Все о слингах

Северная Америка, Канада: люлька-кокон.

 

Давайте  обратим свой взор на северную сторону земного шара. Коренные народы Северной Америки, Канады, а также жители Скандинавии носили своих детей в специальных переносках - люльках, имеющих форму кокона. По-английски их название звучит как cradleboards. Они представляют собой плоскую основу из дерева с бортиками и завязками.

Детей носили с рождения и до того момента, как они начинали ходить - обычно это случалось около года. Впрочем, некоторые матери носили детей и дольше года, если того требовали обстоятельства.

Сначала ребенка клали в люльку, затем затягивали шнуровку, чтобы он не выпал, далее, с помощью ремня люлька крепилась к спине матери (в районе талии). Верх переноски - если это было необходимо - поддерживали руками. В результате получалась конструкция, весьма отдаленно похожая на заплечный рюкзак. Ребенок всегда находился в вертикальном положении, за исключением моментов, когда мать просто держала его в колыбели на руках. Во время работы женщины частенько могли подвесить люльку на сук или даже прислонить ее к дереву или другой поверхности.


Фото 1: Мать из племени Киова с ребенком. Источник http://www.csulb.edu
Фото 2: Источник http://www.nau.edu/
Фото 3: Аризона, Фотограф H. Armstrong Roberts, 1936. Источник http://museum.utep.edu
Фото 4: Люлька племени Киова (апачи), датируется 1890-1900. Фото с сайта http://www.thestoryoftexas.com

В таком "домике" ребенок проводил довольно много времени, он был стеснен в своих движениях, и лишь когда подрастал, ему вытаскивали ручки наружу. Впрочем, это случалось ненадолго: на время переходов ручки малыша снова прятали внутрь. Иногда в люльку помещали различные душистые съедобные травы, чтобы ребенок мог поиграть с ними. Но это не сильно помогало, поэтому ношение в такой колыбели можно смело считать своего рода первым экзаменом в жизни малыша на стойкость и выносливость.


Фото 1: источник http://womenofthefurtrade.com. Фото2 : источник http://www.flickr.com
Фото 3: автор Quincy Tahoma (1920-1956) "Mother and Child in Cradleboard",
источник http://www.adobegallery.com. Фото 4: источник http://www.flickr.com

Эти колыбели-люльки были двух размеров: побольше и поменьше. Маленькие с плоским жестким каркасом использовались для детей до года. Считалось, что жесткая основа люльки даст ребенку прямую сильную спину и ровные ноги, а мягкая поддержка шейных мышц и головы позволит сформировать красивую форму черепа. Когда ребенок подрастал, его перемещали в бОльшую по размеру люльку, но носили только во время путешествий или походов куда-либо. Существовали также другие формы: "сидячий" вариант, в форме лодки, кольца, но они были менее распространены.

Выбор материалов, используемых для создания подобной люльки, варьировался у разных племен и обычно зависел от доступности тех или иных природных ресурсов. Основа изготавливалась из гибких пород деревьев типа ивы, впрочем, иногда использовались сосна и дуб, тростник и даже просто кора. Затем основу обтягивали оленьей  кожей или шкурами других зверей.  Над головой ребенка делали дугообразное покрытие - оно служило не только защитой от солнца и ветра, но и могло предохранить лицо ребенка от царапин и ушибов, если вдруг ему случится упасть. На дугу часто подвешивали яркие бусины в качестве развлечения для малыша. К задней стенке крепился ремень, которым люлька привязывалась к матери. В качестве подкладки использовались натуральные мягкие материалы, такие как лишайники, мох, пух, измельченная кора. Такая прослойка не только создавала мягкость, но и позволяла впитывать лишнюю влагу, если младенцу случалось описаться. По мере  увлажнения подкладку вытаскивали и заменяли  новой.

У каждого племени были свои традиции по созданию и украшению люльки. Иногда право ее создания передавали главе племени (шаману), но чаще всего это было привилегией членов своей семьи. Если мать по каким-то причинам не успевала сама изготовить люльку, то инициативу брала на себя другая женщина из этого же рода: сестра, тетя, мать, свекровь. Для украшения применялись самые различные материалы: мех, ткань, веревки, бисер и т.д. Создание люльки обычно сопровождалось молитвами, песнопениями и добрыми мыслями о малыше, а в плетеных узорах матери воплощали все свои мечты о будущем ребенка.

Существует огромное множество фотографий колыбелей-коконов, в том числе и сохранившихся экземпляров, которые можно увидеть на различных тематических выставках. Некоторые племена, например шошоны, навахо (самый многочисленный индейский народ Северной Америки), до сих пор носят своих детей в таких люльках. Правда, и материалы теперь используются более современные - натуральные ткани, легко отстирывающиеся и воздухопроницаемые.

Девочки часто играли с игрушечными люлечками - точными маленькими копиями обычных люлек.

На фото справа - игрушечная модель люльки длиной около 13 см. Такие игры поощрялись, ведь они помогали взращивать в девочках материнские чувства, ответственность и заботливость. Фото с сайта http://www.ancientwayswest.com

Иногда люльки передавали по наследству, из поколения в поколения, но и создание собственной люльки для каждого новорожденного было обычным явлением. Красивые люльки считались семейной реликвией и ценились как предмет истинного искусства.

В период между 1870 и 1920 годами подобные люльки-коконы были широко распространены, но начиная с 1950 года, они практически вышли из употребления, будучи вытесненными колясками и детскими манежами. Впрочем, некоторые народности, к примеру, то же племя навахо, по сей день стремятся сохранить традиции своих предков и поэтому бережно передают секреты создания люлек из поколения в поколение.  В некоторых регионах Канады до сих пор к рождению детей дарят такую колыбель-кокон. Современный образец представляет  собой кожаную сумку moss bag, раньше их выстилали мхом, а теперь этого, конечно, не делают. Сумку красиво украшают вышивкой из бисера, кружевами и другими декоративными элементами. Нельзя сказать, что такие подарки активно используются современными мамами, скорее это дань традициям и обычаям  своих предков.

Сейчас люльки  во множестве делают в качестве игрушек для девочек и красивых сувениров.


Фото с сайта http://www.petermanshipdesigns.com

В США традиция носить малышей в перевязи удостоилась особой чести: она вошла в "золотой запас" Америки в буквальном смысле этот слова. Речь идет о так называемом "золотом долларе США", на котором изображена Сакагавеа (Sacagawea) -индейская женщина из племени шошонов, которая, неся собственного сына-младенца на спине, прошла тысячи миль с первой трансамериканской экспедицией Льюиса и Кларка (1804-1806-е года) от Западного до Восточного побережья Северной Америки и обратно. 

В 1997г. Конгресс США принимает решение о выпуске новой 1-долларовой монеты. Она получила название доллар "Сакагавеа" ("Sacagawea"), по имени индейской девушки, изображенной на аверсе.
Аверс монеты был выбран в результате конкурса, проведенного среди 120 победителей предварительных конкурсов. Автором дизайна аверса монеты является художница Гленна Гудэйкр (Glenna Goodacre), а прототипом индейской девушки Сакагавеа стала женщина по имени Ренди'Л Хе-доу Тетон (Randy'L He-dow Teton) из индейского племени шошонов. За плечами у Сакагавеа — ее маленький сын Жан-Баптист. 

Запечатлен момент, когда индейская девушка указывает дорогу белым исследователям во время знаменитой экспедиции Мериветера Льюиса и Вильяма Кларка по освоению просторов Запада. Эта экспедиция вошла в историю как "Освоение Запада". Монеты начали выпускать в 2000г.

Вопрос о том, каким образом Сакагавеа несла своего сына вызвал немало толков. Было опрошено множество историков и коренных американских племен, а также подробно изучено изображение Сакагавеа, которое создал известный скульптор Glenna Goodacre. На монете сын легендарной женщины привязан к ней полотном ткани.

Существует версия о том, что Сакагавеа несла своего малыша в люльке-коконе, что было естественным для того времени. Изображение тканевого лоскута на монете объясняют тем, что на ней слишком мало места для того, чтобы можно было с приемлемым качеством изобразить младенца в люльке и его мать.

Впрочем, и в пользу версии с лоскутом есть свои доводы. Так в путевых журналов путешественников не было найдено никаких четких указаний на то, каким же все-таки образом Сакагавеа несла своего сына. В записи от 29 июня 1805 Льюис упоминает некое приспособление под названием "bier", однако, никакого описания он к этому не прилагает. В некоторых источниках это слово трактуется как "москитная сетка". На основании этих фактов была выдвинута версия о том, что возможно Сакагавеа переняла обычаи племени Hidatsa, в котором она жила с 11 лет, и где подобный способ ношения детей был в обиходе.

Третья версия родилась после беседы с шошонами, среди которых жива легенда о том, что Сакагавеа несла своего сына в люльке, но в результате перипетий путешествия она его потеряла, а потому вполне возможно, что какой-то участок пути она несла своего сына, привязанным лоскутом ткани или сетки.

Нужно отметить, что Сакагавеа оказалась очень полезной экспедиции. Ее сила духа перед лицом опасностей и лишений позже стала легендарной. Присутствие индейской женщины и ребенка в экспедиции помогало улучшить отношение к отряду со стороны индейских племен и Кларк, один из руководителей экспедиции, нередко говорил, что "женщина в отряде мужчин - символ мира".

 

Автор статьи - Корнилова А.В., г.Томск, 2009

При написании статьи были использованы материалы сайтов:
http://www.unr.edu
http://www.usmint.gov/
http://www.westwardwaters.org
http://www.slide.com
http://www.saskschools.ca/

* В статье возможны изменения и дополнения. У вас есть интересная информация? Пришлите ее нам! mamatomskru@mail.ru

Рекомендуем также:
Сообщество в ЖЖ,  посвященное этническим слингам
http://community.livejournal.com/ethnic_carriers/

Статья размещена до 01.01.2020г.