Выбираемся из животика

Влияние родов на формирование психики человека

Это сообщение будет во многом непривычно для вас. Непривычны подходы трактовки и объяснения тех явлений, которые постоянно отмечаются в практической деятельности акушеров и над сутью которых многие акушеры мало задумываются. В самом деле, попробуем ответить на самые, казалось бы, простые вопросы:

  • Когда начинается психическая жизнь человека?
  • Каково влияние матери на психику новорожденного?
  • Как влияет процесс родов на психику рождающегося человека?

Словом, много вопросов возникает и не на все сегодня можно получить ответ. Многие психологи приводили эмпирические доказательства того, что существует "эмбриональная память плода", "память опыта рождения" и даже память на события, отличавшиеся в жизни предков ("архетипы" К.Г. Юнга). Эта точка зрения имеет значительное распространение, во многих странах мира акушеры, психиатры и психологи пытаются добыть факты, подтверждающие это положение.

Влияние процесса родов на формирование психики рождающегося человека

Основные положения такого рода были объединены около 30 лет назад американским ученым Харрисом: "Общими для многих теорий родовой травмы является предположение, что чувства, вызванные этим событием, записываются мозгом и хранятся в нем в некоторой форме". 20 лет назад современные исследователи ряда ведущих стран объединились в "Национальные ассоциации пренатального воспитания". Такое воспитание происходит благодаря физическому, эмоциональному и ментальному "материалу", который плод человека получает извне, т.е. из окружающей биологической или социальной среды. Воззрения о психической жизни плода стали основными для нового раздела науки о человеке - трансперсональной психологии.

У истоков трансперсонального движения стояли А. Эйнштейн, Н. Бор, В. Гейзенберг, Р. Оппенгеймер. Это движение поддерживали Янг, Капра, С. Гроф. В трансперсональной психологии процесс родов предполагается ключевым в формировании психики и сознания человека. Механизмом такого влияния считаются так называемые перинатальные матрицы. Последние составляют важную роль "бессознательного психического", которое по положениям трансперсональных психологов, имеет уровни:

  • Биологический - отражает индивидуальный опыт;
  • Перинатальный - включает клише событий, связанных с пренатальным развитием и родовой деятельностью.
  • Трансперсональный - распадается на две категории: расширение сознания до объекта окружающего мира и расширение сознания до архетипов.

Что касается плода, то в последние десятилетия делаются попытки связать особенности развития родов и состояние плода в разных стадиях родов с формированием у плода стойких функциональных структур (материя), являющихся базовыми для его психических и физических реакций.

Итак, матрицы - это стойкие функциональные структуры ("клише"), которые являются базовыми для многих (если не для всех) психических и физических реакций в течение всей последующей жизни человека. Положение о формировании матриц при родах постепенно становится оригинальной теорией. Полученные на сегодня данные говорят о правоте теоретиков - трансперсональных психологов.

Активация сформировавшихся матриц является основой реакции человека в его повседневной жизни. В некоторых случаях (при нервно-психической нагрузке, сильных психических переживаниях, в состоянии крайней усталости и утомления) активация матриц выражается в развитии соматического, психологического или психического расстройства, либо включается упоминавшаяся матрица "индивидуального конденсирования опыта" (биографическая).

Остановимся на формировании матриц подробнее. Чаще всего психологами, работающими в роддомах, выделяются 4 периода, в каждом из которых формируется своя перинатальная матрица. Первая матрица формируется в конце беременности и в начале I периода родов (в его латентную фазу, т.е. до 4-х сантиметров открытия маточного зева), вторая - в активную фазу до начала II периода родов, третья - во II периоде родов при прохождении плода по родовым путям, четвертая - в момент рождения ребенка и первые минуты его жизни.

В настоящее время начаты и частично завершены специальные наблюдения о характерных для каждой матрицы особенностях психических и соматических реакций. Особенно много для изучения перинатальных матриц сделано американским психиатром польского происхождения Станиславом Грофом.

Первая матрица имеет особое значение. Процесс ее формирования обусловлен сложнейшими процессами развития плода, его нервной системы, органов чувств, различными двигательными реакциями. Именно первая матрица делает способным организм плода и рождающегося ребенка формировать сложные психические акты, например, при обычном положении плода она отражает биологическое единство плода и матери. При идеальных условиях так оно и есть, и образуемая матрица проявляется отсутствием границ сознания, "океаническим сознанием", связанным "с природой - матерью", дающей пищу, безопасность, "блаженство". При действии неблагоприятных факторов в течение первых месяцев и лет жизни может появиться симптоматика, содержанием которой будут неосознанная опасность, "неприветливость природы", извращенные восприятия с параноидным оттенком. Предполагается, что при возникновении у такого человека уже в зрелом возрасте психического расстройства, основной симптоматикой будут параноидные нарушения, ипохондрия. При различных осложнениях в течение беременности (гипоксия внутриутробного плода, эмоциональные срывы у матери во время беременности, угроза прерывания беременности и др.) формируются воспоминания о "плохом лоне", паранойяльное мышление, неприятные телесные ощущения (дрожь и спазмы, синдром "похмелья", отвращение, ощущение подавленности, галлюцинации в виде встречи с демоническими силами и т.д.).

Вторая матрица формируется в течение относительно короткого периода времени (4-5 часов) при усилении схваток. Плод впервые после периода "блаженства" и безопасности, начинает испытывать сильное внешнее давление, агрессию. Активация этой матрицы при действии неблагоприятных факторов на протяжении последующей жизни человека может приводить к выявлению в нервной системе пациента, т.е. в памяти ситуаций, угрожающих выживанию или целостности тела человека. Возможны и переживания нахождения в замкнутом пространстве, апокалиптические видения мира, зловеще окрашенного в темные цвета, чувство страдания загнанности в ловушку, безвыходной ситуации, которой не видится конца, чувство вины и неполноценности, бессмысленность и абсурдность человеческого существования, неприятные телесные проявления (ощущение гнета и давления, сердечная недостаточность, жар и озноб, потливость, затрудненное дыхание).

Конечно, все положения о матрицах в значительной степени являются гипотезой, но некоторые подтверждения гипотеза получила при изучении пациенток, перенесших кесарево сечение. Последнее приводит к тому, что рождающийся посредством кесарева сечения ребенок не проходит 3-ю и 4-ю матрицы. Значит, эти матрицы не могут проявиться в последующей жизни.

С. Гроф, специально занимавшийся этим вопросом, делает вывод, что "достигнув уровня рождения под гипнозом те кто был рожден кесаревым сечением сообщают о чувстве неправильности, как будто они сравнивают способ, каким пошли в этот мир с какой-то филогенетической или архетипической матрицей, показывающей каким должен быть процесс рождения. Удивительно, как им явно не хватает переживания нормального рождения - содержащегося в нем вызова и стимула, столкновения с препятствием, триумфального выхода из сжимающего пространства".

Конечно же, это знание послужило основанием для разработки специальных приемов. При родах с помощью кесарева сечения трансперсональные психологи полагают, что для устранения последствий неожиданного разрыва контакта с матерью должен быть предпринят ряд специальных мер непосредственно после рождения (уложить ребенка на живот, поместить в слегка подогретую воду и др.) и тогда у новорожденного происходит вырабатывание "психологически благоприятного впечатления о мире".

Вместе с тем известно, что опытные акушеры уже давно стремятся (в случае отсутствия страдания плода) при операции кесарева сечения сдержать стремительное извлечение новорожденного, ибо это через ретикулярную формацию способствует включению дыхательной системы, точнее, первого вдоха новорожденного.

Признание роли перинатальных матриц делает возможным придти к принципиально важному выводу о том, что в утробе матери плод живет собственной психической жизнью. Конечно, последняя ограничена бессознательным психическим, но, тем не менее, плод может регистрировать происходящие в родах собственные психические процессы. Знание картины активации матриц позволяет прогнозировать симптоматику развития клинической картины в конкретных условиях воздействия вредных факторов.

В качестве примера практического значения изучения перинатальных матриц, остановимся на исследованиях Ф. и Т. Тернеров. В их работе, озаглавленной "Психотерапия неврозов на основе перинатальной памяти" авторы с помощью анкеты выяснили особенность течения беременности матерей пациентов, которые болели неврозами. Предложив на основании исследования методику лечения неврозов, авторы успешно использовали ее на 10 тыс. пациентов в 23-х странах. В основе терапии лежит учет особенностей беременности и родов. Авторы смогли разработать рекомендации акушерам в психопрофилактике дородового периода.

Изучение перинатальных матриц должно способствовать выяснение их биологической роли в жизни человека. Эти познания позволяют не только понять механизмы психической деятельности, но и разработать практические приемы психопрофилактики здорового человека и терапии больного.

В последнее время появились новые наблюдения, расширяющие положение о роли перинатальных матриц. Есть подтвержденное психотерапией мнение о возможности активации матриц как механизма усилия естественных эволюционно выработанных способов физиологической защиты и выздоровления организма.

На беременность, роды и послеродовый период организм матери реагирует, помимо известных и изученных реакций, активацией собственных перинатальных матриц. Таким образом, в родах изменяется уровень сознательного в психике, активируются необходимые для организма перинатальные матрицы. Степень и выраженность активации матриц определяется бессознательным (подсознанием).

Примером могут являться исследования об изменении сознания женщины в родах (Л.И. Спивак, К.Р. Вистранд, В.В. Абрамченко, И.Б. Каплун, 1993-94гг.). Они описали необычные психические феномены, возникавшие при физиологических родах у 133 рожениц. Наиболее часто отмечались субъективные ощущения "необычности собственных психических процессов" (42,9% в родах и 48,9% после родов), "почти телепатический контакт с ребенком" (20,3% и 14,3%) или такой же контакт с родными и мужем (12% и 13%), а так же феномен "отключения" от происходящего и наблюдения за собой со стороны (6,8% и 5,3%). Отмечено, что у повторнородящих пациенток у 23% эти феномены встречались в каждых родах, у 22% - только в первых и у 35% - только во вторых. Многие женщины обозначают эмоциональный фон в родах как "радость, сосуществующие вместе с болью". Но это чувство "больше, чем обычная радость и счастье". Профессор Р.П. Нарциссов, пытаясь охарактеризовать это эмоциональное состояние необычного душевного подъема и счастливого переживания предложил термин "сладостные роды" (partus felix), который однако многими оспаривается из-за схожести со словом "сладострастие".

Д. Тандер для обозначения эмоции женщин при родах использовал термин А. Мэслоу "пиковое переживание", указав, что оно "сильнее любого упоения счастьем". Е. Шестел выделял "магическую радость" в отличие от "реальной радости". "Магическая радость" может изменить характер жизни и восприятие мира. В философии существует понятие "синергии" - слияние с Богом, которое чувствуешь в молитве. Рождение - возможно и есть то самое слияние с Богом, независящее от личности.

Под изменением сознания сейчас понимают разновидность сознания здорового человека, находящегося в необычных условиях существования. В нашем случае такими условиями существования являются физиологические роды. Итак, приблизительно у 50% женщин при физиологических родах наблюдаются психические феномены, являющие необычными в их повседневной жизни. При исследованиях не выявилось зависимости от общего физического состояния пациенток, тяжести и длительности родов или от личностных и психических особенностей. Феномены, таким образом, возникают непроизвольно (бессознательно) и самими пациентками трактуются как "необычные" для них. Однако, повторнородящие, испытавшие такие переживания в первых родах, считают их "нормальными", обычными для родов и охотно сообщают о них. Принято считать, что роды являются физиологическим актом, к которому организм матери эволюционно подготовлен.

Изменение сознания женщин при родах можно трактовать как выражение защиты мозга от "истощения сознания". Это отражает основное свойство психики - самоорганизацию и саморегуляцию. Изменение сознания способствует активации или включению защитных физиологических механизмов оздоровления.

Д. Винникот полагает, что в родах у женщин возникает особое состояние, названное им "первичная материнская сосредоточенность", при которой часть личности отключается, а остающаяся часть сосредоточивается на родах, на заботе о ребенке, т.е. "регрессия матери служит целям продолжения рода". С. Гроф сообщал по этому поводу: "… когда плод развивается в матке, бессознательное матери как бы воспроизводит историю ее собственного эмбрионального развития и, с другой стороны, процесс родов активизирует память о рождении самой матери, поэтому, когда она дает жизнь своему ребенку, происходит связывание с бессознательной записью о моменте ее собственного рождения".

Итак, коротко подытожим сказанное. Существующая во время беременности на базе организма матери дуальная психофизическая структура при родах разрушается и начинается уже раздельное существование матери и ребенка. Обеспечение правильного "сценария" этого процесса (который и остается фиксированным в перинатальных матрицах ребенка), да еще в условиях непосредственной опасности для жизни, представляет для роженицы настолько напряженную и сложную задачу, что выполнить ее женщина может лишь опираясь на базовые структуры, т.е. на собственные перинатальные матрицы. В более широком плане назрел междисциплинарный контакт между акушерством с одной стороны, семиотикой и культурологией - с другой. Такой контакт в первую очередь должен быть сосредоточен на внутренней жизни двуединого психического субъекта "мать - дитя".

Автор статьи - к.м.н. Н.Д. Подобед
Источник http://agps.ru
Опубликовано с разрешения администрации сайта