Все о слингах

Ношение новорожденных в разных странах мира. Ч.3

Южная, Центральная и Северная Америка.

Дикие племена Амазонии

Несмотря на то, что дикие племена Амазонии  ведут максимально приближенный к естественному образ жизни, далеко не все они имеют традиции ношения детей на себе в различных приспособлениях.Во многих племенах очень распространена полигамная структура семьи, поэтому в доме всегда есть ещё одна "мама", которая присмотрит за малышом. Классическая семья нередко   состоит из двух-трёх мам, нескольких детей и одного папы. Индейцы Амазонки часто селятся семейными кланами с рядом стоящими хижинами. Ограниченное джунглями пространство (село не более футбольного поля) не вызывает какой-либо необходимости в ношении на себе ребенка, а тесное общение с другими женщинами и взаимная помощь  позволяет матери новорожденного посвятить себя уходу за малышом, не отвлекаясь в первые месяц-два-три на домашние хлопоты. Если же ей нужно отлучиться, всегда есть еще одна "мама", которая присмотрит за младенцем, покачивая его в колыбели или поносив на руках.


Племя урарина (urarina), Перу

Пока одна мама чистит юкку, готовит еду или рыбачит, вторая мама укачивает малыша, который лежит в детском гамаке. Делает она это не особо утруждая себя, а, зачастую, даже не замечая этого. К большому пальцу её ноги привязана верёвочка, дёргая которую мама качает люльку.


Племя урарина (urarina), Перу

Кроме того, тропическая  жара и практически 100% влажность  - не лучшие друзья для постоянных нежных объятий. А если мамам все же нужно куда-то отойти с детьми, то им не составляет никакого труда недолго пронести их на руках. Некоторые племена используют для этого плетеные налобные лямки, предназначенные для переноски различных тяжестей, но носят они таким образом только уже подросших детей.


Племя матсес (matses), Бразилия, Перу

Америка: Перу, Боливия, Гватемала, Эквадор

Дети, рожденные в этих странах, с первых дней живут постоянно чувствуя материнское тепло и нежность, ее жизненную силу, стойкость и жизнелюбие. Яркая пестрая апарина или манта дарит удивительно ощущение безопасности, комфорта и доброжелательности окружающего мира, а стук сердца матери, ритмичный шорох ее шагов, звук голоса, ее тепло, запах, касание рук создают ощущения гармоничности и правильности бытия. Став взрослыми эти дети в свою очередь стараются дать своим малышам ту же любовь, тепло, безопасность и радость, которые когда-то подарили им их матери.

Слингоношение в этих странах - привилегия исключительно материнская, впрочем иногда помогают женщины или девочки из числа сестер или племянниц матери ребенка. Новорожденный всегда находится при матери, его не доверяют носить никому. Носят в горизонтальном положении, немного сдвинув вбок, как на  фото ниже.


Народность Кичуа, горный Эквадор

Когда ребенок может сидеть и начинает активно ползать, его начинают носить уже вертикально на спине. На бедре вертикально носят редко и недолго, обычно когда ребенка нужно покормить.

В Перу, Гватемале, Боливии невозможно встретить ленивую женщину - они всегда чем-то заняты. Ткут, ухаживают за домашними животными, готовят пищу или несут на продажу свои товары - дети всегда при матери. Если ребенок спит, его сдвигают за спину, при этом сохраняя горизонтальное либо слегка наклонное по вертикали положение для новорожденных.

Видео, как уложить малыша в горизонтальное положение в манту или апарину:

В Гватемале для переноски различных вещей и детей часто используют своеобразные шали, очень напоминающие перуанскую манту или апарину. Такие шали в разных местах Гватемалы называют либо ребозо либо пэррАхэ (perraje, читается как pear-AH-hay): ребозо - это испанское слово, пэррахэ - слово из языка племени Майя из Гватемалы. В англоязычных статьях гватемальский платок-пэррахэ часто называют Mayan Rebozo-Wrap (шарф-ребозо племени Майя).

     

Новорожденных и спящих детей носят в горизонтальном положении, младенцев, если их нужно покормить - спереди, детей постарше - сзади. Подросших детей во время бодрствования носят вертикально и преимущественно за спиной, хотя ношение спереди и на бедре также регулярно встречается.

Северная Америка: Мексика

Это страна, где традиции носить ношения детей уходит своими корнями глубоко в столетия. Ребозо сопровождает женщину с  рождения и до конца ее дней. Использования ребозо в материнстве начинается еще с беременности: акушерка нежно и бережно делает массаж будущей маме, помогая ей расслабиться и облегчить схватки во время родов, а новорожденного сразу окутывают не только теплые материнские руки, но и нежная мягкая  ткань ребозо. Малышей традиционно носят в горизонтальном положении, а дети постарше сидят либо на бедре, либо спереди, либо на спине.

К сожалению, современная тенденция уйти от корней и здесь расцвела буйным цветом. Чем выше уровень жизни, тем больше вероятность того, что дети передвигаются исключительно в дорогих креслах и модных колясках или просто на руках. Носить в перевязи - это знак бедности, простоты.

Детей носят чаще всего бедняки либо современные информационно подкованные слингомамы, сознательно выбравшие слинг. В подавляющей массе мексиканцев мало беспокоит вопрос экологичности и эстетичности ткани. Детей принято кутать до полусмерти. Матери панически боятся ветра, и когда малыш рождается, первое время его носят, исключительно накрыв с головой  толстым синтетическим одеялом. И кормят в также, чуть-чуть приоткрыв полог одеяла. Это норма среди мексиканцев любого уровня жизни.

Есть и другая крайность – самые бедные и нищие, которые на светофорах продают разные мелочи. Как правило, вокруг них клубится куча детей, а малышей обычно привязывают за спину, в том числе и младенцев, не заботясь о какой-то эстетике. "Болтается что-то на спине". (с)

Когда у женщины рождается малыш, достаточно остро встает вопрос помощи. Беднякам не помогает никто. За малышами присматривают старшие братья-сестры (чем беднее, тем больше детей), а если у женщины работа   торговать - то малыша за спину и вперед, к трудовым свершениям. Богатые обзаводятся неизбежной «мучачей» - служанкой. Это может быть уборщица, няня, повар, или и то, и другое, и третье. В какой-либо форме, но почти у всех есть помощники дома. Чем богаче, тем больше армия помощников. У богачей у каждого малыша своя няня, свой охранник, своя личная жизнь, и... своя изоляция..

Изредка  в Мексике можно встретить мам, несущих своих детей в люльках или колыбелях с плетеной лямкой. Лямку фиксируют на лбу, а колыбель чаще всего сдвигают за спину. В колыбелях носят новорожденных и младенцев. Подобный способ ношения преимущественно распространен в горных местностях среди  бедного населения.

  

Атабаски

Атабаски -это  группа коренных народов Америки, проживающих в западных районах США  и Канады вблизи Великих озер и реки Маккензи. Для ношения новорожденных детей и младенцев атабаски используют своеобразную колыбель из коры березы.

Кору брали весной и летом, когда из березы тек сок, и кору можно было отделить, не нанося большого вреда дереву. Переноску обвязывали корнем ивового дерева, украшали бисером.

Посередине люльки делали перемычку,  она позволяла зафиксировать ребенка как в горизонтальном положении, так и вертикальном с ножками наружу.

Поначалу ребенок помещался в колыбель целиком, а когда немного подрастал, ножки высовывали наружу, примерно так:


Фрагмент фото. Нажмите для просмотра в оригинале.

Эта перемычка также была обширным полем для творчества, на ней вышивали различные элементы растительного и животного мира, и конечно, чем красивее и изысканней была вышивка, тем больше ценилась такая люлька и служила предметом восхищения. Размер люльки тоже мог быть разным, от самых маленьких до достаточно больших/ К колыбели крепили плетеные веревки или узкие ленты, которые облегчали транспортировку колыбели с малышом.  Никаких упоминаний о том, как именно колыбель привязывали к себе и переносили, к сожалению, найти не удалось. Вполне возможно, что иногда ее и просто переносили на руках.

Индейцы Канады и Северной Америки

Коренные народы Северной Америки, Канады, а также жители Скандинавии носили своих детей в специальных переносках - люльках, имеющих форму кокона. По-английски их название звучит как cradleboards. Они представляют собой плоскую основу из дерева с бортиками и завязками.

Детей носили с рождения и до того момента, как они начинали ходить - обычно это случалось около года. Впрочем, некоторые матери носили детей и дольше года, если того требовали обстоятельства.

В таком "домике" ребенок проводил довольно много времени, он был стеснен в своих движениях, и лишь когда подрастал, ему вытаскивали ручки наружу. Впрочем, это случалось ненадолго: на время переходов ручки малыша снова прятали внутрь. Иногда в люльку помещали различные душистые съедобные травы, чтобы ребенок мог поиграть с ними. Но это не сильно помогало, поэтому ношение в такой колыбели можно смело считать своего рода первым экзаменом в жизни малыша на стойкость и выносливость.

Эти колыбели-люльки были двух размеров: побольше и поменьше. Маленькие с плоским жестким каркасом использовались для детей до года. Считалось, что жесткая основа люльки даст ребенку прямую сильную спину и ровные ноги, а мягкая поддержка шейных мышц и головы позволит сформировать красивую форму черепа. Когда ребенок подрастал, его перемещали в бОльшую по размеру люльку, но носили только во время путешествий или походов куда-либо. Существовали также другие формы: "сидячий" вариант, в форме лодки, кольца, но они были менее распространены. Подробнее см.здесь

Сначала ребенка клали в люльку, затем затягивали шнуровку, чтобы он не выпал, далее, с помощью ремня люлька крепилась к спине матери (в районе талии). Верх переноски - если это было необходимо - поддерживали руками. В результате получалась конструкция, весьма отдаленно похожая на заплечный рюкзак. Ребенок всегда находился в вертикальном положении, за исключением моментов, когда мать просто держала его в колыбели на руках. Во время работы женщины частенько могли подвесить люльку на сук или даже прислонить ее к дереву или другой поверхности.

Итоги:

На примере рассмотренных стран можно вывести две основных закономерности:

  • Независимо от существующих традиций слингоношения в отдельно взятой стране период новорожденности везде имеет особое значение и связан не только с определенными ритуалами, но и повышенным вниманием и заботой как о самом младенце, так и его матери. В уход за малышом и помощь по хозяйству включаются папы, бабушки, дедушки, старшие дети, давая возможность матери восстановиться после родов. Ситуации, когда матери с первых дней приходится носить на себе ребенка и работать,  обусловлены тяжелыми жизненными условиями и отсутствием возможности получить помощь. В таких случаях младенца берут с собой, носят горизонтально спереди или за спиной (в зависимости от рода занятия матери) или же оставляют (подвешивают) в колыбели рядом с работающей матерью.
  • За исключением индейцев Северной Америки ношение новорожденных и младенцев практически во всех регионах мира следует физиологическим особенностям развития ребенка. Его положение повторяет положение на руках матери. Вопреки сложившемуся в России мнению,  нигде не носят новорожденных вертикально за спиной с болтающейся головой. Более того, есть народности, которые уделяют особое внимание поддержке головы и шеи новорожденного как при шитье слинга, так и при непосредственном ношении. В связи с отсутствием вертикального ношения в период новорожденности у подавляющего большинства народов, говорить о физиологичном разведении ножек в положении "лягушки" в общем-то не приходится. Однако, стоит отметить, что  среди подросших детей далеко  не везде соблюдается этот принцип: во многих европейских, азиатских странах, Северной Америке малышей носят с выпрямленными ногами.

В заключение хочется добавить, что строить далеко идущие выводы на основе изложенных фактов наверное все же будет не вполне корректно: на нашей планете огромное множество народов со своими обычаями, традициями и тонкостями воспитания детей. Однако чем большее количество стран мы рассмотрим в ракурсе традиций ухода за новорожденными, тем больше элементов мозаики встанет на свое место, позволит вывести общие закономерности и более четко увидеть различия в традициях разных культур.

 

Источники:  http://www.slingomir.com/
http://www.thebabywearer.com/
www.unr.edu
http://www.rebozoway.org/
Beatrice Fontanel "Babies celebrated"

Порядка 70% информации было собрано в результате личной переписки
 с жителями и путешественниками обозначенных стран.
Автор - Корнилова Алла, г.Томск