После того, как вы РАСХЛАМИТЕ и организуете вашу детскую, важно научить ребенка поддерживать в ней порядок. Прежде всего проведите экскурсию для детей: расскажите, что и где теперь располагается в детской комнате. Посоветуйтесь с ребенком, правильно ли вы отнесли игрушку к выбранной категории и удобно ли вы все расположили, возможно он захочет что-то поменять. Разрешите ему быть хозяином в его комнате.
Как научить ребенка поддерживать порядок:
- Немаловажное значение имеет ваше влияние.
Очень люблю фразу: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, они все равно будут на вас похожими». Я думаю, никто не будет оспаривать справедливость этих слов. Будьте для ребенка примером! Например, при организации детской для вас, возможно, проблемным шагом станет- расхламление игрушек, потому что ребенок их не отдаст. Как правило, если дети цепляются за все (!!!) игрушки, а не за самую любимую, то у них просто нет наглядного примера расхламления родителей. Начните с себя. Идите к своему шкафу и покажите пример. Знаю по собственному опыту, это непростой шаг. Но этот шаг окупится с лихвой! Избавившись от завалов, вы вдохнете полной грудью, избавитесь от плохого настроения, у вас появится больше времени для интересных и нужных дел, вы привлечете в свою жизнь благополучие.
2.Напоминайте детям, что у каждой вещи теперь свое МЕСТО.
Объясните ребенку, что со своей стороны вы создали все условия, чтобы он мог сам без вашей помощи убрать в своей комнате. Если раньше было по-другому, то это в прошлом, теперь детская- это его зона ответственности, и за порядок в детской теперь отвечает ребенок (или дети). Поэтому всячески помогаем ему привыкнуть к новым правилам – с любовью и терпением учим детей возвращать их вещи на свои места. Помните, что для закрепления привычки должно пройти не меньше месяца.
3. Приучать к порядку лучше, как можно раньше
При уборке обязательно учитывайте зону ближайшего развития ребенка. Что это значит?
Подумайте, что ребенок может делать сам/ с мамой/не может даже с мамой. Например,
- в 6 месяцев ребенок сидит и наблюдает, как мама убирает мячики в корзину
- в 9 месяцев мама подставляет корзинку, ребёнок сам складывает мячики
- в 1 год ребенок сам доходит до корзинки и складывает мячики
- в 1,5 года ребёнок уже бежит до корзинки, чтобы забросить мячик
Делайте уборку с ребёнком в игровой форме, тогда динамический процесс заинтересует его и превратит скучную уборку в увлекательное занятие. Предлагаю варианты игр, которые помогают мне: делимся на 2 команды и соревнуемся, кто быстрее соберет мячики или все игрушки синего, красного, зеленого цвета. Возможна игра на время- кто сколько уберет за 1 минуту или пока играет музыка и тд. Вариантов игр великое множество, главное позитивный настрой мамы. Я ни разу не встречала отказ детей на такое предложение «поиграть»- у мамы всегда очень много дел и такую возможность весело провести время ребенок не упустит!
Важно! Если дети между собой соперничают, лучше объединить их в одну команду против вас, например. Или всем объединиться в борьбе с общим воображаемым противником- беспорядком.
4. Обозначить время в течение дня, когда нужно делать уборку, допустим за 15 минут до сна.
5. Рекомендую завести календарь и определить периодичность уборки, отмечая выполненное. Мне с моими детьми очень помогла доска мотиваций. Образец смотрите ниже.
Сделал дело, отметил галочкой или наклейкой- получи подарок, причем сами понимаете, подарок не материальный (ведь мы только что расхламились!), я рекомендую приучать детей к эмоциональным подаркам- поход в кино, батутный центр, парк или то, что любит ваш ребенок.
Закончить наш полезный разговор, посвящённый порядку в детской, хочу на оптимистичной ноте. Хочу поделиться с вами формулой порядка в детской.
Организованный ребенок= родительский пример + удобная организация хранения + отсутствие лишнего
Надеюсь, мои советы были вам полезны. Успехов!
Автор: Нечаева Анна
А если мотивашка работает ограниченное время? неделя-две? а потом опять все скидывается в какие попало ящики (чтоб быстрее), несмотря на то, что все подписано и наклеены картинки и дети сами решили что где лежит?
т.е все-таки надо контролироовать детей долго и каждый день?
Катя, спасибо вам за вопрос. Судя по вашему вопросу я понимаю, что кое-что из того, о чем я писала вы уже применили. Это значит, что: все места хранения с детьми согласованы, игрушки разобраны по категориям, игрушек меньше чем в магазине, доступ к местам хранения открыт. И это не работает? тогда вопрос как давно внедрили? Понаблюдайте что работает (дети убирают, порядок сохраняется), а что нет. Какие могут быть причины? Если нет возможности понаблюдать, надо спросить у детей. Если после устранения причин останутся сложности, напишите мне (Инстаграм, WA) , проведем анализ зоны вместе по фотографиям.
Катя, хочу дополнить и ответить также сразу Нате о мотивашке и контроле.
Вы правы,Мотивашка-временный инструмент. На постоянной основе он не работает, просто потому что проходит время и это становится не интересным для ребенка. Поэтому очень важно на начальном этапе его использовать по полной программе. Если в течение месяца он не помог, дальше не вижу смысла его использовать. Нужно искать новый инструмент.
И мне непонятен вопрос: что значит контролировать? Я писала об играх (!!!) вместе с детьми, которые помогут превратить скучную повинность в увлекательное занятие. Поставьте себя на место ребенка. когда на работе от вас требуют выполнения задания и стоят «над душой» это стимулирует вас? Уверена, что нет.
Контроль должен быть, иначе если пустить все на самотек, будет полная разруха, я не встречала детей, которые без требования родителей наводили порядок. Но как осуществляется этот контроль? Встать рядом с грозным видом или ругать? Если это делать часто, они опять же к этому привыкнут, человек- существо приспосабливаемое. Рекомендую научить их делать это самостоятельно,а вам только по итогам оценить результат и если есть (на ваш взгляд) какие-то недоделки в уборке, отшлифовать результат.