Автор: Leto
Опубликовано: 31.03.2015

Знаете ли Вы, сколько денег ежемесячно тратится на фрукты, а сколько на бензин? Ведете ли Вы домашнюю бухгалтерию? Многие хорошо знают, что это такое, но сами не ведут. Зачем, мол? Живем от зарплаты до зарплаты, чего там высчитывать?
Тем временем экономисты считают, что домашняя бухгалтерия – первый шаг к оптимизации семейного бюджета и улучшения финансового климата.

Рассмотрим случаи, когда ведение «книг учета доходов и расходов» жизненно необходимо:

1) Когда Вы не вписываетесь в свой бюджет. Это происходит, если Вы не можете распределить расходы равномерно, если у вас нет резервов, если вы, в принципе, бюджет не планируете, если каждый месяц вам приходится «занимать до зарплаты».
2) Когда у Вас есть кредиты и/или другие долги. С кредитами шутки плохи, многие испытали это на себе. Поэтому, как только над семьей виснет некое долговое обязательство, сразу необходимо браться за домашнюю бухгалтерию – она поможет систематизировать денежные потоки и без проблем погасить кредит, не ущемляя основных потребностей семейного бюджета.
3) Вам нужно накопить определенную сумму денег. В современном обществе мало кто обладает талантом копить и экономить. Система потребления нацелена на тотальное высасывание денежных запасов из кошельков. Однако осознанный подход и хороший стимул в виде билетов в теплые края помогут правильно распоряжаться деньгами.
4) Обстоятельства заставляют Вас считать деньги. Иначе говоря – Вы просто умный человек. Ибо деньги счет любят (с)
5) У Вас улучшилось финансовое состояние. Допустим, Вы сменили работу или Вас повысили в должности, или Вам достался пакет акций «Газпрома»… В любом случае при увеличении объема денежного потока происходит увеличение вашей ответственности – у вас больше забот о эффективном распределении, инвестициях, создании резервов… Иначе Вы можете попросту спустить эти деньги, даже не заметив куда.
6) Вы хотите улучшить финансовое состояние. Ведение домашней бухгалтерии часто направлено на улучшение финансового климата в семье. Очень часто деньги тратятся несогласованно, неэффективно. Часто берутся кредиты там, где можно было бы, пересмотрев затраты, элементарно сэкономить. Если Вы хотите стать богаче, Вам необходимо увидеть в полной мере все свои денежные потоки. И все встанет на свои места.

Как это работает?

Для начала нам необходима мотивация, как и в любом другом важном деле. Зачем? Зачем нам вести эти скучные записи? Мы уже об этом немного поговорили, еще раз коротенечко:
• Я смогу быстро погасить кредит
• Я смогу накопить на машину/отпуск в Италии/операцию по улучшению зрения
• Я смогу экономить
• Я стану спокойнее. Человек, который в каждый конкретный момент знает, какой суммой он располагает и что ждет его в ближайший месяц гораздо спокойнее человека, у которого деньги утекают в неизвестном направлении. По этим же причинам я буду более уверена в себе.
• Я смогу эффективно контролировать свои доходы и расходы – у меня появится свободная сумма денег на любую текущую цель (фитнесс, регулярный массаж, походы в кино, создание накоплений)
• Я смогу грамотно инвестировать свободные денежные средства и получить от них большую прибыль
• Я смогу мотивировать себя больше зарабатывать
• Я увижу долю спонтанных и ненужных покупок, смогу отказаться от них ради пунктов выше
• И другие цели, актуальные сейчас для Вас

Допустим, с мотивацией мы разобрались. Что дальше? Дальше мы берем тетрадку и ручку/открываем Excel/ставим любую из многочисленных программ на ноутбук/качаем приложение в телефон и начинаем записывать свои доходы и расходы. Все.
Здесь есть нюанс и две точки зрения. Одни считают, что расходы нужно записывать все вплоть до спичечного коробка, другие считают, что можно ограничиться группами «продукты», «одежда» и т.д. На деле все зависит от Вашей цели и уровня достатка здесь и сейчас. Если Ваш бюджет существует в катастрофическом дефиците, если у вас есть долги или другие неблагоприятные аспекты – вам необходимо вести учет расходов как можно точнее. Простой пример. Я покупаю продукты в гипермаркете, не обращая особого внимания на цену сыра, колбасы, фисташек, «растишек» и шоколада. Пришла домой и записала в блокнот «Продукты – 5 тысяч рублей». Если мне важны все эти продукты и пять тысяч для меня сумма небольшая, то да. Я могу не детализировать. А если у меня на кассе от сумы «5 тысяч рублей» волосы шевелятся и приобретают белый оттенок, то хорошо бы посмотреть, чего это я там накупила. Быть может, сыр можно было взять попроще, все равно я натру его в пиццу, или отказаться от дорогой колбасы, заменив ее куском мяса, спросить себя, а нужно ли мне столько шоколада и почему бы не купить вместо «растишек» обычного кефира?
Особенно тщательно мы должны записывать спонтанные расходы. Это, в первую очередь, распродажи, акции из серии «5 по цене 4х» и т.д. Это то, о чем мы перед походом в магазин не думали, а в магазине не удержались и прихватили. И одно дело, если мы просто забыли внести соевый соус в список покупок, а, увидев его на полке вспомнили, что кончился. Ну а как жить то без соевого соуса?? Но бывают случаи, когда мы покупаем что-то просто так, поддавшись сиюминутной слабости, за компанию, из-за красного ценника, а потом не знаем, что с этим делать. Эти расходы нам предстоит выделять отдельным блоком. У меня затраты на такие спонтанные покупки суммарно по разным сегментам в первый месяц составили 20% моих расходов. Кончено, бОльшей части предметов и продуктов применение нашлось, но можно было бы спокойно обойтись без них. Например, Вы тратите 1000 рублей в месяц на нечто совершенно ненужное, а порой даже вредное. В год получается 12 тысяч – а это, в общем-то, телефон. Или половина стиральной машины. Или половина горящей путевки на Кипр. Как Вам сникерсы по такой цене?
Далее мы анализируем сводки по доходам и расходам за последние три месяца. И здесь начинается процесс оптимизации. Если сначала мы просто наблюдали и фиксировали, то теперь пришло время действовать. Первым делом оптимизируем расходы. Если вы думаете, что оптимизация – это экономия, то вы неправы. Оптимизация – это поиск наиболее эффективного решения. В зависимости от ваших насущных проблем цели у оптимизации будут различные. Но один самый главный совет все-таки мы разберем.

Таблица приоритетности

tab

В первую группу у нас попадают срочные и важные расходы, например, выплаты по кредитам. Коммунальные платежи — менее срочные, но очень важные. Продукты тоже можно разделить на срочные и несрочные, важные и неважные. Обувь зимняя бывает срочная и очень важная, если это единственная пара и на дворе снег. А бывает несрочная и неважная, если это замшевые полусапожки для выхода в театр. И такие сапожки мы покупаем, когда удовлетворены все вышестоящие потребности.

Определение приоритетов в расходной части тоже дело непростое. Специалисты считают, что первоочередные расходы – это плата по кредитам, создание резервов и создание накоплений. Т.е. получив зарплату, мы не покупаем, первым делом, новую сумочку. Мы платим кредит, откладываем тысячу-другую в резерв, еще тысячу-другую-третью на летний отдых, а только потом переходим к тратам второго уровня. По-хорошему, совершая каждую покупку, вы здесь и сейчас решаете — насколько это срочно и важно?

Еще одна крайне полезная привычка – составление ежемесячного бюджета. Конечно, сначала Вы будете записывать туда самые крупные затраты – недельный бюджет на продукты, затраты на бензин, коммунальные платежи, плата за детский сад и кружки-секции, запланированные расходы на покупку одежды и бытовой техники. Постепенно ваш бюджет станет более детальным. Расходы будут распределены более эффективно – таким образом, что у вас не будет возникать дефицитов. А если они будут оставаться, то стоит задуматься о возможных вариантах увеличения доходов. Если же ваши доходы всегда больше, чем расходы, то вам следует подумать о создании резервов и инвестиций. Инвестиции – это не только удел миллионеров. Точнее сказать, любой миллионер начинается с инвестиций. Если Вы никогда не выйдете за рамки накопления в шкатулке, вы никогда не разбогатеете по-настоящему. Конечно, инвестировать в любую заманчивую идею рискованно, вам придется изучить этот вопрос, получить новые навыки и, возможно, по-другому взглянуть на жизнь. Попробуйте просто записывать и соизмерять свои доходы и расходы и посмотрите, как изменится ваше финансовое положение, ваши привычки и ваша жизнь!

Автор — Екатерина Федотова, г.Томск

2015

Яндекс.Метрика