Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Личные блоги, журналы, размышления
Аватара пользователя
alЁnushka
Сообщения: 2666
Зарегистрирован: 28 фев 2008, 23:54
Откуда: Томск

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение alЁnushka » 16 сен 2017, 22:53

utjkju, utjkju, очень инересные у вас материалы размещены в темке.
Интересно, кем вы видите своих детей в будущем?


smorodina
Сообщения: 5048
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 23:36

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение smorodina » 17 сен 2017, 00:49

Дорофея писал(а):
16 сен 2017, 22:26
utjkju, общение с другими детьми и смена обстановки.
Спасибо за подробный ответ :)
Ну вот я так и подумала, что вы не за ради окружайки и математики туда пошли. :)
Для общения и смены обстановки можно найти куда более мягкие варианты. А вы попали на какой-то "жесткач" по подготовке к школе, судя по набору занятий. Именно к школе, именно к школьным программам. Вот к примеру, у программы 2100 была разработана программа для детсадовских детей.
Ну и 4 года, а вашему даже и 4х нет - это еще довольно рано для любых серьезных занятий. Даже вот музыка.. Да, там бывают 4х летки. Но очень часто бывает, что занятия музыкой рановато для 4х лет.
Дочь общалась в этом возрасте на детских площадках, в основном. (Сын был садовским, потому тут и не пишу про него.) У нас около дома много площадок для детей, где гуляют дети разного возраста. Вот доче хватало обычных прогулок. Правда мы могли гулять и 2 и 3, а иногда и 4 часа... Это же было и сменой обстановки.
Если уж вообще все надоело, то делали (да и сейчас так делаем) короткие поездки в Новосиб, в зоопарк, например. Или на Томскую писаницу... Ну или куда-нибудь еще.

Что до групповых занятий. То в первую очередь стоит обратить внимание на группы по изучению анг. языка. Лет с 5-6, ИМХО. Счас поясню, почему я так думаю.
Дело в том, что большинство наших развиваек - это либо совсем ни о чем (типо махание платочками), либо целенаправленное развитие определенных навыков - чтение, счет и т.д. И часто развивайки ориентированы на нашу российскую школьную программу.
Английский язык - это изучение языка по учебникам, которые никак не завязаны на российские школьные программы. Обычно программы и учебники направлены на изучение английского. И вот как бы я не ругала американские, да британские школьные программы по наполняемости, за примитив, но вот этот примитив они могут дать очень классно. У них очень хорошие учебники. Вот этого у них не отнять. И учебники для изучения анг. языка тоже очень хорошие, учитывающие возрастные особенности. Вот ради интереса поищите, посравнивайте. Эти программы могут быть очень комфортны для маленьких детей. (Хотя, конечно, надо пробовать)
Рисование. Отдельно рисование. Есть группы. Ну тоже лет с 5-6. Может и раньше. Это тоже никак не завязано на школу.
Спорт, танцы. Отдельно, а не в составе программы вместе с матикой и окружайкой.
Музыка. Это скорее индивидуальные занятия. Но если будет хороший преподаватель, ребенок будет получать удовольствие от занятий.
Театралка. Там групповые занятия. Есть для деток с 4х лет. Тоже очень хорошо и здорово, на мой взгляд.
Может кто еще чего посоветует.

Минусы всего этого счастья.
Нужные группы могут располагаться не рядом с домом. То есть надо куда-то ездить.
Занятия могут быть довольно дорогими.

smorodina
Сообщения: 5048
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 23:36

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение smorodina » 17 сен 2017, 01:03

alЁnushka писал(а):
16 сен 2017, 22:53
utjkju, utjkju, очень инересные у вас материалы размещены в темке.
Интересно, кем вы видите своих детей в будущем?
Мы тут счас с мужем это обсуждали. Пришли к выводу, что главное, чтобы у детей был выбор. И не стоит их запихивать в рамки наших видений.
Наша задача, задача родителей, дать такой фундамент, чтоб что бы они ни выбрали, могли бы реализовать свой выбор.

Естественно, что я имею ввиду положительный выбор. Я не имею ввиду различные маргинальные пути развития, или криминал или еще что-то такое. На всякий случай уточняю. :hihi:

Конечно, мы их видим добропорядочными гражданами не только Российской Федерации, но и любой другой страны, если кто-то из детей решит сменить место проживания. :)

А в плане профессий, создания семьи - это их личный выбор.
Единственно, что у сына сейчас прослеживается математический профиль. Вернее математика как прикладная наука, а не математика ради математики. Что-то мне подсказывает, что био и химия - это не его, но возможно ошибаюсь. А вот направление физика и математика (в сочетании) - вполне возможно. Но со временем все может поменяться.

smorodina
Сообщения: 5048
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 23:36

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение smorodina » 17 сен 2017, 11:46

По развивающим занятиям для 3-4 леток.
Вот по ссылке варианты тестов для 4х леток (математика, развитие речи, окружающий мир):
http://kirovmama.ru/zadaniya-dlya-4-let ... ushhij-mir

И вот "Игралочка" Петерсон: https://www.labirint.ru/screenshot/goods/41751/22/

И вот журнал "Почемучка" (надергала фото из яндекс картинки, самой фотать журнал лень :oops: ):
 
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Вот можно сравнить материалы для детей 3-4 лет. Первые два случая - это подготовка к школе. Журнал "Почемучка" не привязан ни к какой школьной программе.
Если бы не было бы Почемучки, я обратила бы внимание на Игралочку Петерсон, потому что она более менее нормально оформлена.

Аватара пользователя
Дорофея
Сообщения: 275
Зарегистрирован: 18 апр 2013, 12:56

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение Дорофея » 17 сен 2017, 13:12

utjkju, а где вы журнал Почемучка приобретали?

smorodina
Сообщения: 5048
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 23:36

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение smorodina » 17 сен 2017, 14:47

Дорофея, раньше мы его по почте заказывали, сейчас покупаем в Фудсити, и Быстрономе его тоже видела. Там где книжки, журналы продают.
Дочь вроде бы уже и переросла этот журнал, но по привычке продолжает просить купить.

Аватара пользователя
Dimple
Сообщения: 182
Зарегистрирован: 14 апр 2011, 16:52
Откуда: Томск

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение Dimple » 04 окт 2017, 16:20

Уважаемые мамы, возможно, вам будет интересна обучающая программа "Русская классическая школа" viewtopic.php?f=26&t=936761&p=18205284#p18205284

Аватара пользователя
Пестерникова Ольга
Сообщения: 2187
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 18:23
Откуда: Томск, Учебная 8-961-892-96-72
Профиль Vkontakte: http://vk.com/pesternikovaolga

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение Пестерникова Ольга » 07 окт 2017, 08:43

Добрый день!
давно вас не читала, а столько интересного!!! Буду читать, мы плавно тоже начали наше со, может буду чем-то делиться :)

smorodina
Сообщения: 5048
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 23:36

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение smorodina » 07 окт 2017, 22:39

Пестерникова Ольга, поздравляю с началом СО!
Как ощущения? :)

Аватара пользователя
Дорофея
Сообщения: 275
Зарегистрирован: 18 апр 2013, 12:56

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение Дорофея » 07 окт 2017, 23:46

Вот тоже интересно ваше мнение о программе Русская классическая школа :)

Аватара пользователя
Интос
Сообщения: 29271
Зарегистрирован: 27 фев 2008, 00:01

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение Интос » 08 окт 2017, 14:39

Я почему-то вообще против всех этих общих образовательных развиваек в дошкольном возрасте. Только детей дергать лишний раз.Сама таскала с 3 лет ребенка по этим развивайкам. Сейчас думаю-вот дура была. Не давала даже отдохнуть ребенку вечером.Постоянно эти бесконечные бега по занятиям.Вместо того, чтобы родителям продуктивно общаться с ребенком после работы, спихивали это общение на других людей. Самим только поговорить в транспорте, покормить вечером и уложить спать. А вот танцы, пение, рисование,физкультура совместная-я за это.Максимум 2 раза в неделю.
Английский в той форме, которую у нас дают-тоже пустая трата времени, я считаю.
В 6 лет поступил в музыкальную школу по классу скрипки.Пошли, потому что знакомая там сольфеджио преподает, предложила прослушаться(но я и сама по классу виолончели закончила.Представляла, что ждет впереди, ходила, как на каторгу). И вот это оказалось полностью его в итоге. Ходил туда 10 лет с огромным удовольствием без какого-либо напряга и с его и с нашей стороны. Сейчас и работает в этой сфере,хотя закончил физ-мат класс.
Клиент всегда прав! ... В ларьке (с) Артём Медведев
что ум по наследству передается? вот бред то.. anuta

smorodina
Сообщения: 5048
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 23:36

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение smorodina » 08 окт 2017, 16:45

Дорофея писал(а):
07 окт 2017, 23:46
Вот тоже интересно ваше мнение о программе Русская классическая школа :)
Не хотела ничего плохого писать про эту программу. Вроде как выбор родителей.
Но вот по ссылке, есть фраза:
"Из чего образуется лед?" Ответ: "Из замерзшей воды."
Вас ничего не смущает?
Меня, если честно, от такой формулировки прям коробит. Но допускаю, что сказывается изучение физики, химии, физ. химии на протяжение не одного года.

Реклама программы прям хорошая. Задеты все "болевые" моменты нынешней системы образования... Но на то она и реклама, чтоб цеплять.
Заявлено об успешном преодолении многих проблем. А где-нибудь этот "успех" отображен? На основании чего судят об успехе?

В общем, зашла я на официальный сайт этой программы. В 6 классе, к примеру, божественная литургия, церковнославянский письменник и т.д. Математика - побоку, это ИМХО. География, физика, биология, химия - эти предметы в программе в принципе не предусмотрены. Что, в принципе, ожидаемо.

Я не стала бы учить детей по этой программе. Это мое личное мнение.

Аватара пользователя
Интос
Сообщения: 29271
Зарегистрирован: 27 фев 2008, 00:01

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение Интос » 08 окт 2017, 16:56

utjkju писал(а):
08 окт 2017, 16:45
:
"Из чего образуется лед?" Ответ: "Из замерзшей воды."
Вас ничего не смущает?
Так замерзшая вода- это и есть лед! И он уже образовался! Нужно просто ответить-из воды.
Хотя,замерзшая вода- это и иней, и изморозь, и снег тоже.
Клиент всегда прав! ... В ларьке (с) Артём Медведев
что ум по наследству передается? вот бред то.. anuta

smorodina
Сообщения: 5048
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 23:36

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение smorodina » 08 окт 2017, 17:02

Интос, вот на счет английского, я не соглашусь. Хотя я сама так считала еще год назад. Но школа английского приятно удивила. Сын всего год назад имел нулевые знания английского. Сейчас, спустя год, он читает и переводит так, как я в универе не читала и не переводила.
Как муж сказал: "Если бы у меня в школе были такие учебники английского как у сына, я бы впал в уныние." Дело в том, что ребенок уже выполняет такие задания и читает такие тексты, которые нам с мужем в 7 классе были бы не по зубам.
Младшая, еще совсем мелкая. Но тоже ей английский только на пользу.

К тому, же для СОшников, особенно СОшников с первого класса, важен опыт работы в группе. Школа английского для получения такого опыта отлично подошла. Там и за дисциплиной следят, и группы небольшие, учителя адекватные. Т. е. это такой хороший положительный опыт обучения в группе. И этот опыт на пользу что дочери, что сыну.

Аватара пользователя
Интос
Сообщения: 29271
Зарегистрирован: 27 фев 2008, 00:01

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение Интос » 08 окт 2017, 17:05

utjkju, в школьные годы мы тоже нашли хорошего педагога. Сын свободно говорит и переводит. Но в дошколке смысла в этом я не вижу, я про это.Если только очень хороший педагог, тогда да.
Клиент всегда прав! ... В ларьке (с) Артём Медведев
что ум по наследству передается? вот бред то.. anuta

smorodina
Сообщения: 5048
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 23:36

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение smorodina » 08 окт 2017, 17:15

Интос писал(а):
08 окт 2017, 17:05
utjkju, в школьные годы мы тоже нашли хорошего педагога. Сын свободно говорит и переводит. Но в дошколке смысла в этом я не вижу, я про это.Если только очень хороший педагог, тогда да.
Тут согласна. Я об этом и писала. Зная конкретную школу, видя конкретных педагогов, я могу сказать, что ин. яз. в дошколке был бы полезен дочери. Но на тот момент, я об этой школе не знала.

smorodina
Сообщения: 5048
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 23:36

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение smorodina » 08 окт 2017, 17:24

Интос писал(а):
08 окт 2017, 16:56

Так замерзшая вода- это и есть лед! И он уже образовался! Нужно просто ответить-из воды.
Хотя,замерзшая вода- это и иней, и изморозь, и снег тоже.
Ну так, снег и иней - это тоже кристаллы льда.

Снег:
Изображение

http://www.othereal.net/news/tvorchestv ... vo-prirody

Есть так же аморфный лед (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0 ... 1%91%D0%B4)

Аватара пользователя
Пестерникова Ольга
Сообщения: 2187
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 18:23
Откуда: Томск, Учебная 8-961-892-96-72
Профиль Vkontakte: http://vk.com/pesternikovaolga

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение Пестерникова Ольга » 10 окт 2017, 20:54

utjkju, наше СО пока еще только раскачивается))) Я прочитала, что должен знать ребенок к концу 1го класса, и меня тааак отпустило))))))))) Да, мой ребенок еще половины из этого не знает, но нам-то до официального конца 1го класса еще почти 2 учебных года, а это ооочень много. И тогда меня повернуло к ребенку, а не к программам и требованиям. В итоге, что имеем на настоящий момент:
- летом записались в чудесную библиотеку, балдеем от ней все втроем (я и дети), берем красивые книжки, которые приятно читать и глядеть, я много читаю, мы наверное за эти два месяца прочитали больше, чем за прошлые 2 года, когда в основном перечитывались имеющиеся дома книги
- старший стал брать себе книжки из серии Читаем сами, читает сам себе про себя, до этого был только букварь. Читает, как может, но прогресс наблюдаю, а главное - интерес!
- в сыне проснулся интерес к теме денег, я сразу достала Арифметику, наделали сами карточки с числами, погрузились... За несколько подходов сын начал считать до сотни и дальше и в обратном порядке, считает по 2. Младший тут же в теме, уже до 30 может.
Сами изучают атлас по географии...

В общем, системы в занятиях пока нет, потому что это зависит от меня, а я что-то притормаживаю. Получается, что если не сели за занятия после завтрака, то в это день не сядем. Но тема денег-цифр в течении дня устно гоняем, что-то считаем, складываем..
Получилось конечно интересно, я планировала письмо и чтение, как основные и самые сложные предметы. Но сын свернул на счет. И я решила идти за его интересами, тем более что пока ничего никому не должны.

Еще момент с кружками. Помимо продолжающихся музыки и брейка, старший пошел на шахматы и его понесло! Готов играть сутками напролет, есть прогресс и цели... и мне стало очевидным, что когда есть определенный интерес у ребенка, то всю обязательную школьную программу можно по минималке сдать. Стараюсь этот его интерес использовать, и в плане дисциплины, и в плане школьной программы, объясняю, что есть необходимый минимум и проще его сделать по-быстрому, а не растягивать на часы и сутки.
Пока так живем)
Очень интересен ваш опыт с инязом, потому что думала об этом, разные системы обучения читала. Сама язык давать вообще не хочу, рассматриваю или школу или дистанционно

smorodina
Сообщения: 5048
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 23:36

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение smorodina » 11 окт 2017, 20:49

Пестерникова Ольга, серию "Читаем сами" дочь тоже обожает. Но ее там ударения с толку сбивали, почему-то.
К деньгам, а вернее к "глобальным" экономическим проблемам, дочь тоже интерес проявляет. Ну к примеру, почему нельзя иметь денег столько, сколько захочешь? Почему денежная масса в гос-ве контролируется? Что такое инфляция? А натуральный обмен? И т.д.
Но сейчас ее подотпускать стало.

Со счетом до 100 и т.д. Все прекрасно, только одно "НО". Важно, чтоб ребенок понимал, что такое десятки, сотни и т.д. Например, 30 - это 3 десятка. 1 десяток - это 10, 56 - это 5 десятков и 6 единиц. И т.д. Дальше ведь разряды пойдут. Ну и для быстрого счета это тоже важно.

Про ин. яз. Да, мы с мужем очень рады, что у нас так со школой получилось. Я тут школу разрекламировала... Но на самом деле дома дети тоже много времени ин. язу уделяют. То есть домашку делают на совесть, слова учат и т.д. И еще дополнительно сказки на англ. языке читаем. Это я к тому, что чудес не бывает, знания с неба не падают - это все равно труд.

Аватара пользователя
Интос
Сообщения: 29271
Зарегистрирован: 27 фев 2008, 00:01

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение Интос » 11 окт 2017, 22:28

utjkju, у сына большой скачок в языке пошел, когда стал телеканалы на английском смотреть.
Клиент всегда прав! ... В ларьке (с) Артём Медведев
что ум по наследству передается? вот бред то.. anuta

Аватара пользователя
alЁnushka
Сообщения: 2666
Зарегистрирован: 28 фев 2008, 23:54
Откуда: Томск

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение alЁnushka » 14 окт 2017, 10:38

utjkju писал(а):
08 окт 2017, 17:24
....
Ну так, снег и иней - это тоже кристаллы льда.
---
Кристаллы воды. Нет химического соединения "лёд". Есть вода Н2О в различном фазовом состоянии. Пар, или твердое состояние, жидкость - все это вода.

Аватара пользователя
alЁnushka
Сообщения: 2666
Зарегистрирован: 28 фев 2008, 23:54
Откуда: Томск

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение alЁnushka » 14 окт 2017, 10:52

Интос писал(а):
08 окт 2017, 14:39
Я почему-то вообще против всех этих общих образовательных развиваек в дошкольном возрасте. Только детей дергать лишний раз.Сама таскала с 3 лет ребенка по этим развивайкам. Сейчас думаю-вот дура была. Не давала даже отдохнуть ребенку вечером.Постоянно эти бесконечные бега по занятиям.Вместо того, чтобы родителям продуктивно общаться с ребенком после работы, спихивали это общение на других людей. Самим только поговорить в транспорте, покормить вечером и уложить спать. А вот танцы, пение, рисование,физкультура совместная-я за это.Максимум 2 раза в неделю.
Английский в той форме, которую у нас дают-тоже пустая трата времени, я считаю.
В 6 лет поступил в музыкальную школу по классу скрипки.Пошли, потому что знакомая там сольфеджио преподает, предложила прослушаться(но я и сама по классу виолончели закончила.Представляла, что ждет впереди, ходила, как на каторгу). И вот это оказалось полностью его в итоге. Ходил туда 10 лет с огромным удовольствием без какого-либо напряга и с его и с нашей стороны. Сейчас и работает в этой сфере,хотя закончил физ-мат класс.
Интос, отлично, что сынок нашел себя. А тем, кто закончил физ-мат-класс под силу все! ИМХО

По поводу развиваек и подготовок к школе - с высоты прожитых лет тоже склоняюсь к тому, что это бессмысленно. Зачем таскала дочь и сада в подготовку!!!?... Уставшие дети и родители :rolleyes: А развитие, да, должно идти фоном, из общения с родителями и окружающим миром, без "превозмогая все". Сейчас детям некогда переосмыслить получаемую информацию.
Музыка это всестороннее развитие, и мозг, и моторика... и... т.д.

smorodina
Сообщения: 5048
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 23:36

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение smorodina » 14 окт 2017, 13:30

alЁnushka писал(а):
14 окт 2017, 10:38
Кристаллы воды. Нет химического соединения "лёд". Есть вода Н2О в различном фазовом состоянии. Пар, или твердое состояние, жидкость - все это вода.
Ну не знаю.
http://chukin.ru/diploma/nikolaeva.pdf - вот, к примеру дипломный проект "Моделирование кристаллов льда".
Конечно, если говорить кристаллы воды, то все поймут о чем речь. Но и если говорить о льде, то тоже поймут... Другое дело, что лед бывает не только из воды (есть выражения "сухой лед", аммиачный лед и т.д.). И лед бывает не только кристаллическим.
Сингонии также описаны для кристаллического льда, а не кристаллической воды... И когда люди говорят "кристаллы льда", то имеют ввиду кристаллический лед, а не аморфный. Ну а так как речь шла изначально про воду, снег, иней, то из контекста ясно о каком веществе идет речь.

ПС: Да, и изначально речь шла об агрегатном состоянии вещества. Конкретного вещества - воды. И снег, снежинки, иней, лед на лужах и т.д. - это все одно и тоже агрегатное состояние, к которому можно применить слова "замерзшая вода". А именно такое агрегатное состояние воды называется "лед" - твердое агрегатное состояние воды.

Аватара пользователя
alЁnushka
Сообщения: 2666
Зарегистрирован: 28 фев 2008, 23:54
Откуда: Томск

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение alЁnushka » 14 окт 2017, 15:22

utjkju писал(а):
14 окт 2017, 13:30
...... Другое дело, что лед бывает не только из воды (есть выражения "сухой лед", аммиачный лед и т.д.). И лед бывает не только кристаллическим.
Сингонии также описаны для кристаллического льда, а не кристаллической воды... И когда люди говорят "кристаллы льда", то имеют ввиду кристаллический лед, а не аморфный. Ну а так как речь шла изначально про воду, снег, иней, то из контекста ясно о каком веществе идет речь.

ПС: Да, и изначально речь шла об агрегатном состоянии вещества. Конкретного вещества - воды. И снег, снежинки, иней, лед на лужах и т.д. - это все одно и тоже агрегатное состояние, к которому можно применить слова "замерзшая вода". А именно такое агрегатное состояние воды называется "лед" - твердое агрегатное состояние воды.
Вот именно что "лёд" не равно "вода". Путаница возникает из-за устоявшихся понятий в сознании человечества что вода - это жидкость, а лед, это твердая вода. И некорректно описанные сингонии для кристаллического льда тоже из-за этих штампов, даже у ученых. Но следуя логике, все же, нужно говорить о кристаллах воды, как химического соединения. Простите уж за брюзжание.

ПС ... в дипломной работе вообще написано "снежные кристаллы" :crazy: кто ее интересно, рецензировал!?

smorodina
Сообщения: 5048
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 23:36

Моя копилка + семейное образование (опыт моей семьи)

Сообщение smorodina » 14 окт 2017, 19:59

alЁnushka.
Я считаю, что штампы тут имеют основание. Все таки, в бытовой жизни лед - это чаще всего про воду. И именно про твердое агрегатное состояние воды.
Большинство словарей толкуют слово "лед" как замерзшая вода. Это исторически сложившиеся моменты.
И я не вижу в этом никакой путаницы. Если имеется ввиду какой-то другой лед (не вода), то добавляют какой именно лед имеется ввиду. Ни разу не сталкивалась с "путаницей" по этому поводу.

Ответить

Вернуться в «Записки в блокнотике»