Автор: Екатерина
Опубликовано: 24.03.2017

Кем ты станешь, когда вырастешь? Это едва ли не первый вопрос, который начинают задавать ребенку после «Как тебя зовут?». У многих народов даже есть такая традиция – на первый день рождения (когда ребенку исполняется 1 год) в разные углы комнаты кладут предметы, символизирующие профессии (деньги-купец, молоток – рабочий, нож – воин, зерно – земледел), и смотрят, куда ребенок пойдет-поползет. Тот путь он и выбирает.

проф1

В жизни современного ребенка очень много строится вокруг будущей карьеры. Считается, что нужно решить этот вопрос, как можно раньше. Но как? Как тогда получаются армии безработных людей, которые в 20 и в 30 просиживают перед компьютерными играми «в поисках себя»? Как ребенок, не знающий жизни, может сделать такой выбор?

Когда у психологов заходит речь о формировании детской «самости», то они обычно советуют дитятку вообще не трогать без запроса. Не отдавать его на футбол, пока сам не попросит, не приводить в музыкальную школу во исполнение собственной мечты. И даже роботостроение может оказаться вовсе не тем. Главная задача детства – получить максимально широкую картину мира. Но тут есть некоторые нюансы. Иногда родители пытаются дать настолько широкую картину, что мир лопается. Мы его, значит, и на развивайку по Доману, и кубики Зайцева, и Моцарта с утра до ночи, два языка, и танцы, и йога, и каратэ, чтобы постоял за себя, по выходным у нас живопись и конная езда, а он глаза закатил и ничего не хочет. Утрирую, но есть и такое. Людмила Петрановская, например, говорит, что если ребенок лежит и ничего не хочет, значит, вы хотите (или хотели ранее) от него слишком много.

Есть и другая крайность. Мол, изолировать нужно ребенка от всего этого современного хаоса. Вот раньше жили….. А просил ли ребенок? Что с ним станет, когда ему придется таки выйти в реальный мир. Вдруг он не захочет жить в лесу или жизнь, элементарно, заставит – срубят лес?

проф3

Сейчас очень много всего, теряются родители, теряются дети. И что для нас было непоколебимо, сейчас не выдерживает критики. Например, бухгалтер. Хорошая специальность, которая 20 лет назад была гарантией стабильности. Но через 5-10 лет такой профессии не будет совсем – все будет делать программа.

Давайте отвлечемся: вспомните детство. Могли ли вы себе представить то, что имеете сегодня? Например, скайп? Или часы, которые измеряют количество шагов, советуют поспать или отправиться на пробежку? А как насчет яндекс-карт? Или Интернет-шоппинга? Невероятные вещи, правда? И как мы можем диктовать ребенку, кем ему стать?

Что мы знаем о желаниях ребенка? Даем ли мы ему мечтать? Переодеваться? Наряжаться? Обыгрывать разные профессии? Умеют ли наши дети делать что-то своими руками. Среди молодых мам, например, огромное множество примеров, когда девушка начинает вязать в 25. Начинает, увлекается и это становится делом ее жизни. Шитье, моделирование, тортики, хлеб, сумки, резьба по дереву, украшения, глина… Огромное количество того, чего мы не попробовали в детстве, потому что бежали с одного интеллектуального кружка на другой. Или мы это пробовали, любили, умели, но родители посчитали несерьезным. Разве может кондитер заработать на достойную жизнь? Сегодня – да. А тогда, может быть, нет.

Очень важно давать ребенку делать то, что он любит. Ведь в 8-13 лет большинство еще знают, чего хотят, к чему лежит душа. Но у многих «надо» раздавливает, закрывает, испепеляет это желание.

Итак, первое, что родители позволяют детям – мечтать, учиться, пробовать и реализовывать. Даже, когда страшно, даже если он изобретает вечный двигатель или выращивает мох.

Оглянитесь вокруг, как много людей в 40 лет возвращаются к детской мечте с подбитыми крыльями. И начинают маленькое дело – вырезать деревянные игрушки, учить английский язык, писать потрясающие книги, готовить, строить, рисовать, шить. Они переживают нешуточный кризис, когда уже семья-обязательства-возраст, а ты тут, свежеиспеченный талант… но обретают себя и идут в гору.

Второе, чему мы можем научить детей – никогда не поздно изменить маршрут. Можно хотеть стать биологом, а потом захотеть стать юристом. Можно сначала быть бухгалтером, а потом хлебопеком. Можно менять университет, работу, жизненный план. Нужно иметь смелость быть честным с собой.

проф2

В конечном итоге в отношении выбора профессии все сводится к одному. К тому же, к чему и любая современная и древняя родительские парадигмы – любите и следуйте. Создавайте среду. Если ребенок просит играть в хоккей, то поиграйте на ближайшем катке. Не обязательно сразу бежать и записываться в секцию. Если хоккей – это его, то скоро все это поймут. Если девочка просит шить, не бойтесь испортить ткань или уколоть маленькие пальчики. В наш век сложных технологий и огромного количества возможностей необходимо научить детей всем этим эффективно пользоваться и управлять.

По каким параметрам можно отличить взрослого человека от ребенка? Чтобы повзрослеть, нужно научиться строить отношения, управлять личными границами, временем и ответить на вопрос «кто я?». И этот ответ может меняться, как могут меняться отношения со временем и личными границами.

 

Профессия – это акт любви, и никогда – брак по расчету (народная мудрость)

 

 
Просмотров: 495

Яндекс.Метрика