Досуг и отдых

Игры нашего детства

Вспомните, каким было лето в нашем детстве. Мы просыпались, быстро завтракали и бежали на улицу – там уже собралась дворовая компания, сейчас начнутся игры. Прятки, салки, казаки-разбойники, вышибалы, шалаши на деревьях, гонки на велосипедах и так до бесконечности, точнее пока домой не «загонят».

В каждом дворе у этих игр были свои нюансы, передавались они из поколения в поколение, но в какой-то момент эта преемственность оборвалась. Что-то стало опасным, что-то неактуальным или просто с появлением компьютерных игр на игры дворовые места в жизни оставалось все меньше. И вот они почти исчезли. Изредка еще, гуляя по тихому двору, без нагроможденных друг на друга автомобилей, можно заметить на дорожках стрелки от «казаков». Многие родители с нежностью вспоминают свое детство и хотят научить детей «тем» играм. Чем же они лучше компьютерных и почему так полезно проводить лето во дворе?
Конечно, все скажут – подвижные игры лучше неподвижного времяпрепровождения у монитора. Однако, у дворовых игр гораздо больше преимуществ:
- Активная социализация
- Развитие ловкости, координации движений и выносливости
- Свежий воздух и солнце 
- Умение играть в команде
- Приобретение навыков решения конфликтов, нахождения общего языка с разными людьми и разными темпераментами, общение в разновозрастной группе.
- Развитие фантазии, воображения, творческих способностей
- Разнообразие деятельности =  полноценный отдых

Давайте же вспомним наши игры. И, может быть, поиграем в них с детьми – своими или целым двором. А там, посмотрим, может они постепенно вернутся в нашу жизнь, вытеснив веселым смехом майнкрафт из наших домов  ;))

Одна из самых простых и популярных игр – «Тише едешь – дальше будешь». В этой игре тренируются выдержка и внимание. На просторной площадке отчерчиваются на расстоянии около тридцати метров одна от другой две линии – «старт» и «финиш». У первой стоят все играющие ребята, а у второй линии-финиша стоит водящий. Пока водящий произносит фразу: «Тише едешь – дальше будешь. Раз, два, три!» игроки стараются максимально приблизиться к финишу. По окончании фразы водящий поворачивается, кто не успел вовремя остановиться или пошевелился, водящий отправляет на линию старта. Игрок, который первым добирается до финиша побеждает и становится водящим. 

Помните, какими яркими выходили мы и наши ровесники на улицу? Одна из самых цветастых игр детства называлась «Светофор». На ровной площадке чертили дорогу. Все игроки, кроме «светофора», выстраивались на одной ее стороне. «Светофор» караулил на «дороге». Стоя спиной к игрокам, он называл какой-нибудь цвет. Если игрок мог отыскать на себе названный цвет (одежда, бант, заколка и т.п.), он брался за него рукой и спокойно переходил через «дорогу». Если же ничего подходящего не находилось, ему оставалось только быстро перебежать на другую сторону. А «светофор» должен был ловить нарушителей. Тот, до кого он дотрагивался, сам становился «светофором».

Еще одна известная и не менее яркая игра – «Краски-раскраски». Один из игроков назначался «чертом» (или «монахом»), еще один – «продавцом» (или «мамой»), все остальные были «красками». Каждая из «красок» загадывала себе какой-нибудь цвет и тихонько сообщала его «продавцу». Причем, если хотелось побегать, загадывали самые простые цвета: синий, зеленый, розовый и т.п. Если же кому-то из игроков было лень бегать, он загадывал себе что-нибудь вроде изумрудного и преспокойно просиживал всю игру. Итак, «краски» и «продавец» садились на длинную скамейку. «Черт» («монах») подходил к ним и говорил: «Тук-тук!» «Продавец» спрашивал: «Кто там?» – «Я черт с рогами, с горячими пирогами, на лбу шишка, в кармане – жареная мышка!» Или: «Я монах в синих штанах!» «Продавец» интересовался: «За чем пришел?» – «За краской!» – «За какой?» Здесь черт называл какой-нибудь цвет. Если такой краски нет, «продавец» отвечал: «Такой у нас нет! Скачи по дорожке на одной ножке!» «Черт» делал круг почета на одной ноге и возвращался за новой краской. Если же названная «краска» присутствовала среди сидящих, «продавец» говорил: «Есть такая. Платите столько-то». Пока «черт» «расплачивался» – хлопал рукой по ладони продавца нужное количество раз (использовался возраст игрока), «краска» вскакивала и убегала.

Дальше существовало два варианта развития событий. Вариант первый: «черт» пытается поймать краску. Пойманная «краска» становится «чертом». Если же игрок сумел вернуться на скамейку – игра продолжалась. Вариант второй: как только названная «краска» побежала, «черт» как можно быстрее проговаривал: «Стоп коли-коло, раз, два, три. Точка!» На последнем слове бегущий игрок должен был остановиться. Теперь «черту» необходимо дойти до «краски», определив заранее, сколько нужно сделать шагов. Естественно, чем дальше успела убежать «краска», тем сложнее это проделать.

Шаги тоже были примечательными: простые, гигантские (очень широкие), лилипутские (махонькие шажочки), верблюды (плевок вперед и шаг сверху), цыплячьи, или кирпичики (пятка в носок) и др. В разных компаниях выдумывались свои варианты шагов. Итак, «черту» говорят, какими шагами он должен двигаться (например, цыплячьими и лилипутскими), а «черт» определяет на глаз, сколько и каких шагов он должен сделать. Выполняет все это и старается дотронуться до «краски». Если получилось – «краска» становится «чертом».


В «Казаки-разбойники» играли дети каждого двора по всему Советскому Союзу. Это азартное приключение, квест, как сказало бы сегодняшнее поколение, длилось порою по нескольку дней. Мы заходили домой поспать, утром снова делились на команды и с новыми силами удирали от преследователей. И каждый чувствовал себя опытным следопытом, распутывающим хитросплетения чужих следов и меток. Одна команда в своем штабе считала до определенного числа (если все умели, то до 100), другая тем временем удирала, по пути оставляя мелом стрелки, указывающие направление своего движения. Стрелки ставились не слишком часто и не всегда на видном месте. Они появлялись и на стволах деревьев, и на стенах домов, и на деревянных скамейках. На перекрестках и развилках дорог стрелки раздваивались, чтобы запутать преследователей. В общем, одни удирали, другие догоняли, решая по пути массу логических задачек и учась ориентироваться в пространстве. 


«Салки-догонялки-кватчи» еще встречаются на наших площадках. Их было много видов, у каждой компании свои особенные. Однако, самыми распространенными можно назвать:
•    Салки с «домиком» – то же самое, только выбирается зона (песочница, круг на асфальте и прочее), куда игроки могут забежать и передохнуть, там «салить» нельзя, но и сидеть долго в «домике» тоже.
•    «Выше ноги» – чтобы избежать «засаливания», нужно запрыгнуть на что-нибудь и задрать ноги вверх («Выше ноги от земли» / «Салки-ножки на весу»), правда, по правилам задирать ноги тоже долго нельзя.
•    «Чай-чай, выручай!» – в этой версии салок, «засаленный» может остановиться, крикнуть эту волшебную фразу и ему на выручку прибегут друзья, но водящий на чеку, и есть вероятность, что к одной «жертве» добавятся вторая и третья.
•    Сифа – в этой версии «салят» не рукой, а «сифой» (тряпкой, скрученной веревкой и любой «вонючкой», какую найдешь во дворе); в кого попали, тот становится сифой, то есть водящим.

Пожарники или Бояре
Эта простая игра отлично развивает в ребенке командный дух, понимание, что в одиночку можно выручить целую команду, ощущение себя, как часть нерушимой цепи, ответственность и стремление к победе. Все ребята во дворе делились на две команды. Одна команда кричала «Пожарники-пожарники, дайте нам огня». Им отвечали «Какого?». Команда бралась за руки и называла имя «Огонька» (обычно старались выбрать кого-нибудь послабее, чтобы он не смог разорвать цепь). Выбранный ребенок с разбега должен разорвать цепь. Если это удается – он забирает одного игрока в свою команду, если нет – остается в первой команде. 

Мастхэв любой дворовой компании – упругая длинная (метра 3-4) «резиночка». Двое игроков (обычно это были девочки) натягивают резиночку прямоугольником. Третий игрок прыгает.
Уровни:
1.    резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня!);
2.    резиночка на уровне колен (справлялись почти все);
3.    резиночка на уровне бедер (как-то умудрялись!);
4.    резиночка на талии (почти никому не удавалось);
5.    резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее (за гранью фантастики).
На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.


Игра доступная даже для малышей – Море волнуется раз. Не смотря на свою «простоту» она очень полезна – развивает внимательность, координацию движений, стойкость и фантазию. Ведущий говорит всем известную фразу «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – морская фигура замри». Кто не успел замереть или начал первый шевелиться – проиграл. 
Из этой же серии  есть игра про сову и мышек. Ведущий говорит «День» (днем сова спит) – мышки бегают по полю. Как только ведущий говорит «ночь» - мышки замирают на местах, а сова начинает охоту. Кто пошевелился – тот жертва. Сова его съедает. Победил тот, кого сова так и не смогла «съесть».

 

Пожалуй, любимая игра мальчишек – Ножички. На земле/песке/скамейке очерчивается круг. Игроки кидают по очереди ножичек, чтобы захватить себе кусок земли и отвоевать побольше у противника. Существует множество версий игры в «ножички» под разными названиями: «земля», «города», «скамейки», «бабки-дедки», «танчики», «кораблики», «футбол», «морской бой». Эта игра развивает не только меткость и умение обращаться с оружием, но еще и аккуратность, и стратегическое мышление. 


Кто не играл в Классики? Все играли в Классики )) Эта старинная детская игра популярна во всем мире. На асфальте рисуются классы – от первого до десятого. Играющие, прыгая на одной ноге, ей же толкают «бит(к)у» (шайбу или плоский камень) из квадрата в следующий квадрат, стараясь не попасть битой на черту и не наступить на черту ногой. Совсем маленьким детям разрешается прыгать на двух ногах.
Из последнего квадрата нужно вытолкнуть битку за пределы игрового поля. После успешного окончания первого кона игрок бросает битку во второй квадрат, и так далее до прохождения всех квадратов.
После прохождения простого 1-го уровня (стоя на 2 ногах и перешагивая) из десяти конов следуют более сложные уровни (на одной ноге, исключая 4-й) по 10 конов каждый:
•    второй — на одной ноге;
•    третий — наоборот (другой стороной ступни);
•    четвёртый — двумя ногами одновременно (после этого игрок выбирает домик, то есть клетку, в которую никто, кроме него, вставать не может);
•    пятый — прыжки через одну клетку;
•    шестой — не показывая зубы;
•    седьмой — кидая битку из пятого класса;
•    восьмой — согнувшись;
•    девятый — ручеёк, то есть десять раз на одной ноге из первого сразу в десятый (то есть вправо) и обратно;
•    десятый.
Вариант:
•    1 — простая
•    2 — хромая (на одной ноге)
•    3 — кочерга (битка выбивалась влево)
•    4 — левша (прыгали на левой ноге)
•    5 — королевская (нельзя перетаптываться, один прыжок — один удар)
•    6 — контрольная (если совершил ошибку переходишь в 1 класс)
•    7 — слепая (битка кидалась вслепую)
•    8 — выпускная

Выигрывает тот, кто первым пройдет все уровни быстрее других. Последующие места распределяются соответственно порядку завершения игры.
Обязательные условия:
1.    с биткой в одном классе не стоять двумя ногами (исключая четвёртый уровень);
2.    не топтаться и не подвигать битку в одном классе;
3.    бросивший битку и попавший на черту пропускает кон;
4.    не прошедший кон игрок ждёт своей очереди в новом круге и повторяет его;
5.    не наступать на линии квадратов.

Отдельная история, когда кто-то выносит на улицу мяч. С мячом игр тоже было огромное множество.
С маленькими мячиками (теннисными или такого же размера) дети играли в «Попугайчики», подкидывая мячик и выполняя определенные упражнения:

  • ­    Подбросить мячик вверх и, когда он упадет и отскочит от земли, – поймать.
  • ­    Невысоко подбросить мяч и поймать. Подбросить мяч вдвое выше и поймать. Последний раз подбросить мяч как можно выше и поймать.
  • ­    Взять мячик в правую руку, отпустить, чтобы он начал падать вниз, и тут же поймать на лету. Тот же трюк проделывается и левой рукой.
  • ­    Мячик кладется на ладошку, слегка подбрасывается вверх, ловится тыльной стороной ладони, снова подбрасывается и ловится одной или двумя руками.
  • ­    Рука с мячиком заводится за спину, делается бросок из-за спины, и мячик ловится спереди, но уже другой рукой.
  • ­    Подбросить мячик вверх, хлопнуть в ладоши, а затем поймать мячик. С каждым броском увеличивается и число хлопков (обычно до пяти).

Каждый игрок выполняет задания пока не ошибется или не уронит мяч. Потом ход переходит к следующему ребенку. Кто первый закончит всю программу – тот победил.

Игра «Десятки» или «Десяты» доставляла немало неудобств жителям первых этажей. Ведь именно они страдали от ударов мяча о стену. В «десятах» побеждал тот, кто первый выполнял все задания:
•    Десять раз подряд ударить мячом об стену, отбивая его, как в волейболе.
•    Девять раз стукнуть мячом об стену, ударяя по нему ладонями снизу.
•    Бросить мяч восемь раз под правую ногу об землю так, чтобы он отскочил к стене, а от стены поймать мяч руками.
•    Теперь семь раз, но под левую ногу.
•    Стоя лицом к стене, шесть раз бросить мяч сзади между ногами об землю так, что бы он отскочил к стене и затем поймать его в руки.
•    Теперь то же самое, но пять раз и стоя спиной к стене.
•    Четыре раза бросить мяч об стену так, чтобы он отскочил от нее на землю, с отскока от земли снова ударить об стену и затем поймать.
•    Ударить мяч об стену три раза, сложив ладони лодочкой.
•    Два раза ударить мяч об стену сложенными вместе кулаками.
•    Ударить мяч об стену прямым пальцем один раз.


Аналогией игры «Десяты» является игра «Лягушка». На стене очерчивали горизонтальную линию (чем выше – тем интереснее и профессиональнее). Мяч ниже этой линии кидать запрещено, иначе игрок теряет свой ход. По очереди дети бросают мяч о стену, он ударяется об землю, отскакивает, и в этот момент играющий должен подпрыгнуть и перепрыгнуть мячик. Кто заденет мяч, тот получает букву от слова «л-я-г-у-ш-к-а». Кто первый соберет всю лягушку, тот проиграл. 

Особое веселье во дворе вызывала игра «Калека». Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мячик. Если кто-то не смог его поймать, то игрок, который бросал мяч, «забирает» у штрафника какую-нибудь часть тела. Например, ногу (игрок продолжает играть, стоя на одной ноге), руку (нужно ловить мяч одной рукой), глаз (его закрывают), рот (не разговаривать). Если «одноногий» бросил мяч кому-то из игроков, а тот его не поймал, «калека» может вместо «отбирания» части тела вернуть что-то недостающее себе и продолжать игру уже вполне «здоровым». «Калека», не справившийся со своей утратой (например, не удержавшийся на одной ноге), покидает круг. Последний «выживший» игрок объявляется победителем. 

«Картошка». Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то из игроков мяч не отбил, он садится на корточки в центр круга, а игра продолжается. Любой игрок по желанию может выручить «провинившихся». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. «Освобожденный» (тот, кого коснулись мячом) вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то из игроков это удалось, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место

Еще одна игра на ловкость, гибкость и быстроту реакции - «Вышибалы». Два игрока становятся в разных концах площадки, а все остальные дети в середину. Выбивающие бросают мяч и пытаются попасть в тех, кто бегает в центре круга. А задача последних, увернуться и остаться в игре как можно дольше. Сначала играть легко, но бывают два-три ребенка, которых выбить очень сложно. 

Если ребята уставали бегать, скакать, искать и упражняться с мячами, то все усаживались на длинную скамейку, и здесь в ход шли другие игры. 
Наиболее подвижная из них Колечко-колечко. Эта игра развивает способность совершать незаметные манипуляции, ловкость, быстроту реакции и наблюдательность.  Игроки протягивают сложенные лодочкой ладони, а водящий, держа в ладонях маленький предмет (колечко, камушек или пуговичку) по очереди обходит всех игроков и произносит считалку «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю».

С этими словами он должен незаметно вложить «колечко» в руки одному из игроков. Потом водящий говорит «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Везунчику, которому достался подарок нужно вскочить и убежать, а задача всех остальных -  угадать у кого спрятано колечко, остановить или поймать беглеца.

Еще одна интересная игра на внимательность – Числа. Из всех играющих выбирались два ведущих. Они загадывали число от 1 до 100 (если все умели считать до этой цифры). Остальные игроки по очереди пытались отгадать число, а ведущие помогали им словами «больше» и «меньше». Когда кто-то, наконец, угадывал число, ведущие спрашивали: «Что тебе?» Изначально предполагалось, что все игроки не имеют ничего: ни одежды, ни жилья. И обычно, первым делом, требовалась хоть какая-никакая одежка. Не сидеть же на скамейке голым! Игрок заказывал, например, платье, и ведущие удалялись на совещание. Нужно уточнить, что еще до начала игры обсуждался очень важный вопрос: будут ли предложенные «товары» «без брака, без юмора» или же, напротив, «с браком и с юмором». Без брака – приятнее, с браком – веселее. Каждый из ведущих придумывал свой фасон платья, и оба «товара» предоставлялись игроку на выбор. Если «товар» без брака, то платья были самые что ни на есть «принцессные» и наимоднейшие. Если же с браком… О, тут полет фантазии ничем не ограничивался! Каких только одежек мы не придумывали: из бумаги, целлофана, мха, колючек, проволоки, железа, с дырками в самых немыслимых местах… Из двух предложенных нарядов игрок выбирал тот, который ему больше по душе (из двух зол выбирал меньшее). И уходил загадывать число вместе с модельером своего платья. А второй ведущий занимал место игрока на скамейке. Игра могла продолжаться до бесконечности или до тех пор, пока игрокам будет уже нечего больше желать: каждый получит и немыслимую одежду, и шикарные дома, и машины, и яхты, и самолеты.

И последняя в нашей статье игра – «Золушка». Это не про бал и не про платья, зато про примерку туфелек. Еще не вспомнили? Все игроки усаживаются в ряд на скамейку, снимают по одной туфле и сваливают их в общую кучу. Водящий отворачивается, ему показывают обувь и спрашивают: «Кому?» Он называет имя кого-нибудь из игроков. Так продолжается до тех пор, пока не закончится обувь. Игроки надевают по второй туфле и веселятся. Наибольшее веселье доставляла Золушка, когда в нее играли все вместе – мальчишки и девчонки разных возрастов. 

Конечно, это далеко не весь список. В нашем детстве было настоящее разнообразие – живое, веселое и радостное. Подарите ребенку кусочек своей радости, поделитесь своей любимой игрой и зарядитесь всей семьей отличным настроением!