Школьная жизнь

О перегрузке дошкольников и школьников

Начался новый учебный год, и многие родители именно сейчас планируют нагрузку своих детей основным и дополнительным образованием. Сколько и чего "взять" в этом учебном году? Как составить и укомплектовать график? Возможно и успеть все, что хочется? Нужны шахматы, но вот еще ребенок очень просит водить на гимнастику.., и бюджет... И время... А может водителя ему нанять, или бабушка справится?

"Ребенок - не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно возжечь" - восточная пословица.

"Мама, послушай, я же не терминатор-два!" - сказал некий ребенок-школьник, обозрев свое недельное расписание, специально вывешенное заботливыми родителями на холодильник....

Последние годы все более популярны становятся занятия для детей-дошкольников , в больших городах это целая "экологическая ниша", целый бизнес. Каждый развивающий центр, любое педагогическое направление бомбардируют сознание родителей в своих рекламных буклетах: " посетив наши занятия....., пройдя программу нашего центра...., ваш ребенок достигнет , сделает, сможет".  Прослеживается подтекст: без занятий ребенок "Не достигнет, Не сделает, не сможет". И, конечно: "наши выпускники...."

Тексты могут быть составлены более или менее профессионально и грамотно, реклама сарафанного радио может давать четкие или расплывчатые рекомендации.. И все это только укрепляет родителей в мысли , что в наше время без дополнительного образования никак. Без него ребенок и "не разовьется" и ни "кем" не станет. Это один из популярнейших и малоосознаваемых мифов современной российской жизни- лежит в основе успешного бизнеса многих детских досуговых центров и очень мешает оценить родителям, насколько же занятия, которые они выбирают для своих детей хороши. Соответствует ли цена и качество? Стоит ли данное занятие времени и сил, которые будут потрачены и родителями и детьми на то, чтобы их посещать?

Тревога за развитие

Правильно ли развивается мой ребенок? Не отстает ли он? Что мы, как хорошие родители, должны сделать прямо сейчас - например в 2 года, чтобы подготовить малыша к школе? Не будет ли ребенок хуже, чем другие?

Такие и похожие на них вопросы одолевают ответственных родителей. Ведь ребенок - судя по книжкам, журналам, телепередачам и рекомендациям разных специалистов- должен не только раскрыть потенциал, но и состояться как личность. Идея о том, что дети растут и развиваются сами непопулярна в наше время. А развивается - наоборот- благодаря занятиям и обучающим программам.

Признак крайней усталости - это отсутствие видимых признаков усталости. "Мама, давай еще ( сходим, посетим, залезем)", - можно услышать от ребенка, который посетил уже сегодня пару-тройку мероприятий. Глаза блестят, и только очень опытный и внимательный взгляд увидит, что блеск это нездоровый. Что он является признаком крайнего перевозбуждения . Перевозбуждение как реакция на перегрузки. Не доводилось ли вам видеть, как электрическая лампочка, которую слегка ударили, до того, как перегорит, начинает светить более ярко. Есть термин " встала на перекал". Так и очень усталый ребенок, до того как сорваться в астению, соматику или истерику, начинает жить на повышенных оборотах? Он двигается и говорит быстрее и эмоциональнее, скорость выполнения заданий тоже может возрасти.

У каждого ребенка свои, индивидуальные признаки перевозбуждения и усталости. Но они стабильно предшествуют срыву. В принципе было бы очень полезно для родителей про эти признаки знать, уметь их замечать и вовремя ребенка выводить из состояния активности. Но если усталость связана с систематической перегруженностью, у родителя чаще всего просто нет такой возможности, потому что скоро нужно собираться на следующее занятие.

Время переварить впечатления, информацию

Как мы знаем, " много хорошо тоже не хорошо". И если за очень обильным столом вы не удержались и съели больше, чем обычно , легкое расстройство желудка весьма вероятно. И это все понимают. И это вполне объяснимо. Последствия же перегрузки информацией и впечатлениями до сих пор неочевидны для большинства родителей. Отчасти , это происходит потому, что в сознании работает мощный дискурс " нужно успеть дать ребенку как можно больше как можно раньше". На эту мысль работает неверно понимаемое утверждение " после 3-х уже поздно", которое неверно истолковано. Более того, до трех ( а также до пяти, до семи, до двенадцати) многое рано. Потому что ребенок не в состояние усвоить, воспринять , переварить. Шашлык - прекрасная еда, но если накормить им младенца, его постигнет жестокое несварение желудка.

В двадцатом веке человечество активно переделывало природу вокруг себя: поворачивали вспять реки, осушали болота, уничтожали воробьев. Потом боролись ( и до сих пор боремся) с последствиями вызванных нами же катаклизмов. Последние 2-3 десятилетия активно идет вмешательство в темпы и свойства развития ребенка, получившее в профессиональных кругах название " форсированное развитие". Последствия такого подхода к воспитанию и развитию пока не ясны. Но в Америке, где так называемое "раннее развитие" вошло в моду раньше, проводились интересные исследования. Там таких детей называют " тепличными" ( по аналогии с овощами , выращенными ускоренными темпами в неестественное для них время года). Чувство меры, ощущение золотой середины - это почти начисто отсутствующие у современного родителя добродетели.

Что дети говорят о своей усталости "Ой, знаете, у меня самый нелюбимый день - четверг! Потому что там у меня сначала логопед ( это такая тетя, которая домой приходит), потом флейта, но на нее идти надо три остановки и там учительница оочень злая , а потом вечером еще английский! А я так по своим куклам соскучилась, и они без меня сидят и плачут Детство перестало быть временем праздности, и мысль о том, что взрослым-то он еще побудет, и довольно долго, а вот ребенком - уже никогда , посещает далеко не всех родителей. Быстрее, быстрее, темп жизни увеличился, и на мировом рынке труда нишу занять не так просто. К этому с младенчества надо готовиться. Отложи машинки, и бегом на немецкий!!..

Рынок услуг дополнительного образования - ресурс или соблазн

Конечно же, в наше время возможностей масса. И в супермаркетах, и в магазинах одежды , и в предложениях туристических агентств. Но про еду большинство понимает, что никуда она с полок не убежит. С изобилием одежды народ постепенно учится справляться и вырабатывать чувство меры. С поездками у многих бюджет проставляет определенные ограничения. Но с изобилием услуг образования картина иная. Очень мощно работает принцип " все лучшее -детям". В смысле - детям -ВСЕ лучшее. Сразу. Или так быстро, как только возможно. Накручиваем друг друга потихоньку На детских площадках, в раздевалке садика, школы или клуба можно услышать примерно такой разговор : - " что у вас в среду? " -"ой, ну среда просто невозможный день, ни минуты свободной . С утра развивающие занятия, потом каток, а после сна приходит логопед" - А в четверг? - в четверг еще хуже, с утра сад, потом английский и вечером бассейн. И мама, у ребенка которой занятий чуть меньше , начинает сомневаться , права ли она, или же стоит нагрузить чадо сильнее. Я не противник развития. Но ведь никто не кормит ребенка обедом через полчаса после завтрака, а еще через час - ужином. Мы понимает, как важны интервалы и размеренность, иначе пища не переварится, не усвоится и толку не будет.

С выбором занятий для ребенка тоже стоит придерживаться определенной диеты: Если попробовать сменить подход, и строить недельную программу ребенка не исходя из того, сколько можно в каждый день занятий впихнуть, и не равняясь на соседку тетю Дашу, а расписывать неделю " методом вычитания": Как мы помним, ведущей психологической деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра творческая, фантазийная и игра с ровесниками. Но если игра так важна, то на времени для нее " экономить " нельзя. То есть ребенок-дошкольник должен иметь возможность не менее 2-х раз в день полноценно играть ( не менее 40-45 мин каждый раз). Это , так сказать, основной урок - урок игры.

А еще для того, чтобы дошкольник полноценно развивался личностно и интеллектуально ему необходимо достаточное количество кислорода и движения. Особенно важно это для городских деток, с малых лет попадающих в группу риска по статье " гиподинамия". Если переводить на бытовой, каждодневный язык, дети двигаются меньше чем им положено, полезно. Чего стоит отсутствие времени на игру. Если у ребенка времени на игру в силу общей загруженности все же не остается, существенно снижается скорость развития его воображения и фантазии. А именно эти способности у дошкольников - предтечи интеллектуальной активности.

Не давая ребенку играть пока он мал, мы лишаем его некоторых " дивидентов" в виде накопленного опыта пройденных в игре ситуаций. Это станет заметно позднее по снижению социального интеллекта и по отсутствию интегративных связей между отдельными разрозненными областями знаний. Именно в игре, а вовсе не над энциклопедиями дошкольник постигает сложнейшие взаимосвязи окружающего мира и начинает ориентироваться в жизни взрослых людей.

Сюжетная игра и спонтанный ( в смысле не по заданию сделанный) рисунок - это главные для ребенка возможности переварить то огромное количество неизвестного, которое его окружает . Пока ребенку не исполнилось 7 лет, время непосредственной интеллектуальной активности еще не настало. Мозг ребенка не готов еще к нормальным и привычным для школьников " левополушарным " занятиям: сидением над прописями и учебниками, выполнением рутинных заданий.

Недетский темп и глубина восприятия

Нельзя не учитывать, что если жизнь ребенка устроена так, что впечатлений и получаемой информации все де больше , чем достаточно, он может - сам того не осознавая - выработать стратегию поверхностного восприятия любой информации. Ребенок вроде и слушает, но вполуха, не вдаваясь особенно в детали. А главное - не запоминает. Психика защищается от перегрузок, сбрасывая лишние знания как балласт. И если раньше подобные особенности можно было наблюдать лишь у загруженных старшеклассников, то последние годы, в связи с изменением обучающих программ и общего подхода к воспитанию, педагоги и психологи бьют тревогу. Потому что дети, только готовящиеся начать обучение в школе , обладают многими качествами " переученных" подростков. Да, их общая информированность и общий интеллектуальный уровень выше, чем у детей такого же возраста 20-30 лет назад. Но их желание учиться, учебная мотивация выраженно ниже.

Отсутствие мотивации - на что оно влияет? Спросите любого педагога , каково это - учить способного ребенка который не желает учиться. Даже если у такого ученика есть дарования, он не может их использовать. Просто потому, что не хочет, и сам не понимает, какой природы это нежелание. Мы, родители , подвергнув ребенка системным перегрузка, можем , сами того не желая, включить у него "автоматически срабатывающую систему предохранения" - выключение мотивации к обучению, отсутствие интереса к новым знаниям. А если подобная система не включится, а перегрузки продолжатся, ребенок рискует приобрести невротические симптомы или свалиться в соматику.

Я намеренно немного сгущают краски, но каждый учебный год бывает не по одному десятку обращений в консультировании и именно с перегрузками и парадоксальными реакциями дете на них. И роднит эти - такие разные сюжеты - то, что родители особенной нагрузки-то и не видят. Как понять, что ребенок перегружен? Игра и чтение книг перестали быть самодостаточными, нормальными детскими занятиями.. Последствия этого станут действительно заметны лет через 15-20, когда а рынок труда выйдет поколение, недобравшее праздности в детстве. Смогут ли они, вынужденные с детских лет функционировать с перегрузкой ипочти лишенные периода нормальной детской праздности работать действительно хорошо, лучше? Используют ли выросшие дети предоставленную родителями " фору"? Благо или зло форсированное обучение и развитие? Ответ может дать только сама жизнь..

А пока многие из нас ставят а собственных детях, занимая их сверх меры, лонгитюдный эксперимент с неясным прогнозом. Нагружать или не нагружать? Развивать или пусть слоняется без дела? Так ведь еще в компьютер залезет - не вытащишь... Никому кроме папы и мамы нельзя передоверить ответ на данный вопрос.

В целом , известно, что: - если решение о еженедельной нагрузке ребенка принимается не "коллегиально" ( всей семьей), а одной только мамой, то оно рискует стать однобоким. - если прогулки заложены лишь в выходные или как время перебежки с одного занятия на другое, то ребенок будет лишен возможности подвигаться, сбросить мышечное напряжение, подкормить мозг кислородом. - если у ребенка нет времени на игру, то он будет истериковать или замедляться ( в зависимости от темперамента) - уровень и характер нагрузки должен соответствовать возрасту, темпераменту, характеру ребенка, а главное - его образовательным способностям и потребностям. - составляя паззл учебной и неучебной нагрузки ребенка полезно понимать, насколько вы " проецируетесь", то есть ожидаете от него, что он выполнит и реализует то, что вам не удалось.

Источник https://snob.ru/