Автор: Екатерина
Опубликовано: 09.11.2016

Высокий уровень эмоционального интеллекта – основа успешной личности, согласитесь? Но часто в погоне за ранним развитием, скорочтением, иностранными языками, мы забываем о самом главном – чувствах. Сегодня здоровый человек – это человек, осознающий и принимающий свои эмоции, человек, действующий  из понимания основополагающих чувств, которые его к этому действию побуждают. Успешный человек – это человек, понимающих других и умеющий убедить людей. В наше время знания доступны всем, но многие далеки от своих чувств и эмоций, поэтому важно в развитии детей достойное место уделить эмоциональному интеллекту.

Важнейшими составляющие эмоционального интеллекта являются:

  1. Умение понять свои эмоции и управлять ими. Восприятие себя как хорошего человека. Взращивание адекватной (высокой) самооценки.
  2. Способность распознавать и признавать чувства других и умение взаимодействовать с окружающими, находить с ними общие точки соприкосновения, способностью, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
  3. Способность справляться со сложными и стрессовыми ситуациями
  4. Умение быстро и эффективно реагировать на изменившиеся обстоятельства
  5. Жизненный фон: оптимизм и чувство счастья

Что мы подразумеваем, когда говорим о развитие эмоционального интеллекта у детей?

Распознавание своих и чужих чувств. Удивительно, но этой способностью обладают не все взрослые. Если вы считаете проговаривание чувств чем-то незначительным, начните это делать для себя (в первую очередь) и для ребенка, и увидите, как изменится ваш мир.

Развитие эмпатии (способности сочувствовать). У детей эмпатия развита слабо, поэтому важно им показывать сострадание, сочувствие и доброту своим примером.

Позволение проявлять негативные эмоции. Если ребенок зол, обижен, возмущен, расстроен и плачет – не стоит его успокаивать, отвлекать (и не дай Бог подсовывать сладость). Найдите в себе мужество и великодушие выстоять перед негативными эмоциями, принять их и дать им улечься.

Позволение проявлять позитивные эмоции — не менее важный аспект. Все то родителям кажется слишком: визжат дети слишком, радуются слишком, смеются слишком. Вместо того, чтобы стараться «унять щенячий восторг» научитесь радоваться вместе с детьми.

Взращивать внутреннего взрослого. Уметь контролировать и управлять своими эмоциями будет тот, кто будет видеть первопричину поступков и чувств внутри себя. Это внутренний локус контроля, развить который у ребёнка можно через обучение самостоятельности: позволяйте детям почаще справляться с ситуациями самому, предлагайте разные способы решения проблемы на выбор, возлагайте ответственность за различные домашние дела и поощряйте помощь ребенка по дому, покупкам или организации семейных мероприятий. Важно также учить ребёнка не обижаться на других.

Базовое доверие к миру воспитывает свободного, спокойного и уравновешенного человека. Носите ребенка на руках, выполняйте его просьбы, уважайте его и демонстрируйте свое доверие миру. Почаще собирайтесь в кругу большой семьи с дедушками, бабушками, дядями и троюродными сестрами – пусть ребенок чувствует себя частью большого!

 

Эмоциональный интеллект можно развивать и в игровой форме. Хорошо с этой задачей справляются ролевые игры, многие настольные игры и специальные занятия, не требующие ничего, кроме вашего времени и желания поиграть с ребенком!

romashka22b

«Курсы актерского мастерства».

Приготовьте карточки с описаниями различных ситуаций из жизни детей. Ребенок должен с помощью жестов, звуков и выражения лица изобразить, что чувствует герой ситуации.

«Угадай!».

Закройте лицо руками, а когда откроете, на нем должна быть изображена какая-то эмоция. Предложите ребенку угадать, что вы изобразили. Потом поменяйтесь с ребенком ролями.

«Как я говорю?»

Попробуйте произнести одну и ту же обычную фразу, например: «Доброе утро!», с разными интонациями (радостно, грустно, зло, удивленно, испуганно и т.д.) Пусть ребенок попробует угадать эмоцию. Придумайте другую фразу и поменяйтесь ролями.

«Опиши друга»

Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.

Упражнение  выполняется  в   парах   (одновременно   всеми  участниками).Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

«Мое настроение»

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Детям предлагается рассказать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении — все зависит от фантазии и желания ребенка.

«Портрет самого лучшего друга»

Цель: развитие анализа и самоанализа.

Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:

— Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом?  Что для этого надо делать, как себя вести?

В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:

— Помогай друзьям.

— Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.

— Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.

— Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.

— Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.

— Спокойно принимай советы и помощь других ребят.

— Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.

— Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): — Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»

—  Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

— Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

«Маски»

Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Каждому из участников дается задание — выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление… Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

 
Просмотров: 918

Яндекс.Метрика