mama.tomsk.ru Forum Index

 FAQFAQ    SearchSearch    MemberlistMemberlist     RegisterRegister 
 ProfileProfile   Log in to check your private messagesLog in to check your private messages   Log inLog in 
  MemberlistНа сайт 
  MemberlistПравила форума 
Японское воспитание
Goto page 1, 2  Next
 
Post new topic   Reply to topic    mama.tomsk.ru Forum Index -> Все не от питания, а от воспитания
View previous topic :: View next topic  
Author Message
Leto
Site Admin


Age: 45
Joined: 06 Dec 2004
Posts: 15278
Location: Томск, И.Черных (р-н Беринга), тел.68-15-08
Leto's Photo gallery

PostPosted: Mon Jan 02, 2006 10:13 am    Post subject: Японское воспитание Reply with quote

«Японское воспитание»
По материалам сайта http://www.2mm.ru/


Японская мама приходит в парикмахерскую с маленьким сынишкой. Сначала карапуз терпеливо ждет, пока она закончит все процедуры, а потом, не выдержав скучного ожидания, начинает открывать баночки с кремами и рисовать на зеркале замысловатые узоры. Все смотрят на него с улыбкой, и никто не делает замечания: маленькому ребенку можно все.


Всему свое время


Период «вседозволенности» у малыша продолжается всего до 5 лет. До этого возраста японцы обращаются с ребенком, «как с королем», с 5 до 15 лет – «как с рабом», а после 15 – «как с равным». Считается, что пятнадцатилетний подросток - это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам. В этом заключается парадокс японского воспитания: из ребенка, которому в детстве разрешали все, вырастает дисциплинированный и законопослушный гражданин. Однако торопиться с перенесением японских методов воспитания в российскую действительность не стоит. Было бы неправильно рассматривать их в отрыве от мировоззрения и образа жизни японцев.


Да, маленьким детям в этой стране разрешают все, но в 5-6 лет ребенок попадает в очень жесткую систему правил и ограничений, которые четко предписывают, как надо поступать в той или иной ситуации. Не подчиняться им невозможно, поскольку так делают все, и поступить по-другому - означает «потерять лицо», оказаться вне группы. «Всему свое место» - один из основных принципов японского мировоззрения. И дети усваивают его с самого раннего возраста.


Традиции и современность


Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж – добытчик, жена – хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Но времена меняются. В последнее время сказывается влияние западной культуры, и японские женщины все больше пытаются совмещать работу и семейные обязанности. Однако до равноправия с мужчинами им еще далеко. Их основным занятием по-прежнему остается дом и воспитание детей, а жизнь мужчины поглощена фирмой, в которой он работает.


Такое разделение ролей находит отражение даже в этимологии. Широкоупотребительным словом по отношении к жене является существительное канай, которое буквально переводится «внутри дома». А к мужчине принято обращаться сюдзин – «главный человек», «хозяин». Субординация прослеживается и в отношениях к детям. В японском языке нет слов «брат» и «сестра». Вместо них говорят ани («старший брат») и отоото («младший брат»), анэ («старшая сестра») и имоото («младшая сестра»). Поэтому идея выше- и нижестоящего никогда не покидает сознание ребенка. Старшего сына заметно выделяют среди остальных детей, он считается «наследником престола», хотя престол – это всего-навсего родительский дом. У старшего ребенка больше прав, но соответственно и больше обязанностей.


Раньше браки в Японии заключались по сговору: мужа и жену выбирали родители, принимая во внимание социальное и имущественное положение. Сейчас японцы все чаще женятся по взаимной симпатии. Но родительский долг явно превалирует над эмоциональными связями. В Японии тоже бывают разводы, но их процент значительно ниже. Сказывается ориентация японцев на групповое сознание, при котором интересы группы (в данном случае семьи) ставятся выше индивидуальных.
Воспитанием ребенка занимается мама. Отец тоже может принять участие, но это бывает редко. Амаэ – так называют матерей в Японии. Этому слову трудно подобрать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, которое воспринимается детьми как нечто желательное. Глагол амаэру означает «воспользоваться чем-то», «быть избалованным», «искать покровительства». Он передает суть отношений матери и ребенка. При рождении малыша акушерка отрезает кусок пуповины, высушивает его и кладет в традиционную деревянную коробочку размером чуть больше спичечного коробка. На ней позолоченными буквами выбито имя матери и дата рождения ребенка. Это символ связи мамы и младенца.


В Японии редко увидишь плачущего кроху. Мать старается сделать так, чтобы у него не было для этого повода. Первый год ребенок как бы остается частью тела матери, которая целыми днями носит его привязанным за спиной, ночью кладет спать рядом с собой и дает грудь в любой момент, когда он захочет. Японская промышленность даже выпускает специальные куртки со вставкой на молнии, которая позволяет носить спереди ребенка. Когда малыш подрастет, вставка отстегивается, и куртка превращается в обычную одежду.


Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла.
Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, в которых сами становятся активными участницами.
Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты.


Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников – День мальчиков – в воздух поднимают изображения разноцветных карпов. Это рыба, которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.


Самое страшное – одиночество


Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Широко распространен метод, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», - говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива. Японское общество – это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, - проповедует японская мораль. - Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях». Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело, и отлучение от дома воспринимается как настоящая катастрофа.


Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.


Отношение к раннему развитию


Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости раннего развития. Полвека назад в стране вышла книга «После трех уже поздно», которая совершила переворот в японской педагогике. Ее автор, Масару Ибука – директор организации «Обучение талантов» и создатель всемирно известной фирмы «Сони». В книге говорится о том, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка. Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей – создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности. В воспитании необходимо следовать следующим принципам: стимулировать познание через возбуждение интереса малыша, воспитывать характер, способствовать развитию творчества и различных навыков. При этом ставится задача не вырастить гения, а дать ребенку такое образование, чтобы «он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым». Сейчас такая точка зрения кажется очевидной, но в середине 1950-х она звучала революционно.
_________________
Как обидеть админа? Сказать: "Заходи, гостем будешь!"улыбка)
Back to top
View user's profile Send private message Personal Photo Album Send e-mail Visit poster's website
Leto
Site Admin


Age: 45
Joined: 06 Dec 2004
Posts: 15278
Location: Томск, И.Черных (р-н Беринга), тел.68-15-08
Leto's Photo gallery

PostPosted: Mon Jan 02, 2006 10:15 am    Post subject: Reply with quote

Идем в детский сад


Обычно японская мама сидит дома, пока малышу не исполнится три года, после чего его отдают в детский сад. В Японии есть и ясли, но воспитание в них маленького ребенка не приветствуется. По всеобщему убеждению, за детьми должна ухаживать мать. Если женщина отдает ребенка в ясли, а сама идет работать, то ее поведение часто рассматривается как эгоистическое. О таких женщинах говорят, что они недостаточно преданы семье и ставят на первое место свои личные интересы. А в японской морали общественное всегда превалирует над личным.


Виды детских садов


Детские сады Японии делятся на государственные и частные. Хойкуэн – государственный ясли-сад, в который принимают детей с 3-х месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. Чтобы поместить сюда ребенка, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности, принести документы о том, что оба родителя работают больше 4-х часов в день. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи.
Другой вид детских садов – етиэн. Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4-х часов в день.


Особое место среди частных садов занимают элитные, которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, то за его будущее можно не волноваться: после него он поступает в университетскую школу, а из нее, без экзаменов, в Университет. Университетский диплом является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. Поэтому попасть в элитный садик очень сложно. Родителям поступление ребенка в такое заведение стоит огромных денег, а сам ребенок должен пройти достаточно сложное тестирование.


Интерьер


Обстановка внутри детского сада выглядит, по нашим меркам, очень скромно. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого находятся раздвижные окна от пола до потолка, а с другой - раздвижные двери ( вход в комнаты). Как правило, одна комната служит и столовой, и спальней, и местом для занятий. Когда приходит время сна, воспитатели достают из встроенных шкафов футоны – толстые матрацы - и раскладывают их на полу. А во время обеда в эту же комнату из коридора вносят крошечные столики и стульчики.


Пища


Питанию в детских садах уделяется особое внимание. Меню тщательно разрабатывается и обязательно включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается даже витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Если детский сад отправляется на целый день на прогулку или экскурсию, каждая мама должна приготовить своему ребенку обэнто – коробочку с обедом. Но если мы в подобных случаях ограничиваемся котлеткой с овощами или просто бутербродами, то искусство японской мамы достойно восхищения. Такой обед должен соответствовать обязательным требованиям, а именно: включать в себя 24 (!) вида продуктов, рис при этом должен быть липким, а не разваливаться, не должна присутствовать свекла. Всю еду желательно не покупать в магазине, а приготовить своими руками и красиво разложить в коробочке, чтобы ребенок получил еще и эстетическое удовольствие.


Отношения в коллективе


Группы в японских детских садах маленькие: 6-8 человек. И каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в одной группе, то вполне возможно, он приобретет друзей в другой.


Воспитатели также постоянно меняются. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Такие привязанности, считают японцы, рождают зависимость детей от своих наставников. Бывают ситуации, когда какой-то воспитатель невзлюбил ребенка. А с другим педагогом сложатся хорошие отношения, и малыш не будет считать, что все взрослые его не любят.


Какие занятия проходят в детском саду? Детишек учат читать, считать, писать, то есть, готовят к школе. Если ребенок не посещает детский сад, такой подготовкой занимается мама или специальные «школы», которые напоминают российские кружки и студии для дошкольников. Но основная задача японского детского сада - не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе. В дальнейшей жизни ему придется постоянно находиться в какой-то группе, и это умение будет необходимо. Детей учат анализировать возникшие в играх конфликты. При этом нужно стараться избегать соперничества, поскольку победа одного может означать «потерю лица» другого. Самое продуктивное решение конфликтов, по мнению японцев, - компромисс. Еще в древней Конституции Японии было записано, что главное достоинство гражданина – умение избегать противоречий. В ссоры детей не принято вмешиваться. Считается, что это мешает им учиться жить в коллективе.


Важное место в системе обучения занимает хоровое пение. Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом.


После пения наступает очередь спортивных игр: эстафеты, салки, догонялки. Интересно, что воспитательницы, вне зависимости от возраста, участвуют в этих играх наравне с детьми.


Примерно раз в месяц весь детский сад отправляется на целый день в поход по окрестностям. Места могут быть самые разные: ближайшая гора, зоопарк, ботанический сад. В таких походах дети не только узнают что-то новое, но и учатся быть выносливыми, стойко переносить трудности


Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы). Эти занятия прекрасно развивают тонкую моторику, которая необходима школьникам для написания иероглифов.


В Японии не сравнивают детей между собой. Воспитатель никогда не будет отмечать лучших и ругать худших, не скажет родителям, что их ребенок плохо рисует или лучше всех бегает. Выделять кого-то не принято. Конкуренция отсутствует даже в спортивных мероприятиях – побеждает дружба или, в крайнем случае, одна из команд. «Не выделяйся» - один из принципов японской жизни. Но он не всегда приводит к положительным результатам.


Обратная сторона медали


Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.


Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название «идзимэ» (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.


Наблюдаются в Стране Восходящего Солнца и явления, которые свойственны в том числе России: растет инфантилизм подростков, возникает неприятие молодежью критики со стороны взрослых, проявляется агрессия по отношению к старшим, в том числе и к родителям. Но чуткое и заботливое отношение взрослых к детям, внимание к проблемам нового поколения, ответственность родителей за судьбу ребенка – качества, которым вполне можно поучиться у японцев, несмотря на все различия в менталитете.
_________________
Как обидеть админа? Сказать: "Заходи, гостем будешь!"улыбка)
Back to top
View user's profile Send private message Personal Photo Album Send e-mail Visit poster's website
Анечка



Age: 46
Joined: 09 Feb 2005
Posts: 5397
Location: Томск
Анечка's Photo gallery

PostPosted: Mon Jan 02, 2006 11:54 am    Post subject: Reply with quote

Гм...любопытный текст, а как же острейшая сейчас для Японии проблема тотального одиночества...и проблема исчерпанности такого соц. института как семья?

Меня однажды позабавил телесюжет, где дяденька одинокий купил себе робота - собачку...чтобы не быть одиноким...
Back to top
View user's profile Send private message Personal Photo Album
Leto
Site Admin


Age: 45
Joined: 06 Dec 2004
Posts: 15278
Location: Томск, И.Черных (р-н Беринга), тел.68-15-08
Leto's Photo gallery

PostPosted: Mon Jan 02, 2006 1:01 pm    Post subject: Reply with quote

ну может потому что их насильно вливают в коллектив, "будь как все", одиночество и появляется? ведь внутренние ощущения себя, своей уникальности никуда не спрячешь, а показать их нельзя.
_________________
Как обидеть админа? Сказать: "Заходи, гостем будешь!"улыбка)
Back to top
View user's profile Send private message Personal Photo Album Send e-mail Visit poster's website
Анечка



Age: 46
Joined: 09 Feb 2005
Posts: 5397
Location: Томск
Анечка's Photo gallery

PostPosted: Mon Jan 02, 2006 2:06 pm    Post subject: Reply with quote

Когда я была на курсах Монтессори..там подробно рассказывалось о сензитивном периоде, когда у ребенка формируются основные его навыки, которые потом по жизни реализуются. И главное - тут ничего не запрещать ребенку, наблюдать за ним и "идти" от него...
Японцы до пяти лет ничего не запрещают, потом, когда эти основы начинают реализовываться, нафиг все запрещают...а потом еще хотят, чтобы человек был гармоничным внутри себя и внутри общества... Это по-моему по крайней мере странно...
Конечно, у многих и получается внутренний разлом: вроде я такой, а с меня требуют быть таким...
Back to top
View user's profile Send private message Personal Photo Album
Лариса
Миротворец года - 2007


Age: 52
Joined: 10 Feb 2005
Posts: 11589
Location: Северск

PostPosted: Mon Jan 02, 2006 7:24 pm    Post subject: Reply with quote

А я где то уже писала, как в Индии относились к детям: до 5 лет ребенок - царь, с 5 до 15 - солдат, после 15 - друг. Не знаю, как сейчас там дела обстоят с этим.
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail Visit poster's website
Alenushka
Консультант по ГВ и слингам


Age: 46
Joined: 14 Jan 2005
Posts: 10670
Location: Томск, ул. Лазо - Северск "Сближение"
Alenushka's Photo gallery

PostPosted: Tue Jan 03, 2006 1:49 am    Post subject: Reply with quote

ага! Анечка! согласна с тобой. Я понцы тож пытаются решить проблему.
нове поколение пытаются по другому уже воспитывать, чтоб уж не совесем "рабы" с 5 лет.б этом резком переходе еще Ибука говорил, пытаются исправляться.
У меня сестра, кстати, когда училась в Японии проходила практику в элитном детском саду. ей очень понравилось. Там все очень по Монтессори, кроме, пардон, материалов. игрушки там облезлые и допотопные, дети очень много делают из подручного маетриала.
Лариса! в Индии другие способы личность запинать, например, там не принято молозиво ребенку давать
_________________
Слинги и одежда для кормления
Back to top
View user's profile Send private message Personal Photo Album Send e-mail Visit poster's website Yahoo Messenger
Assia
Guest







PostPosted: Mon Jan 09, 2006 4:56 pm    Post subject: Reply with quote

Лариса wrote:
А я где то уже писала, как в Индии относились к детям: до 5 лет ребенок - царь, с 5 до 15 - солдат, после 15 - друг. Не знаю, как сейчас там дела обстоят с этим.


Интересно, как ребенок просыпается после 5-го дня рождения и обнаруживает, что он не царь, а солдат (или раб). Вот уж никому не пожелаешь!
Back to top
Афина




Joined: 05 Feb 2005
Posts: 4897

Афина's Photo gallery

PostPosted: Tue Jan 10, 2006 12:02 am    Post subject: Reply with quote

Вот-вот. Догадайтесь, куда он пошлет родителей, которые после такого "приятного сюрприз" в 15 лет предложат ему дружбу сумасшествие
Back to top
View user's profile Send private message Personal Photo Album
Лариса
Миротворец года - 2007


Age: 52
Joined: 10 Feb 2005
Posts: 11589
Location: Северск

PostPosted: Tue Jan 10, 2006 12:08 am    Post subject: Reply with quote

Я думаю, что в реале такой переход не являлся резким. Постепенно менялись требования к ребенку, появлялись какие то обязанности...ну не дураки ж совсем они были.
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail Visit poster's website
Афина




Joined: 05 Feb 2005
Posts: 4897

Афина's Photo gallery

PostPosted: Tue Jan 10, 2006 12:12 am    Post subject: Reply with quote

Ну так и дети - не дураки. Резкий переход или нерезкий, я вот не захочу дружить с человеком, который когда-то пытался меня строить. Память у детей, кстати, лучше, чем у взрослых подмигивать
Back to top
View user's profile Send private message Personal Photo Album
Лариса
Миротворец года - 2007


Age: 52
Joined: 10 Feb 2005
Posts: 11589
Location: Северск

PostPosted: Tue Jan 10, 2006 12:13 am    Post subject: Reply with quote

Строить можно по разному.
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail Visit poster's website
Афина




Joined: 05 Feb 2005
Posts: 4897

Афина's Photo gallery

PostPosted: Tue Jan 10, 2006 12:15 am    Post subject: Reply with quote

Слово "солдат" достаточно ясно описывает, каким именно образом строят
Back to top
View user's profile Send private message Personal Photo Album
Лариса
Миротворец года - 2007


Age: 52
Joined: 10 Feb 2005
Posts: 11589
Location: Северск

PostPosted: Tue Jan 10, 2006 12:19 am    Post subject: Reply with quote

Тогда надо выяснить, кто это - солдат в древней Индии.
Солдата в современной Росии представить несложно, но ведь не о нем речь шла...
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail Visit poster's website
Афина




Joined: 05 Feb 2005
Posts: 4897

Афина's Photo gallery

PostPosted: Tue Jan 10, 2006 12:28 am    Post subject: Reply with quote

Солдат - он и в Африке солдат. И в Др. Индии. Беспрекословное подчинение, без вопросов и обуждений. И никаких тебе объяснений, инициатива наказуема, любопытство еще более наказуемо. Примерно так. Что-то меня сильно сомневает, что могут быть другие солдаты.
Back to top
View user's profile Send private message Personal Photo Album
Display posts from previous:   
Post new topic   Reply to topic    mama.tomsk.ru Forum Index -> Все не от питания, а от воспитания All times are GMT + 6 Hours
Goto page 1, 2  Next
Page 1 of 2

 
Jump to:  
You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot vote in polls in this forum


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group