Школьная жизнь

В школе не хватает одного предмета - моего свободного времени

В ноябре 2016г в Испании впервые состоялась забастовка против домашних заданий. Испанская конфедерация родителей-школьников встала во главе этого масштабного события, и целую неделю дети и родители бойкотировали выполнение школьных заданий.

Подобная акция уже имела место быть во Франции в 2012г. , но в Испании это был первый пробный шар. Испания занимает пятое место в рейтинге стран с самым большим количеством домашних заданий. Отгадайте, кто лидирует? Кто сказал "Россия"? Молодцы, садитесь, пять.

Согласно исследованиям международной Организации экономического сотрудничества и развития рейтинг лидеров выглядит так: Россия (более 10 часов в неделю на выполнение домашних заданий), затем Италия, Ирландия, Польша и Испания с 6-6,5часами.  Впрочем, московские педагоги озвучивают совершенно иные цифры: для выполнения домашних заданий ученикам 10-х и 11-х классов необходимо затратить около 20 часов времени в неделю при общей учебной нагрузке около 60 часов в неделю (при шестидневке). Эти цифры значительно отличаются от усредненных статистических данных.

И все же мы не самые-самые. Южная Корея (не путать с КНДР), которая не участвовала в исследовании, переплюнула всех. Корейцы, конечно, жалуются на обилие домашних заданий для школьников, но требовать их отмены никому не приходит в голову. Корейские дети с утра учатся в обычной школе, а потом посещают различные курсы, репетиторов по профильным предметам, по которым они планируют сдавать аналог российского ЕГЭ. В старших классах дети спят по 5 часов в сутки, изнуряя себя подготовкой к экзаменам. Уровень грамотности населения в Южной Корее на сегодня один из самых высоких на планете.  


нажмите для увеличения

В Италии родители также пытались возмутиться загруженностью детей. А один из родителей (Марино Пейретти) даже  написал и выложил в интернет нашумевшее письмо, в котором подробно объяснил, почему его сын не сделал уроки за лето. "Хочу донести до вашего сведения, что и в этом году мой сын не выполнил летнего домашнего задания. Мы многое сделали за это время: катались подолгу на велосипеде, ходили в поход, привели в порядок дом, занимались программированием. В вашем распоряжении есть целых девять месяцев, чтобы привить моему сыну знания и воспитать его, а у меня всего три месяца, чтобы научить его жить", - пишет Пейретти. Дело приобрело довольно серьезный резонанс. Многие родители поддержали этот выпад не удовлетворенного школьной системой отца, но многие и осудили за подрыв авторитета учителя.

 

Испанская ноябрьская забастовка является частью гораздо более масштабного движения, известного под лозунгом: "В школе не хватает одного предмета - моего свободного времени". Финальной целью акции ставится полное изъятие домашних заданий из системы школьного образования. Эта идея кажется не такой уж абсурдной, если вспомнить об успешном образовательном опыте стран, где дети учатся без домашних заданий и в то же время демонстрируют высокие результаты на тестах и экзаменах.

  • Во Франции с 1956года запрещены законодательно домашние задания в начальной школы. Однако,  многие школы не соблюдают эти предписания, идя на поводу у родителей, которые  настаивают на возврате заданий на дом.
  • Бельгия -  вторая страна, где с 2001года количество  домашних заданий было регламентировано на законодательном уровне. Школам не запрещается задавать уроки на дом, но время на их выполнение не должно превышать 20 минут в начальной школе и 30мин в среднем звене.
  • В США в штате Калифорния с 2009г.  запрещено задавать уроки на дом для учеников начальной школы.
  • Финляндия, которая неизменно демонстрирует самые высокие образовательные результаты, не имеет законодательных актов, регулирующих этот вопрос. Но по сложившейся во всей стране практике, домашние задания у учеников не занимают более 10-20 минут в день. В то же время, как отмечает Javier Melgarejo, заместитель директора одного из колледжей в Барселоне, горячий поклонник финской системы образования,  в Финляндии родители четко осознают, что ответственность за образование детей в первую очередь, лежит на них, и только потом - на школе. Рабочее расписание родителей наиболее приближено к учебному графику детей, поэтому у них много возможностей помочь ребенку разобрать непонятную тему, почитать с ним и поисследовать что-нибудь новенькое, тем самым поощряя его желание учиться. 

 

48,5% родителей Испании уверены, что домашние задание негативно влияют на внутрисемейные отношения, вносят напряжение, усталость, раздражение и конфликты. "Мы хотим вернуть свободное время наших детей, чтобы проводить его за общением в семье, а не за уроками" - говорит президент конфедерации José Luis Pazos.  "Мы возглавляем и представляем мнение более 12 тысяч родительский объединений и все они утверждают, что с каждым годом количество домашних заданий непрерывно растет. Школа должна быть местом для образования детей, а дом - для семейного общения и личного развития ребенка в той области, которая ему интересна." Вопреки статистическим 6часам в неделю, согласно опросу более 2000 респондентов, испанские дети на выполнение уроков дома тратят не менее 2х часов в день. 

"В данный момент я живу в Германии, - рассказывает одна из мам, - и могу сравнить образовательную систему обеих стран. В Германии дети умеют учиться и самое важное, делают это с удовольствием. Все домашние задания они делают в школе. В 13:00 у них заканчиваются уроки и они идут обедать. С 14:00 до 15:00 дети делают уроки в классе с помощью преподавателей. Объем домашних заданий намного меньше, нежели в Испании. И после обеда дети имеют в своем распоряжении полдня и могут делать все, что им хочется. Как ни странно, многие дети вечером садятся почитать или поизучать что-нибудь интересное самостоятельно. Я думаю, это потому что, в Германии нет груза обязательных домашних заданий. И когда я сравниваю образовательный уровень моей 11летней дочери с уровнем моего племянника того же возраста, который учится в престижном колледже Мадрида, то вижу поразительную разницу не в его пользу. И это при том, что в Испании дети идут в школу раньше по возрасту, чем в Германии".

Итоги забастовки.

Как утверждает конфедерация родителей-школьников, забастовка не прошла бесследно и по отзывам родителей количество заданий на выходные уменьшилось почти на треть (32,6%) , а в течение недели - почти на четверть (23,76%). Опрос проводился среди 67тысяч семей по всей территории Испании В результате диалога с преподавателями объем домашних заданий уменьшился примерно у 2/3 участников забастовки. Ряды сторонников обязательных домашних заданий немного поредели, хоть и незначительно, на 1,76%. В то время как, в рядах родителей, ратующих за уменьшение количества домашнего задания, прибавилось 6% последователей , а среди категоричных сторонников полной отмены заданий их число увеличилось на 3,83%

Конфедерация родителей-школьников, возглавляющая различные родительские ассоциации и сообщества, осталась весьма довольна этими результатами и с большим энтузиазмом намерена продолжать свою деятельность до достижения своей цели, весной 2017г была проведена вторая подобная акция.

По другую сторону баррикад стоит национальная католическая конфедерация Concapa, ратующая за свободу и высокое качество образование. "Мы категорически против уменьшения количества заданий, - говорит Франциско Гарсия, генеральный секретарь, - так как это приведет к ухудшению качества образования. Есть нормы, и нужно их выполнять. Своими жалобами родители дискредитируют учителей в глазах учеников. Уменьшение объема домашних заданий это не выход. Мы все понимаем, что одну и ту же работу один ученик может сделать за 40 минут, а другой за 3 часа. Это не вопрос объема, а вопрос качества работы". 

Оксфордский университет и Институт Образования в Великобритании провели исследование, итоги которого утверждают прямую зависимость успешности в учебе от количества часов, проведенных за уроками.  В Великобритании рекомендованные нормы для домашней работы ограничиваются 1,5 часами для детей 7-11 лет, и для старших учеников - порядка 2,5 часов в день.  

Как ни странно, многие преподаватели и учителя лояльно отнеслись к родительским протестам и готовы выслушать претензии, чтобы найти компромисс. "Запрет домашних заданий не выход, но зато есть смысл подумать над уменьшением их количества и повышением их качества и потенциальной пользы", - говорят они. 

"ЗА"

Сторонники домашних заданий выдвигают несколько аргументов в пользу сохранения традиционной системы обучения:

  • Домашнее задание - это своего рода привычка к рутинной, может отчасти скучной, работе, но она должна быть сформирована у ребенка, так как является важной частью его успешной учебы как в школе, так и в университете. Это элемент учебной дисциплины. 
  • Они помогают ребенку разобраться глубже в учебном материале и восполнить пробелы, которые у него есть.
  • Выполнение уроков - это зона личной ответственности каждого ученика, и он должен ее чувствовать. Так легко переложить ответственность на учителя и ожидать волшебных результатов, но это не так. Школьник должен работать самостоятельно, углябляться в пройденное и прорабатывать материал.
  • Важно, чтобы ребенок прилагал личные усилия для учебы, а не просто приходил в школу и восприниматлготовый материал. Только так и не иначе, ребенок научится достигать поставленных целей и чувствовать удовлетворение от проделанной работы.
  • Домашние задания - это тайм-менеджмент. Ребенок должен научиться распределять и организовывать свое свободное время так, чтобы успеть отдохнуть и сделать уроки.
  • Отличный повод для родителей и детей провести время вместе, научиться сотрудничать, общаться и изучать новое.

Конечно, у ребенка должно быть время, чтобы поесть, отдохнуть и лечь вовремя спать, поэтому идеальный объем работы - от 30 до 60 минут в начальной школе с постепенным увеличением до 2х часов в день в среднем и старшем звене. Преподаватели разных предметов должны координировать и согласовывать между собой объем заданий, чтобы в какой-либо день у школьника не было перегрузки. 

"Против"

Противники уроков на дом не отстают и выдвигают тяжелую артиллерию, аппелируя к эмоциям, физическому истощению ребенка и общесемейным ценностям:

  • Домашние задания - это как дополнительные часы на работе. Никому не нравится задерживаться в  офисе и работать больше положенного, по крайней мере, бесплатно. Все мы хотим отдыхать, иметь свободоное время, нормальные выходные и отпуск. 6летки, выполняющие по три часа домашние задания - это абсурд. Одно дело, когда ты уделил этому 15 минут  и другое, целые часы!
  • Домашние задания очень часто выглядят бессмысленно. Детям, часами переписывающим страницы из книг, не оставляют места ни для творчества, ни для развития познавательных интересов.
  • Выполнение домашних заданий подчеркивает социальное неравенство. Очень часто ребенку нужна помощь при выполнении уроков, но далеко не все родители могут позволить себе уделить целый вечер школьным заданиям. В итоге, дети, которым помогают, получают лучшие отметки, а те, кто не может выполнить задание и не имеет возможности получить помощь взрослого, страдают из-за более низких оценок.
  • Уроки на дом нервируют детей и создают стрессовую обстановку. Вместо того, чтобы поиграть и отдохнуть, дети проводят вечер за вечер за уроками. В итоге это заканчивается физическим и эмоциональным измождением, ненавистью к урокам или даже школе.
  • Провоцируют напряженную обстановку в семье. Мама или папа, висящая как дамоклов меч "ты уже сделал уроки?!" или же нервничающая из-за невозможности уделить ребенку достаточно времени, поработать, убраться в доме и приготовить еду отнюдь не добавляет семейной идиллии. Потому как крайним часто остается тут ребенок - не только не сделал уроки, но и по дому не помогает.
  • Вынуждают детей бросать интересные им занятия: спорт, музыка, иностранные языки тоже требуют  времени, но так как урокам отдан строгий приоритет, приходится отказываться от других интересов и хобби.  
  • Домашние задания не формируют полезных навыков, напротив, взращивают детей зависимых и неуверенных. Детей, которых не умеют организовать свое время, потому что его просто нет, детей, которые нуждаются в помощи взрослых, которые им помогут подготовить реферат или доклад, иначе у них не хватит времени на полноценный сон.

Помимо этого, противники домашних заданий аппелируют к конвенции о правах ребенка, ст. 31: «Каждый ребенок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни". Речь не идет о том, что ребенок вообще ничего не читал и не изучал дома, но было бы идеально, если бы школьники имели возможность выполнить задания еще в школе. Необходимо отрегулировать объем и сложность заданий, чтоб они не производили эффекта, обратного желаемому.

Основным источником информации для исследователей загруженности школьников в разных странах стали базы данных TIMSS (Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования). Рейтинги TIMSS, оценивающие знания по отдельным предметам и уровень образования в целом, появляются раз в пять лет.

Интересно, что  у азиатских стран, таких как Гонконг, Тайвань и Япония, самые высокие показатели по математике в мире, однако объем домашних заданий там меньше среднего по миру. В Нидерландах каждый пятый четвероклассник вообще не делает домашнее задание, но это не помешало голландским школьникам войти в топ-10 в мире по знанию математики. Американские школьники находятся где-то в середине общего рейтинга, а российские — стабильно в первой пятерке вот уже несколько десятков лет. Такие неоднозначные итоги говорят о том, что успешность образования не имеет прямой корреляции с домашними заданиями и есть много различных факторов, влияющих на нее. Что впрочем не умаляет остроты проблемы ни в одной из стран: лето неминуемо заканчивается и новый учебный год с  непременными домашними заданиями уже на пороге.