Все о слингах

Африка: оскорбление вековых традиций

 

Ирен Вамбуи из Найроби (Кения) не понимает, зачем люди покупают коляски. Для Ирен коляска – это золотая клетка с ненужными погремушками, подставками для стаканчиков и зеркальными фарами. Ребенка запихивают в это хитроумное изобретение и возят по городу, как животное из зоопарка.

Здесь, в магазине спального района она продает новинку – четырехколесный помощник матери из металла и пластмассы. Но пока коляски в Найроби воспринимаются как оскорбление вековой традиции.

В Африке часто можно встретить женщин, которые носят детей, примотав их к спине куском ткани. Ребёнок двигается вместе с матерью целыми днями, наклоняясь в такт движениям матери, когда она набирает воду или подметает пол, и поднимается вместе с ней, когда женщина останавливается отдохнуть. Он висит на своей матери, когда она продает еду на рынке, молится в церкви или в мечети.

Появление колясок, которые здесь чаще называют английским словом «pram», ужасает почитателей традиций, даже тех, кто, как Ирен Вамбуи, продают их. Коляски начинают появляться в крупных городах Африки, но пока не могут завоевать популярность.

«Здесь в Африке мы обычно носим своих детей или отпускаем их побегать, и это прекрасно. Нельзя же им сидеть неподвижно,» - говорит Ирен Вамбуи, которой 24 года. - «Да и наши дороги плоховаты для таких штук. Если бы у всех были коляски, постоянно возникали бы пробки на дорогах. И детям, и дорогам было бы плохо.»

Начальница Ирен – Зара Эсмаил, на днях обходила коляски, выставленные на продажу в ее магазине. Она говорит, что за два месяца удалось продать только одну коляску, и ту купил англичанин, который потом жаловался, что был разочарован маленьким выбором.

«Вообще, я думала, что они будут продаваться намного лучше,» - говорит Зара. Возможно, добавляет она, что дело в недостаточно широкой рекламе, адресованной работающим женщинам среднего класса. «Мы думали, что эти современные вещи произведут фурор».

Коляски вызывали горячие споры среди африканских педиатров, которые думают, что это устройство, облегчающее жизнь европейской матери из среднего класса, может нарушить близость между матерью и ребёнком.

«Коляска – способ оттолкнуть от себя ребёнка», - говорит Франк Ньенга, детский психиатр из Найроби, столицы Кении. - «Ребёнок на спине всегда при матери, ему тепло и удобно. Ребёнок чувствует себя в безопасности, а люди, которые чувствуют себя безопасно – счастливее».

В США и Европе коляски уже давно вызывают споры. Некоторые врачи и детские психологи начинают винить их во всех бедах детей, начиная с ожирения и заканчивая низкой самооценкой в будущем.

В то же время в Интернете и в журналах Запада появляется много статей, посвященных тому, какую выбрать коляску – лежачую или сидячую, с легким или тяжелым каркасом, пневматическими шинами, амортизацией, брызговиками, мигалками, на батарейках или без. Некоторые европейские антикварные коляски являются символом высокого статуса для таких звезд, как Мадонна и Селин Дион, которые потратили 2600 долларов на классическую шотландскую королевскую коляску, которую некоторые обозреватели называют миниатюрным «хаммером»* (*«хаммер» - модель автомобиля на вооружении армии США (прим. перев.)

Африканцы считают, что традиционный метод воспитания детей – единственно правильный. Когда приходит время подкрепиться, еда всегда рядом, мама просто передвигает ребёнка со спины на живот, уютно устраивая его под грудью, как в гнёздышке. Коляска может нарушить эту связь. Многие опасаются, что коляски станут очередным этапом освоения африканцами самых плохих привычек индустриального общества.

«Есть обычаи двухвековой давности, которые сейчас уже отмерли в жизни африканцев. Наша задача – отделить хорошее от плохого», - говорит Кэрол Манди, главный редактор африканского женского иллюстрированного журнала EVE. - «Но ношение за спиной – это прекрасный обычай, благодаря которому дети эмоционально благополучны, а матери чувствуют близость с ребенком. Мы не можем перестать быть африканскими женщинами только потому, что попали в современный мир. Что дальше? Начнутся запреты на кормление в общественных местах? Ну уж нет».

Некоторые женщины в Африке надеялись, что коляска поможет уменьшить физическое переутомление, которым страдают матери, потому что именно на них лежит бóльшая часть домашней работы. Кроме того, большинство представителей африканского малого бизнеса - именно женщины.

Тем не менее коляски продаются очень и очень плохо: они не только нарушают сложившиеся вековые традиции, но и банально дороги. В среднем коляски стоят около 60 долларов – это как минимум половина средней зарплаты в самых экономически благополучных странах Африки.

В детском магазине в Найроби, где работает Вамбуи, коляски покрылись слоем пыли от невостребованности.

«Мы никогда не использовали коляску. Они дороговаты», - говорит Нелли Мванзия. Она пришла в магазин за покупками вместе с мужем, который несет их полуторогодовалого сына Дэвида. «Ношение ребенка совсем не напрягает. Это очень приятно - чувствовать своего малыша».

Мэри Мванзии (32 года), которая работает секретарем в правительстве на условиях частичной занятости, зашла в магазин купить детские бутылочки. Зара Эсмаил обращает внимание потенциального покупателя на коляски. Но Нелли Мванзия, даже несмотря на ее современную работу, заплетенные, нарощенные и покрашенные в красный цвет волосы и джинсы-клеш, коляски кажутся «громоздкими». Зара Эсмаил предлагает попробовать коляску в действии. Нелли Мванзия отказывается. "Это не по-кенийски", - говорит она. - "Ребёнку будет не хватать любви, если его упрятать в такое устройство". Она покупает бутылочки и уходит.

 

Эмили Уокс, зарубежный корреспондент Вашингтон Пост
Вторник, 18 мая 2004
Материал подготовлен при помощи
спец.корреспондента Кандис Миранда
Источник:
http://www.washingtonpost.com

Перевод:  Вероника Мигулина, слингоконсультант
г.Томск-2010

 

 

Рекомендуем также:
Сообщество в ЖЖ,  посвященное этническим слингам
http://community.livejournal.com/ethnic_carriers/