина ТБ сустава ребенка уплощена, она расположена более вертикально, в сравнении с «взрослым суставом», а связки сустава излишне эластичные.  При нарушении развития сустава (дисплазия)  избыточно эластичные связки и суставная капсула не способны удерживать головку бедренной кости в суставной впадине, она смещается вверх и кнаружи.   При определённых движениях головка бедра может выйти за пределы вертлужной впадины. Такое состояние сустава называется «подвывих».  При тяжелой форме дисплазии тазобедренного сустава головка бедренной кости полностью выходит за пределы вертлужной впадины, такое состояние называется «вывих бедра».

Очень важен угол, под которым головка бедренной кости вставляется в вертлужную впадину. Если провести линию через края вертлужной впадины (АВ) и линию через середину головки и шейки бедра (CF), то линия СF должна проходить через середину (точка О) линии АВ. Угол, образованный этими линиями, должен приближаться к прямому (90градусов) : это обеспечивает равномерную нагрузку на головку и вертлужную впадину и нормальное развитие этих структур. Это положение очень похоже на букву "М" и в России известно как М-позиция.

Как отмечает новосибирский профессор Яков Леонтьевич Цивьян, одним из первых в России занимавшийся проблемой заболеваний тазобедренных суставов, "при отведении бёдер головка бедра центрируется в вертлужной впадине. Благодаря ранней и постоянной центрации головки бедра в недоразвитую вертлужную впадину, последняя под влиянием такой центрации начинает правильно развиваться, и в конечном итоге устраняется бывшее недоразвитие впадины. Следовательно, условия для возникновения вывиха исчезают. И к моменту, когда ребёнок становится на свои ножки, вывих возникнуть не может — условия для его возникновения ликвидировались".

Отмечена прямая связь повышенной заболеваемости и традиции тугого пеленания выпрямленных ножек младенца.  У народов, носящих детей в переносках с выпрямленными ногами (индейцы Сев.Америки и Канады),  отмечается повышенное количество случаев дисплазии ТБС. А вот в тех странах, где новорождённых не пеленают, не ограничивают свободу их движения, носят детей вертикально с разведенными ножками, заболеваемость значительно ниже. Например, в Японии в рамках национального проекта в 1975 году была изменена национальная традиция тугого пеленания выпрямленных ножек младенцев. Результат: снижение врождённого вывиха бедра с 1.1 — 3.5 до 0,2% (Yamamuro T, Ishida K. Recent advances in the prevention, early diagnosis, and treatment of congenital dislocation of the hip in Japan. J. Clinical orthopaedics and related research 1984 Apr;(184):34-40).

Для лечения дисплазии применяются различные ортопедические средства, позволяющие удерживать ножки малыша в разведенном состоянии. Все они рассчитаны на то, чтобы удержать в положении разведения ножки ребёнка. У детей первых 2—3 месяцев при подозрении на дисплазию ТБС применяют лечебно-профилактические меры — разведение ножек с помощью мягких прокладок (широкое пеленание, подушка Фрейка и др.), гимнастику с применением отводяще-круговых движений в суставе, массаж ягодичных мышц.

Международный институт по изучению дисплазии ТБС (The International Hip Dysplasia Institute (IHDI)  выпустил информационный материал для производителей переносок для детей, родителей и всех интересующихся, где пишет о том, что ношение с разведенными ножками крайне важно для правильного развития тазобедренного сустава.

Помните, что суставы у младенцев хрящевые и очень гибкие. Если регулярное и продолжительное по времени положение ножек ребенка не предполагает правильного вхождения бедренной кости, то  хрящ может плохо развиваться.

Что это значит? Это значит, что если вы часто и регулярно будете носить малыша к примеру в "кенгурушке", где ноги малыша просто висят, то вы создаете предпосылки для возникновения проблем с формированием ТБ сустава у ребенка.

Ношение ребенка с ножками внутри слинга/переноски.

Такой способ ношения младенцев еще часто можно встретить в старых инструкциях и статьях на сайтах. Однако, оно может быть рекомендовано только в исключительных случаях (очень сильный гипертонус, недоношенность). У здорового доношенного малыша ножки от колен  должны быть снаружи и иметь возможность свободно двигаться.

Когда ноги малыша находятся внутри слинга, позвоночнику приходится амортизировать те сотрясения при ходьбе, которые в противном случае были бы поглощены широким разведением ножек. Кроме того, расположение ножек полностью внутри слинга/рюкзака частенько способствует образованию пустот и мешает равномерно подтянуть ткань слинга для грамотной поддержки позвоночника. Если вы носите малыша в положении эмбриона с ножками внутри слинга, не забывайте регулярно массировать и разминать ножки ребенка. Если ножки ребенка находятся внутри, то в слинге лучше поменьше ходить и побольше сидеть.

Как выглядит физиологичное положение новорожденного в слинге?

Исходя из физиологии, при ношении малыша как на руках, так и в слинге, нам важно обеспечить три важных фактора:

  • поддержка шейного отдела (шейным валиком или полотном ткани)
  • равномерная поддержка позвоночника (только слинги с возможностью точечной регулировки)
  • поддержка тазобедренного сустава (М-позиция). Ножки разведены на комфортный для ребенка угол и от колен свободны.


Фото с сайта http://jeportemonbebe.com

В реальных слингах вертикальное положение младенца выглядит вот так:

  • Поддерживающая голову ткань или валик проходит под затылком или по голове на уровне уха.
  • Спинка слегка скруглена и равномерно притянута тканью
  • Таз как бы "подкручен", подвернут к маме (коленочки  упираются маме в живот)
  • Ножки симметричны, разведены на комфортный угол (у новорожденных он очень небольшой), от колен свободны (М-позиция).

Ношение малыша в положении "колыбелька" имеет ряд своих особенностей:

Во-первых, оно не предполагает размещение тазобедренного сустава в М-позиции, а потому как при ношении на руках, так и в слинге горизонтальное ношение важно чередовать с вертикальным.

Во-вторых, ребенок расположен в слинге несколько иначе. Слинг должен обеспечивать поддержку:

  • в области затылочной части головы
  • спины
  • таза и бедер

Ребенок расположен по диагонали. Самой низкой точкой диагонали является попа ребенка, самой верхней – голова, колени  находятся выше попы. Ребенок располагается вполоборота к маме. на высоте, удобной маме, полубоком к маме.

В-третьих, и очень важно!  Мама  всегда должна видеть лицо ребенка. Оно не должно находиться под грудью, под мышкой, быть накрытым тканью. Максимальная фиксация - по линии темечка и ушка.

Во время кормления необходимо поддерживать шею (!) малыша на локтевом изгибе с тем, чтобы иметь возможность контролировать состояние ребенка и правильность прикладывания. Подбородок не должен быть прижат к грудной клетке, между ними должно свободно помещаться один-два пальца.

В реальных слингах горизонтальное положение младенца выглядит вот так:

Вот мы с вами и разобрались в основных особенностях физиологии малыша первого года жизни. Осталось выбрать слинг:). Как вы уже, наверное, и сами поняли, не все слинги будут одинаковы полезны для новорожденного и младенца - какие-то подойдут идеально, а какие-то совсем нет. Давайте разбираться!


Перейти ко второй части статьи.