Школьная жизнь

Учиться, учиться и еще раз учиться. Как пойти в начальную школу?

 

Говорят, что каждый ребенок, поступая в школу, переживает один из самых сильных кризисов в жизни. Возможно. Но и родители не остаются в стороне, ведь выбрать ребенку школу, учителя, образовательную программу – это серьезнейшая задача, которая очень часто определяет будущее семейства на ближайшие 11 лет. 

Если 20-30 лет назад наши родители зачастую были избавлены государством от этой головной боли, то родителям сегодняшним приходится несладко. Как жили наши мамы и папы? Они заканчивали школу максимально успешно, чтобы максимально удачно поступить в ВУЗ, отучиться там не менее успешно, чтобы, опять же, получить максимально удачное распределение. За них все решили. Хорошо это или плохо, судить не нам. Было так, как было.

Но мы с вами сегодня живем иначе и очень часто приходим к выводу, что успешность успешности рознь, а удача и неудача понятия чрезмерно размытые. В нашей жизни уже не все так очевидно, поэтому нам хочется, чтобы дети могли приспосабливаться, чтобы они могли мыслить линейно, нелинейно, вдоль и поперек, чтобы они обладали даром убеждения, предвидения и, желательно, гипноза. Одни родители мечтают вырастить гениев, другие – лидеров, третьи мечтают, чтобы их дети были собой, чтобы они могли сохранить свою интуицию, самостоятельно нашли свое призвание и при этом были достаточно эрудированны, чтобы это призвание достойно реализовать. 

И вот, со всем этим багажом мыслей мы плавно приближаемся к окончанию детского сада или попросту семилетию. Что дальше? Достойна ли средняя школа нашего ребенка? Не навредит ли она ему своими «совдеповскими» порядками? Разовьет ли? Обеспечит ли достойный уровень? В общем, первое, с чем сталкивается родитель при выборе подхода к образованию – это собственные непережитые страхи/травмы и собственное же мировоззрение. Кто-то сразу решает оставлять ребенка на домашнем обучении. Мы сегодня об этом говорить не будем, тема отдельная, бесконечная, если переходить в дискуссию. Мы поговорим о тех, кто таки идет в школу. Какая она, школа?

Для родителей школа – это:

  • местонахождение
  • учитель
  • система или программа образования

Все эти три вопроса должны быть продуманы заблаговременно. Например, если вы решили идти в школу, которая располагается на другом конце города, кто будет возить ребенка? А если этот кто-то заболел?

Учитель в начальной школе, пожалуй, один из главных факторов, на который отзываются родители. Учитель обеспечивает ребенку комфортную обстановку, мотивацию, качество знаний, взаимодействие со сверстниками и т.д. Поэтому, конечно, желательно знать педагога, к которому вы попадете в класс. 

Ну и третий, часто решающий, фактор – образовательная программа. Все программы в России принято условно делить на две категории – традиционные и развивающие. Сразу становится смешно, а что, традиционная система ребенка не развивает? На самом деле разница здесь не столько в заданиях, сколько в подходе к процессу. Традиционная система использует объяснительно-иллюстративный подход (так учились все мы), а развивающая – деятельный. К тому же есть такой исторический факт. Системы, которые сейчас называют «развивающими» внедрялись и апробировались в то время, когда традиционной считалась единственная принятая в стране. И так уж вышло, что все альтернативные системы и программы стали называть развивающими. 

К самым распространенным традиционным программам, которые приняты в российских школах, относятся программы: Школа России, Перспектива, Школа 2100, Планета знаний, Гармония и несколько менее известных программ. Все они, так или иначе, основаны на той школьной программе, которая когда-то была в Советском Союзе. Особенно это касается программы Школа России, она максимально привычна родителю обыкновенному и доступна обыкновенному среднестатистическому ребенку. Программы Перспектива и Планета знаний подойдут «гениальным» малышам – они сложнее обычных программ, учитывают активное участие родителя в процессе познания и более глубокое погружение в предметы.

Программа 2100 на данный момент является одной из самых распространенных в России, она нестандартная, многоуровневая и по заявлению авторов подойдет как «слабым», так и «сильным», потому как ребенок может выбирать задания разного уровня сложности. Программа Гармония направлена на всестороннее гармоничное развитие личности, на решение сложных задач и творческое мышление…. В общем, все мы прекрасно понимаем – авторы действовали из благих побуждений, и если почитать «рекламные проспекты» к каждой из существующих программ, а они, поверьте, стоят детального изучения, мы увидим, что в школе нынче хорошо, глубоко и перспективно. К тому же, «традиционщики» не гнушаются заимствовать интересные методы и идеи у «альтернативщиков», и эти методы и идеи прекрасно приживаются в обычных средних школах.

Кстати, что же альтернативные системы? Обычно в источниках, освещающих этот вопрос, встречаются всего две развивающие программы – Занкова и Эльконина-Давыдова. Обе системы очень сильные и очень сложные. Ученики профессора Занкова проходят материал очень интенсивно, берут всегда высокий уровень сложности, при этом уделяют особое внимание эстетическому развитию. В системе Эльконина-Давыдова нет привычной всем системы оценок, учеба там направлена не на результат, а на процесс. Т.е. смыслом программы ставится не определенный конечный ответ, а поиск. Дети учатся сами добывать, использовать, анализировать информацию, учатся критически мыслить и оценивать себя самостоятельно, учатся ставить цели и искать разные пути достижения. Но эти две системы далеко не единственные в мире альтернативных.

В России и за ее пределами множество педагогов, пытающихся создать «идеальную школу будущего», и многие делают это успешно. Поэтому всегда есть шанс учиться в единственной школе в городе или даже стране, пропагандирующей определенную альтернативную систему. В Томске всем известна школа Эврика-развитие. Помимо уже упомянутой программы Эльконина-Давыдова там успешно выпускаются классы по системе Монтессори и Вальдорф-класс. Для многих мамочек такое образование вообще немыслимо, хотя бы потому что классы разновозрастные. И дети в них, к счастью своих родителей, занимаются тем, чем хотят. Ведущую роль играют интересы ребенка, родители и воспитатели – это помощники, такое удобное и верное плечо, к тому же всецелопринимающее. Что здесь может быть плохого? – скажет родитель, трепетно любящий свое чадо. Самое парадоксальное, что чаще всего и отпугивает родителей от этих классов – это необходимость мамы и папы жить жизнью ребенка, активно с ним заниматься, посещать множество внеклассных и классных творческих и познавательных мероприятий. 

Как показывает российская практика, альтернативные классы привлекают родителей нестандартным подходом, они более физиологичны (например, в классе можно активно двигаться во время урока), они более разнообразны, они активно используют психологические особенности детей. Взять, например, систему В.И.Жохова, которую в Томске пытаются внедрить уже пару лет. Автор этой системы продумал учебный процесс до мелочей – развитие правополушарной работы мозга, активное движение, постоянно растущий уровень любознательности, оздоровление в каждой капле урока, цветовые решения, полезные для глаз, нелинейное обучение, гендерные и возрастные особенности и т.д. Но все всегда упирается в три «но»: директор, учитель, родитель. 

Директор понимает, что несет ответственность за репутацию школы, соответственно, кому-то хочется выделиться, кому-то наоборот замаскироваться под общую массу. Директору нужен контроль, а для этого нужно, чтобы система имела четкие критерии оценки. И, несмотря на то, что все (ВСЕ) допущенные в школьную эксплуатацию программы отвечают требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, результаты обучение таки случаются разные. 

Учитель должен любить свою работу. А еще он должен любить заполнять очень-очень много документов. Учитель должен душою и телом принимать систему, должен прекрасно в ней ориентироваться (что, например, сложно в случае с Жоховым), должен быть инициативным, активным и всячески распрекрасным. Я, почему, утрирую? Потому что здесь то весь гвоздь. Потому что не так часто учителя идут в новую программу по своей воле, а иногда, отправившись туда по своей собственной воле, имеют право передумать. Особенно значимо это становится в альтернативных системах, где успех системы зачастую зависит от личности учителя. И не так важно – потянет ли мой сын эту программу, куда более важно – потянет ли учитель. 

Что же родитель? Родитель всегда хочет самого лучшего. Иногда он кидается на вывеску «самое лучшее», даже не удосужившись почитать в какой такой сфере это самое есть самое лучшее. Иногда родитель начинает читать, запутывается и пускает все на самотек. Иногда родитель точно знает, чего он хочет, и как только он увидел в какой-либо программе подобным образом сформулированные мысли, он говорит «йес». Но любая программа – это объемный объект. Она имеет несколько сторон, она имеет грани, иногда острые углы, она имеет внешнюю форму и внутреннее наполнение – не всегда заметное с первого взгляда. Поэтому, прежде чем кричать «йес!», даже если очень хочется, нужно все тысячу раз взвесить, измерить и оценить. Каждую понравившуюся программу, каждую систему и каждую идею.

Вот взять, например, Занкова. У него уникальный подход. Он предлагает каждый учебный день начинать с мини-экскурсии. Вот встретила возле школы Марь Иванна 27 восьмилеток, построила и повела 15 минут гулять. Хотя бы гулять, не говоря уже о музеях и выставках. Хотя бы вот просто осеннюю улицу посмотреть – птичек понаблюдать. Представляете? Вы представляете в наших с вами условиях эту блаженную Марь Иванну? Потом она их привела, они все вместе обсудили свои впечатления и написали мини-сочинения. С такого вот праздника жизни начинается день по методике Занкова. Естественно, что такие прекрасные учителя есть. Человека 2-3 на всю Россию, и то хорошо. А если вы, читая или просматривая презентацию программы «купились» на утренние экскурсии? Если вы ведете ребенка в класс ради суперполезных для глаз мультимедийных слайдов, а конкретно в этом классе проектор барахлит, и вместо положенного фиолетового показывает противопоказанный синий? Если вы считаете, что это великолепно – находить 10 способов решения одной задачи, а учитель может найти только три? Подводных камней может быть очень много. Поэтому.

  1. Всегда четко знайте, чего хотите вы и чего хочет ваше чадо. Мало ли, что вы мечтаете быть матерью великого физика. А может, он актер? Чаще всего ребенка ломает не школа, а родитель, увы. 
  2. Оценивайте силы ребенка и свои силы. Есть дети, которые с радостью читают и пишут в 4 года, есть дети, которым легко дается математика в 5, есть дети, которым легко дается только футбол. Так же есть и родители, которые могут часами сидеть и объяснять, а есть те, которые приходят в 9 с работы. Это ни хорошо и ни плохо, это ваша жизнь. Живите по силам.
  3. Ставьте приоритеты. Что важнее – то, что ребенок может пойти в школу в соседнем дворе или что в школе на другом конце города лучше дают историю? Что важнее, математика или огромное количество творческих заданий? Что важнее – вечерний отдых или глубокие знания предмета? Что важнее – играть с ребенком или помочь ему с рефератом? Что важнее – возможность активно самореализовываться или дисциплина? Что важнее – бегать или быть собранным? Если хорошо подумать, то не всегда придется выбирать. Можно ходить в школу в соседнем дворе и наверстывать историю с бабушкой или репетитором, можно отлично знать математику и рисовать ладошками с младшей сестрой по вечерам. Можно ходить в музыкальную школу и иметь тройку по русскому, которая никому не мешает жить. У всех свои приоритеты, расставьте свои и учитесь тому, что ценно для вашей семьи. 
  4. Детально изучайте программы. Образование нынче – это бизнес, какими бы гуманными метафорами все не прикрывалось. Поэтому и здесь маркетинг рулит – каждая образовательная программа обернута в красочную, привлекательную, вкуснопахнущую обертку с переводилками :) Не поленитесь развернуть, понюхать, попробовать и понаблюдать за реакцией. Что здесь важно? Важно, например, посмотреть методические материалы и учебники. Все есть в том же Лабиринте. Сидите и изучаете. Ибо многие родители в процессе учебы говорят «Рабочие тетради для сумасшедшего». Исключите такие удивления. Ищите и детально анализируйте минусы. Нет такой системы, у которой нет минусов. Ни одна система не может подойти идеально всем детям и всем родителям. Если это так – то где-то подвох. Ищите, пока не найдете. При этом если вы увидели запись «программа Гармония – полный отстой» - это в первую очередь говорит об авторе сего комментария. Изучайте все хладнокровно, хладнокровно ставьте диагнозы авторам комментов и ищите их внутренние причины. Так, например, у нас в Томске очень спорная тема – Вальдорфская педагогика. Все, кто ее не понял, плюются далеко и долго. Но это говорит лишь о том, что они_ее_не поняли. Это не значит, что вашему ребенку не подойдет, в равной степени и не значит, что подойдет. Поэтому среди отзывов есть исключительно личные мнения, есть случившиеся факты (Валентина Михайловна бьет детей учебниками), есть мнения экспертов, есть мнения коллег. Есть мнения о школах, об учителях, о системе, о подходе, об учебниках, о родителях. И все это необходимо дифференцировать. 
  5. Проигрывайте разные сценарии. Особенно, если вы идете учиться по альтернативной методике, подумайте и решите, что для вас будет критерием оценки эффективности? Состояние ребенка? Его мотивация? Его почерк? Его знания относительно сверстников-традиционщиков? Что вы будете делать, если вдруг класс закроют? Что вы будете делать, если ребенку или вам не понравится? Родитель должен быть готов ко всему. 
  6. Избегайте стереотипов. Два самых распространенных шаблона: «Традиционные системы устарели» и «Альтернативные системы – для людей со странностями». Вы можете удивиться, но ваш ребенок возьмет и выберет то, чего вы от него не ожидаете. А это, между прочим, его жизнь. 
  7. Возьмите ответственность на себя. Не стоит отдавать своего симилетку системе и надеяться, что уж она то сделает из него человека. Не стоит отчаиваться, если ближайшая школа не может похвастаться суперпродвинутыми программами. В конце концов, все зависит от родителей – мы можем и правополушарное мышление развивать, и спортом вместе заниматься и математику объяснить и с сочинением помочь. Это наш ребенок. Школа не может обеспечить ему и десятой доли того, что можем обеспечить мы. 
  8. Какой бы ни была программа начальной школы – освоить ее довольно просто. Главное, чему должны научиться дети в это время – учиться. Да, научиться учиться. Развить в себе любознательность, социальные качества, жажду к знаниям и творческому поиску. И здесь не столь важна программа, сколько важен настрой родителей и заботливый педагог. Так что, как только отдадите ребенка на подготовку к школе – начинайте готовиться сами.

 

Автор - Екатерина Федотова

г.Томск-2015