Все о слингах

Слингоношение... на голове. Часть 1.

 

Как ни необычно звучит эта фраза, однако такой способ ношения действительно имеет место быть, и более того, как мы увидим ниже, достаточно широко распространен. Этот способ ношения детей наверное, одна из немногих вещей в сфере слингоношения, которую цивилизованные мамы не переняли у этноплемен:). Он встречается в самых разных уголках земного шара, что впрочем объясняется достаточно просто: приспособления, которые используются для этих целей, имеют самое что ни на есть практическое назначение - переносить тяжести. И дети тут не исключение:). Такая техника переноски тяжестей распространена у многих индейских племен Южной Америки, в Азиатских странах,  странах Тихоокеанского бассейна, Африке, северо-востоке Сибири и Камчатке, и других регионах.   Повиснув на маме или папе, малыши осваивают окружающий их мир, органично вливаясь в установленный порядок жизни их семьи.

 

Все используемые приспособления для такого необычного способа ношения детей можно разделить на две больших категории: в первую мы отнесем  лямки в форме неширокой ленты-пояса,  а во вторую различные сумки и корзины.

Лямки

Лямки, используемые для ношения детей, традиционно изготавливаются из коры деревьев (в разных регионах  - разных), лыка, кожи животных и даже просто сплетенной травы. Кору разделывают на волокна, мнут ее до мягкости и пластичности, и затем плетут из нее неширокий пояс-ленту. Народности, приближенные к цивилизации, используют тканевые материалы.

Лента поддерживает груз, несомый за спиной, будь то ребенок, ветки или другой домашний скарб, при этом основная нагрузка приходится на лоб несущего. Очевидно, что при таком способе ношения мышцы шеи должны быть очень развиты:). Такая техника ношения тяжестей имеет весьма глубокие корни: изображение лямки для ношения грузов было найдено в  памятниках древней Мексики.

Ношение детей при помощи лямки очень характерно  для малых диких племен. Они обитают на территории Южной Америки, Африки, Австралии и Азии. Всего на Земле насчитывается около ста племен, не вступающих или редко вступающих в контакт с внешним миром. Многие из них агрессивно отстаивают свою независимость и предпочитают любыми способами избегать взаимодействия с цивилизацией. А племена, которые охотно общаются с современными людьми, постепенно исчезают и быстро утрачивают свою самобытность.

Такие племена малоизучены, и одно из препятствий, мешающих их исследованию - их иммунная система. Малые племена долгое время развивались изолированно от остального мира, и поэтому даже обычные для большинства людей заболевания, такие как насморк или грипп, для них могут оказаться смертельными.

Помимо диких племен, подобный способ ношения детей встречается и у народностей, ведущих более цивилизованный образ жизни.

Одна из них - Айны. Это народ, официально проживающий в настоящее время на острове Хоккайдо (Япония) численностью около 25 000 человек. В России они жили в низовьях Амура, на Камчатке, Сахалине и Курильских островах. На Японских островах айны появились около 8-7 тысяч лет назад

 

Младенцев заворачивали в старые поношенные вещи, так как они были наиболее мягкими для нежной детской кожи. Кроме того, считалось что такое тряпье отпугнет бога болезни и разных демонов из-за их отвращения к грязной ношенной одежде. До четырех-пяти лет дети росли практически голыми, и если матери нужно было привязать ребенка, она оборачивала его тряпьем либо садила под свою одежду и подвязывала с помощью узкого, жесткого (преимущественно, кожаного или плетеного из лыка) пояса. Этим поясом пользовались и мужчины - в сугубо практических целях: подвешивали ножи, курительные принадлежности и украшения в виде колец.

Необходимости длительного ношения младенцев у айнов не было, т.к непрерывно поддерживать огонь в очаге было святой обязанностью хозяйки дома, а это означало почти непрерывное нахождение в доме. Огонь для айнов священен, и если он гас, это считалось плохой приметой.

Иногда  ребенок снизу фиксируется не поясом, а обычной палкой, к которой подвязывают пояс. Такой способ  используется для уже подросшего ребенка. Традиция носить детей подобным образом сохранилась у айнов по сей день. 

Ношение детей на спине при помощи лямки  характерно для всего Камчатского региона и северо-востока Сибири, и встречается не только у айнов, но и других народов, в частности коряков, камчадалов.

Первоначально камчадалами русские называли коренных жителей Камчатки — ительменов. Позднее, когда началось смешение пришлых русских с аборигенами-ительменами, слово «камчадал» стало обозначать потомков от этих смешанных браков, владевших, как правило, двумя языками — ительменским и русским — и выработавших особый диалект русского языка. Именно в этом значении чаще всего принимает слово «камчадалы» современная этнография.

Судя по гравюре 1755года (см.слева) детей носили не только при помощи плетеной лямки, но и просто в одеждах, подобных эксимосским паркам.

В 1967 году в Магаданской области правобережье небольшой речки Каменушки (Северное побережье Охотского моря) была найдена костяная статуэтка из моржового клыка высотой 9см, сохранившаяся в практически идеальном состоянии, за  исключением совсем небольшого повреждения на спине.

В результате проведенного исследования  было установлено, что фигурка изображает корякскую женщину, а по стилю изображения, по материалу и по качеству патинизации находку можно уверенно датировать концом XIX – началом XX вв.

Фигурка представляет собой прямо стоящую женщину, одетую в комбинезон и держащую груз в мешке у нее за спиной, закрепленном налобной повязкой. Правой рукой она придерживает эту повязку у виска с той же стороны. Полную аналогию такого способа переноски груза можно найти, например, в описании коряков середины XIX в. у К. Дитмара [1901] и начала XX в. у В.И. Иохельсона.

К. Дитмар писал, что «из женщин редко у которой не было за спиной плетеного из травы и поддерживаемого на лбу широкой повязкой мешка, в котором они носили с собой все свои пожитки» [1901, с. 440].

В.И. Иохельсон пишет: "Корячки кладут ношу, а также своих детей в травяные, крапивные или кожаные мешки, которые они носят на спине при помощи головной лямки, надеваемой на лоб. ... Головная лямка делается из крепкой лахтачьей кожи. ... Маленькие палочки в середине вставляются, чтобы вытягивать кожу и делать ее тоньше. Концы лямки имеют прорези, в которые вдеваются и завязываются ремни мешков..." [Иохельсон, 1997, С. 128].

Интересно, что таким образом груз носят только женщины. Мужчины для переноски тяжестей используют деревянное ярмо. У древних камчадалов лямку также использовали только женщины. Эта лямка плетется непосредственно для ношения тяжестей и в качестве, к примеру, пояса к одежде не используется.

Производство тканых и плетеных мешков, используемых в том числе. для ношения детей было женской привилегией. В качестве материала использовались корни различных видов ивы, колосняк  или дикая рожь, трава кипрея, крапива, нитки из оленьих сухожилий и  привозной шпагат [Иохельсон, 1997, С. 140]. Иногда для украшения вплетали цветную или орнаментированную тесьму. Только приморские коряки занимались плетением корзин и мешков из растительных и других волокон. Женщины оленных коряков не имели для этого достаточно времени, да и их большие холодные яранги зимой не были приспособлены для подготовки материала к плетению корзин.  Они довольствовались мешками из шкур животных или же выменивали плетеные у приморских коряков

Ношение ребенка не является обыденной частью жизнью коряков. Детей носят только в случае необходимости. Новорожденных малышей и грудничков не выносят из дома, сразу после рождения ребенка вытирают мхом и  одевают на него комбинезон, который заменяет ему колыбель. Мать качает ребенка на руках и укладывает спать с собой. Если ей нужно отлучиться, ребенку с достаточного раннего возраста дают сосать кусочки оленьего и тюленьего жира.

Следующий довольно большой регион, где сохранилась эта традиция,   - это бассейн Индийского океана. Мелкие народности, проживающие в Африке, Индокитае, Азии, ведут максимально приближенный к природе образ жизни. По сей день у них сохранился обычай переноски тяжестей при помощи налобной лямки.

Габон - государство в Центральной Африке, значительная часть населения которого разговаривает на языках группы банту. Основная масса населения принадлежит к народностям банту, крупнейшие из них — фанг, мпонгве, бакота, батеке. Кроме того, в Габоне проживают европейцы, главным образом французы, и несколько тысяч пигмеев.

Этим народностям знакомы одежда и ткани, поэтому если женщине нужно неси какой-то еще груз, она сажает ребенка уже известным нам способом - в тканевый платок, перемещая малыша вперед, а при помощи лобной лямки несет свой скарб (дрова, листья, пищу и др.). Дети с 4-6 лет активно помогают родителям и не только носят таким же образом груз, но и своих меньших братьев и сестер.

Пигмеи - группа низкорослых негроидных народов, обитающих в экваториальных лесах Африки, сохранивших архаичную культуру. Занимаются охотой, собирательством и рыболовством. Пигмеи питаются только тем, что найдут, поймают или убьют в джунглях. У пигмеев существует особая техника ловли рыбы. Метод, который они применяют, основан на отравлении рыбы растительными ядами. Рыба засыпает и всплывает на поверхность, после чего её можно собирать просто руками. Пигмеи живут в гармонии с природой и берут ровно столько рыбы, сколько понадобится. Невостребованная рыба просыпается спустя полчаса без каких-либо повреждений.

Детей носят матери, отцы или старшие сестры и братья. Основные положения - на бедре или сзади. Когда ребенка носят на бедре, его по возможности прикрывают банановым листом от палящего солнца. Правая рука несущего при этом остается свободной для прочих дел.

Для длительного ношения, которое бывает во время смены места положения поселения или продолжительной охоты, пояса-ленты всегда делают из коры. Пояс одевают на лоб несущему, а ребенок садится сзади. Такой способ перемещения позволяет даже 5-6леткам довольно долго нести меньших братьев и сестер. Для подкрепления сил они берут с собой перекус: личинок или оставшееся мясо, завернутое в пальмовые листья.

Подобным же образом переносят и прочий груз: ветки, пальмовые листья, пальмовое масло в бутылях. Если мать занята хлопотами дома, а ребенок уже умеет сидеть, она не носит малыша на себе. Ребенка оставляют в вырытой в земле ямке, иногда выстланной кожей. Углубление помогает ребенку сохранить вертикальное положение тела, а к моменту когда он начинает учиться стоять и ходить, на землю кладут палки и крупные ветви с тем, чтобы малыш мог на них опираться.

Отдельное слово стоить замолвить об отцах-пигмеях. Они часто носят детей, особенно в первые месяцы их жизни, очень внимательны к их нуждам и следят за тем, чтобы малыша не укусили насекомые или змея. Вечером весьма большую часть времени отцы проводят с детьми, играя с ними рядом с хижиной, гуляют или даже танцуют. Отцы носят их на руках, убаюкивают,  поют колыбельные и даже высаживают, если малыш подает сигналы. Ночью, если младенец часто просыпается, отец берет его на руки и укачивает, напевая тихонько песенку. Днем, когда мать занята приготовлением пищи или ушла за хворостом, отец присматривает за малышами. По мнению этнологов, отцы-пигмеи - довольно редкий, но от того не менее трогательный пример чуткой отцовской заботы о своих детях среди аналогичных мелких племен и этнических групп.

На Андаманских островах Индийского океана живут дикие племена андаманцев. Под этим названием объединены три племени - онге, джарава и сентинельцы. Андаманы это две с половиной сотни островов в Индийском океане, между Бенгальским заливом и Андаманским морем, из которых населены только четыре. Андаманцы занимаются собирательством и охотой и относятся к так называемым негритосам, наиболее древнему слою населения Южной Азии. По своему развитию они находятся в каменном веке.

Самое крупное племя — джарава, около 300 чел, сентинельцы - около 150 и примерно 100  человек племени онге . Численность их к сожалению, постоянно уменьшается. Это низкорослые темнокожие курчавые люди, пребывающих на уровне каменного века.  Средний рост представителей племени онге - меньше 150 см. Онге не занимают определенной территории. Они кочевники и постоянно перебираются с острова на остров.

У онге есть одна характерная особенность: женщины отличаются развитой тазовой областью, что существенно облегчает ношение ребенка сзади. Детей носят преимущественно матери, и лишь иногда по случаю отцы. В качестве средства для ношения детей используется своеобразный узкий "пояс", сделанный из коры, в англоязычном варианте встречается как bark sling или head band. Ребенка носят на бедре, но чаще всего за спиной. В этом случае лямка надевается на голову, а сзади садится ребенок. Дополнительно ребенок держится за маму, а она подстраховывает его одной рукой.

Племя Джарава носит детей точно таким же образом, в ношении участвуют не только родители, но и старшие братья и сестры. Как и онге, джарава малоизучены. В связи с повышенной агрессивностью этого племени, а также их малой численностью исследовательские экспедиции были приостановлены. 

Гало- небольшая народность, проживающая в Аруначал-Прадеш (Arunachal Pradesh) — штате на северо-востоке Индии, граничащем с королевством Бутан, Китаем и Мьянмой. Это горный штат, расположенный в восточной части Гималаев.

Гало придерживаются патриархальной семейной иерархии. Несмотря на то, что семьи включают лишь родителей и детей, старшее поколение как правило живет вместе с детьми. Поселения Гало управляются старейшиной, выбранным общим собранием.

Отцы наряду с матерями участвуют в воспитании детей. С первых же дней после рождения малыша отцы активно вовлекаются в заботу о новорожденном. Гало верят, что мужественный дух отца усилит привязанность души новорожденного к его телу, и связь между их душами чрезвычайно тесна  и прочна. Считается, что все, что случится с отцом в первые дни после рождения малыша, непременно отразится на судьбе новорожденного, поэтому первое время отец и малыш практически неразлучны.  Всю свою деятельность отец-гало должен координировать с настроением и просто самим существованием новорожденного, даже если тот мирно спит рядом с матерью. Так, к примеру, если отец полез на дерево, он должен прикрепить к стволу маленькие палочки, чтобы дух новорожденного ребенка мог карабкаться на дерево рядом с ним, а если он пересекает ручей, то должен провести по воде пустую бутыль из тыквы, чтобы помочь душе младенца переплыть водный поток. Посадив ребенка в переноску, родители занимаются привычными хозяйственными делами. Подобно айнам, гало иногда оборачивают ребенка куском ткани или своей одеждой, и лишь затем фиксируют его лямкой.

Лямки изготавливают из различных материалов: коры деревьев, тростника, бамбука, кожи. Гало по истине эксперты по плетению корзин, кроме того, они умело выделывают кожи диких и домашних животных, изготавливая из них различные сумки, пояса и накидки.

Амазонские леса , раскинувшиеся на территории девяти государств (Бразилия, Перу, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Боливия, Гайана, Суринам, Французская Гвиана) - еще один регион, где подобный способ ношения детей очень сильно распространен. Это самый крупный тропический лесной массив в мире. Из проживающей на Земле примерно сотни диких племен, не поддерживающих контакты с внешним миром, более половины из них проживают в Бразилии и Перу. В последнее время исследователи избегают посещать их, чтобы не занести болезни, к которым у индейцев нет иммунитета. Часто после таких визитов в племенах начинаются эпидемии.

Сегодня эти племена находятся в большой опасности из-за вырубки лесов. Амазонские джунгли отдают в аренду нефтедобывающим компаниям. В число стран участвующих в проекте, входят Боливия, Эквадор, Колумбия, Перу и Бразилия. Агрессивное освоение цивилизованным человеком диких земель и лесов заставляет племена менять привычные места обитания, что приводит к столкновениям между племенами. Несмотря на то, что первобытные племена сумели пронести свой уклад жизни через многие тысячелетия, похоже, что в конце концов дикари пополнят список тех, кто не выдержал встречи с современным человеком.

Мамы амазонских племен не носят на себе малышей постоянно. Так как живут они чаще всего большими семьями, за ребенком всегда есть кому присмотреть. Во многих племена распространена полигамия, когда у одного мужа несколько жен и детей. Поэтому пока одна жена готовит еду, рыбачит или занята чем-либо еще, вторая может присмотреть за детьми. Кроме того, жаркий и влажный климат не  способствует длительному и тесному физическому контакту. По всей видимости,  климат и обусловил выбор столь экзотичного способа переноски детей, как налобная лямка. Разве может какой-либо тканевый слинг  обеспечить столь же лояльные условия: абсолютный минимум материала и максимум открытого пространства?

Waiwai - этногруппа, численностью немногим более 2000 человек, проживающая в северной Бразилии и части Гайаны (северо-восток Южной Америки).

Вайвай, подобно многим диким племенам, верят, что душа новрожденного непрочно связана с его телом, а потому практикуют множество различных ритуалов и традиций, позволяющих привязать душу ребенка к его физической сущности. Так, вплоть до достижении двух лет, ребенок постоянно находится в тесном контакте с матерью. Она носит его в переноске из коры деревьев на бедре или сзади, спит вместе с ним в одном гамаке. Приучение к независимости в этом возрасте не поощряется, а контакт с посторонними (не родственниками) ограничивается, зато формируется крепкая привязанность к обширной семье. Оба родителя очень нежные и любящие, а наказания строго запрещены. Игрушек у детей немного, и в основном, они играют в игры, имитирующие жизнедеятельность взрослых членов семьи.


*В связи с малой изученностью племени фотоматериал ограничен,
и найти изображение ребенка за спиной не удалось


Korubo - одно из наименее изученных племен, обитающих в амазонских лесах на территории Бразилии. Первый контакт с ними состоялся в 1996году. Племя преимущественно живет охотой и собирательством, а также немного выращивает некоторые сельскохозяйственные культуры: маниоку, бананы и маис. Условия проживания диктуют самые что ни на есть жесткие принципы жизни: выживает сильнейший. Как и многие другие племена, Корубо практикуют детоубийство. Если ребенок рождается с каким-либо дефектом, его убивают. Во время встречи исследователей и обитателей племени одна женщина рассказала, что ей пришлось убить собственную дочь, заболевшую малярией, с тем, чтобы болезнь не перекинулась на других детей и членов племени.

На фото молодая мать Майя разделывает при помощи мачете черепаху. Ребенок в это время спит у нее на спине, притянутый сплетенной из коры узкой налобной лямкой. Лямка чрезвычайно прочная и позволяет носить не только детей, но и прочие весьма тяжелые вещи.

 

Гуарани - это группа индейских народов в Южной Америке, говорящих на языках тупи-гуарани. Общность сформировалась во 2 тысячелетии до н. э. Гуарани живут в небольших поселениях в хижинах, крытых ветками и соломой. Как правило, по истечении 10 лет они снимаются с обжитой территории и идут осваивать новую. Гуарани отличаются высокой агрессивностью и воинственностью. И это в общем-то объяснимо: веками они были вынуждены защищать и отстаивать свои земли от диких племен, проживающих рядом, а позднее - от посланцев нефтедобывающих компаний. Несмотря на все войны гуарани были вынуждены отступить глубже в джунгли Амазонки. Сегодня им выделена резервация для проживания, на которую нефтяные магнаты не имеют права покушаться.

Основные занятия племени — ручное подсечно-огневое земледелие, рыболовство, охота, собирательство. В настоящее время часть индейцев работает по найму в сельском хозяйстве, часть ведет традиционный образ жизни и занимается промыслами.

В верховьях р.Ориноко, у границы Бразилии с Венесуэлой, живет индейское племя яномами (yanomamö), насчитывающее около 24 тыс. человек и менее других аборигенов подвергшееся европейскому влиянию.

Об этом племени почти ничего не было известно до выхода в свет (1968) монографии американского антрополога Н.Шаньона (N.Chagnon), прожившего рядом с этими людьми немало времени. Книга называлась «Свирепый народ»; в научной среде ее сразу же признали классической, а миллионный тираж разлетелся как горячие пирожки. Шаньон изучал жизнь яномами вместе с генетиком Дж.В.Нилом (J.V.Neel), а помогал им кинодокументалист Т.Эш (Т.Asch), снявший 39 научно-популярных фильмов.

Шаньон утверждает, что люди этого племени постоянно живут в состоянии войны: если даже им хватает пищи, они дерутся из-за женщин. Тот, кто убил больше врагов и забрал его жен, получает почетное звание «унокаи» и приобретает право на расширение гарема. В этом, как считает ученый, проявляется зоологический закон: сильнейший передает потомству свой генетический потенциал. Однако большинство специалистов с этой интерпретацией не согласны и не разделяют мнение о врожденной агрессивности яномами.

Сейчас, по подсчетам этнографов, осталось 8500 яномами. Они живут примерно в сотне поселков, сгруппированных по признаку кровного родства. Яномами называют свои поселения джаборно или малока. В маленьких деревеньках живут всего человек по 40-50 а в самых крупных поселениях - около 250 жителей. Семьи не имеют своих жилищ, они живут все вместе в большой хижине, без стен и перегородок. Поселения, как правило, автономны, однако их жители нередко общаются друг с другом. Интересно, что поселки могут находиться как в нескольких часах ходьбы друг от друга, так и в десяти и более дневных переходах. Яномами охотятся, ловят рыбу и живут в полной гармонии с природой. "Все в этом мире живое: и деревья, и камни, и реки" - так говорят яномами.

Бананы и маниока - это основная пища индейцев. Почва, на которых они выращивают их, быстро истощается, поэтому яномами приходится бросать старые и разрабатывать в джунглях другие участки на новом месте.

Рождение ребенка у них происходит очень естественно, "между делом", и на роженицу никто не обращает внимания. Когда приходит срок родов, женщина со старшей родственницей уходит за пределы деревни. Если у нее уже есть младенец, она убивает новорожденного, чтобы тот не мешал ей растить других. Слабых младенцев или родившихся с физическими недостатками тоже убивают. Из двойни, как правило, оставляют в живых только одного, более сильного. По обычаю, если женщина покормила ребенка грудью, его не убивают, даже если это явный уродец. Но таких случаев почти не бывает. Все прекрасно понимают, что больные и немощные дети - непосильная обуза для племени. Яномами трепетно относятся к своей автономности и всячески отстаивают ее, возможно поэтому им, в отличие от многих других племен, удалось сохранить свою культуру и уникальность.

Matses (в Бразилии их называют Mayorunas) - индейское племя, проживающее в амазонских лесах Бразилии и Перу. Часто их называют кошачьим племенем за характерные кошачьи усы на лице, нарисованные либо сделанные из тонких палочек.

Первый контакт с этим племенем состоялся в 1969 году. У Матсес полигамные семьи. Мужчина может иметь несколько жен, нередко похищают женщин из других племен, перуанок или бразильянок. Браки между двоюродными родственниками также привычное дело. Матсес живут в длинных домах большими кланами численностью около 100 человек.

Племя живет охотой и собирательством, а также выращивает традиционные для индейцев культуры  - маниоку, бананы, маис. Когда земли истощаются, матсес снимаются с нажитых мест и идут осваивать новые.

Детей носят как матери, так и отцы на спине или на бедре.  Старшие братья и сестры также разделяют родительские хлопоты по уходу за малышами и нередко носят их на себе.

Ниже на фото - индейский шаман несет свою маленькую дочь на спине. Перу.

Ношение детей при помощи налобной лямки, как показывает наше небольшое расследование, распространено на довольно большой территории Земного шара, начиная с холодных северных регионов и заканчивая жаркими тропическими лесами. Однако, мы пойдем дальше и остановимся подробнее на тех странах, где переносят тяжести похожим образом, т.е на с опорой на лоб, однако используют для этого не просто плетеную лямку, а целые сумки или корзины.


Перейти ко второй части статьи

 

 

Автор - Корнилова Алла
слингоконсультант
г.Томск, 2011г.

В процессе написания статьи использован
текстовый и фотоматериал из следующих источников:

"Babies Celebrated", Beatrice Fontanel, Claire d'Harcourt
http://www.lenta.ru
http://www.everyculture.com/
http://www.indianetzone.com
http://www.sati.archaeology.nsc.ru
Иохельсон В.И. Коряки (материальная культура и социальная организация). СПб: Наука, 1997. – 238 с.
Дитмар К.Д. Поездка и пребывание в Камчатке в 1851-1954 гг. Ч. 1, С.П-б., 1901. – 755 с.
С.П. Крашенинников "Описание земли Камчатки", СПБ. 1755.
http://www.arcticmuseum.com
http://www.ethnomuseum.ru
http://www.amazon-tribes.com/
http://www.liveinternet.ru/

* В статье возможны изменения и дополнения. У вас есть интересная информация? Пришлите ее нам! mamatomskru@mail.ru

Рекомендуем также:
Сообщество в ЖЖ,  посвященное этническим слингам
http://community.livejournal.com/ethnic_carriers/