Воспитание

Один дома: когда?

Рано или поздно в жизни каждой мамы наступает момент, когда нужно выбежать за молоком или хлебом, вынести кому-нибудь пакет, сходить к парикмахеру или на маникюр, поехать на встречу и…. оставить своего ребенка дома одного.
Многие родители переживают по этому поводу, ищут няню или просят соседку присмотреть за малышом. Но все же момент, когда сын или дочь остаются дома в одиночестве наступает. И это важно – когда и как вы оставите ребенка. 

Во многих странах существуют законы, регламентирующие возраст, до наступления которого ребенка оставлять дома одного строго запрещено. В среднем – это 12 лет. Чаще – 10. В некоторых штатах Америки и Канады – до 18 лет. В любом случае, родитель несет ответственность за обеспечение комфорта своего чада. Даже если «крошечке»15 лет, европейца в суде спросят – а достаточно ли было еды, а как был ребенок одет и как у вас в семье обстоит дело с элементарными знаниями о безопасности?
В России минимальный возраст оставлен на усмотрение родителей, как, впрочем, и все остальные детали. И многие работающие родители без задней мысли оставляют дома первоклашку. А иногда и 4-6 летку. Иногда и младше. А что делать? Не с собой же тащить?

Психологи частенько сталкиваются с таким явлением: взрослые люди попадают в токсичные созависимые отношения и не решаются их разорвать по одной причине – страшно остаться одной. Вполне возможно, что отчасти ноги растут из детства – мама уходила на работу, и ребенок оставался один дома на целый день. Страшно. Неуютно. Ощущение покинутости. Одиночество. В общем, нужно хорошенечко подумать, прежде чем оставлять ребенка дома одного.

Есть два основных критерия: ребенок дает согласие остаться дома в одиночестве и ребенок объективно готов к этому.

Посмотрим на эти критерии поподробнее.
1. Ребенок дает согласие.

Конечно, чтобы он дал согласие, нужно чтобы малышу было лет 5, чтобы он хотя бы примерно представлял – что это вообще такое – быть одному. Но здесь дело немножко в другом. Это должно быть спокойное согласие. Вот два варианта: первый - «Сыночек, я пойду, схожу в магазин, ты посидишь дома, а я за это куплю тебе шоколадку», или второй – «Доченька, давай ты посидишь-порисуешь, а мама сходит за молочком/хлебом/колбасой, мы приготовим ужин». Есть разница? В первом случае мы видим определенное давление, такой легкий шантаж. Во втором – объективную необходимость. Ребенок должен понимать необходимость ситуации
2. Ребенок должен быть объективно готов. Чтобы понять готов ли ваш ребенок – пройдите небольшой тест.

Тест на самостоятельность

1. Ребенок может занять себя более 2-х часов и не прибегает к вам каждые 5 минут за помощью.
2. Ребенок не боится темноты и закрытого пространства: он часто играет в комнате за закрытой дверью и засыпает без ночника.
3. Ребенок четко знает предел дозволенного: что можно, а что нельзя делать (и почему нельзя).
4. Ребенок часто играет в ролевые игры, ставя себя на место взрослых (в "дочки-матери", больного и врача).
5. В играх ребенок не проявляет садомазохистских наклонностей: он понимает, когда ему будет больно и старается избежать боли, он не пытается специально причинить боль животным, родителям, братьям и сестрам (исключение составляют игрушки - их ломают практически все дети, это нормально).
6. Ребенок умеет пользоваться телефоном.
7. Ребенок не мстительный: он не умеет подолгу таить злость, вынашивать план мести, быстро "отходит" и прощает обиды.
8. Ребенок умеет адекватно оценивать свои поступки: "Я поступил плохо. Мама будет ругаться", "Я все сделал хорошо. Мама будет довольна".
9. У ребенка дома есть определенные обязанности (убирать игрушки, стелить себе постель, и т.д.) и он ответственно их выполняет.
10. Ребенок непроизвольно соблюдает режим дня (ест и ложится спать приблизительно в одно и то же время), причем родителям не приходится постоянно контролировать его и напоминать о том, что пора спать. У "режимных" детей более развита внутренняя дисциплина (самодисциплина).

Если хотя бы на 8 пунктов вы ответите "да", значит, ваш ребенок уже вполне готов ненадолго оторваться от вас и не нуждается в ежеминутном контроле. В противном случае лучше не рисковать.

Как?

Допустим, Ваш ребенок готов, решено оставлять его дома одного. Конечно, делать это нужно постепенно. Психологи не рекомендуют оставлять дома детей одних до 7 лет, в 7-8 лет родители могут отсутствовать не более часа-двух, чем ребенок старше – тем больше времени вы можете провести вне дома. Конечно, это в идеале. Но наша современная жизнь от идеалов далека. Поэтому мы лучше поговорим о том, как ребенка подготовить к такому важному шагу в процессе взросления. 

Начните издалека. Например, со сказок. Можете придумать их сами. Жил был мальчик (девочка), он учился в школе, а маме с папой нужно было ходить на работу. Мальчик приходил со школы, разогревал себе обед, кушал, отдыхал, рисовал, играл и делал уроки. А вечером приходили родители, и они вместе отправлялись кататься на коньках/играть в футбол/ в шахматы, обнимались, читали книжки и т.д. Рассказывайте ребенку истории из своего детства – как вы первый раз оставались одни дома, чем занимались (ведь тогда еще не было компьютеров, или уже были?). Важно подготовить ребенка морально, чтобы он понимал – это безопасно и интересно. Это делает его старше, ответственнее. Вы ему доверяете. Хорошей подготовкой будет ваше уединение дома. Выделите себе полчаса-час. Ложитесь спать или примите ванную. Закройте дверь так, чтобы ребенок не мог к вам попасть. Вы отдельно – он отдельно. С одной стороны вы дома, с другой – нет.

Первый выход из дома начинайте с 15 минут. Не планируйте ничего важного. Этого времени как раз хватит, чтобы сходить за молоком. Большего и не требуется. Объясните ребенку, что вы вернетесь, когда большая стрелка дойдет до 12, а маленькая – до трех. Не опаздывайте – ребенок будет вас ждать. Оцените состояние ребенка по возвращению домой – чем он занимается или занимался, расстроен или спокоен. Если вы вернулись с молоком, а чадо стоит у дверей и ревет – взросление откладывается. Если вы уходите на час и более – звоните и разговаривайте с ребенком. Спросите, что делает он, расскажите, что делаете вы, когда придете домой. С одной стороны – вы поддержите ребенка. С другой – успокоите себя. Ведь порой, мамы переживают больше чем дети. И здесь я хочу сказать, что вы с ребенком – единое целое. Если вы боитесь его оставлять – он будет бояться, если в вашей голове сплошные страшилки – то же ждет и ребенка, если вы уверены и спокойны – ребенок остается с радостью.

Безопасность.

Следующим этапом подготовки будет подготовка пропагандистская )). А пропагандировать родители должны безопасность. По идее, все это ребенок должен знать и уметь, если вы считаете, что он готов находиться дома один. Но закрепить и дополнить не помешает. 

1) Личная безопасность.
Возьмем для примера первоклассника Ваню. Утром вы провожаете его в школу, возвращается он сам/с друзьями/с мамой друга-Сережи. Он должен уметь самостоятельно собраться, взять в гардеробе одежду (не забыть шапки/варежки/сменную обувь). Ваня должен хорошо знать дорогу из школы домой. Разными путями (на случай, если водопроводчики перерыли привычный путь, или собак стая на тропинке или машина перегородила дорогу и не обойти). Ваня должен знать правила дорожного движения для пешеходов. Переходить только по пешеходному переходу, желательно, со взрослыми. У ребенка есть ключи от дома. Ключи – это ценность (как и телефон), ключи всегда лежат в одном и том же месте, застегнутом и недоступном даже для друзей. Ваня несет ответственность за сохранность ключей и умеет ими правильно пользоваться. Ребенок умеет пользоваться телефоном, имеет свой телефон, либо носит с собой карточку, на которой написаны телефоны мамы-папы-тети-соседки. Ваня может попросить у знакомого(!) взрослого, например, у учительницы, телефон, чтобы позвонить маме. Ну и главное, Ваня прекрасно знает, что нельзя разговаривать с чужими людьми, что-либо у них брать, куда-либо с ними ходить и показывать свой дом. 

2) Дом. Быт.
Ваня – парень самостоятельный: он умеет пользоваться бытовой техникой (плита, микроволновка, чайник, телевизор, компьютер, телефон), электричеством, водой. Он знает, что есть приборы, которые ему трогать нельзя категорически и вещи, к которым лучше не прикасаться. Но будьте готовы к тому, что детское любопытство возобладает над вашими запретами. Поэтому спрячьте все опасное и дорогое, чтобы у ребенка не возникало соблазнов. Рано или поздно ваше чадо дорастет до других предметов быта – утюга, пылесоса и т.д. Оговорите правила использования, в том числе в форс-мажорных обстоятельствах: если отключился свет или случилось что-то непредвиденное – нужно первым делом выключать из розетки и убирать. Папа придет – разберется. 
По разным причинам может случиться так, что вы не оставили ребенку на завтра обед. Ваня знает, как приготовить элементарное блюдо – сварить рис или яйцо, пельмешки или вареники, умеет сделать бутерброд и заварить чай. 

3) Связь с миром.
Назовем это так. Ребенок должен уметь позвонить родителям с домашнего/сотового телефона. Ребенок должен уметь обратиться к взрослым – соседям или другим взрослым в случаях ЧП. Ребенок должен знать о существовании полиции, пожарной службы, скорой помощи и знать, как и в каких случаях туда обращаться. Ровно как и знать, что с телефоном играть нельзя!!!!

4) Чужие
Я выделяю это отдельным пунктом, потому что это архиважно. Здесь пойдет речь о звонках и визитах посторонних людей. Они не обязательно будут агрессивны, они могут быть вежливы и предлагать сладости и подарки… Ну, вы сами знаете. Нельзя разговаривать по телефону с незнакомыми людьми, что бы они ни сказали. Убедите ребенка, что если вы захотите им что-либо передать, то найдете способ передать это через родных, в крайнем случае – приедете сами. У вас должны быть в связи с этим знакомые ребенку взрослые – родственники, ваши подруги, одна-две коллеги, которых ребенок узнает по голосу. Ваня ни в коем случае не скажет никому по телефону, что взрослых дома нет. 

Никогда и никому нельзя открывать дверь. Ребенок приходит и закрывается на ключ изнутри. Все. У всех, кто может прийти – есть ключи. Остальные проходят мимо. Что бы они не говорили. Если начнется пожар – пожарные выбьют дверь. Так ребенку и скажите. Хотя про пожар мы еще поговорим. С любыми взрослыми за дверью Ваня не разговаривает и так же не говорит им, что дома никого нет. Даже если это бабушка с котенком, даже если это ребенок, даже если это дядя, которого он когда-то где-то видел. Конечно, здесь будут исключения. Например, на ключ ваша дверь изнутри не закрывается. А только на «цепочку» или что-то типа того. Т.е. даже если пришла мама, открывает дверь ребенок. Тогда возьмите себе за привычку звонить ребенку, когда заходите в подъезд. Или стучите специальным кодовым стуком (чтобы никто не видел:) В любом случае – ребенок сначала смотрит в глазок, потом открывает. К ребенку будут приходить друзья. Они тоже могут звонить или стучать особым образом. Но про друзей – отдельный разговор.

5) Друзья
В каждой семье друзья – это отдельная тема. И о ней стоит поговорить и все ребенку объяснить. Как вы относитесь к тому, что к вам в дом будут приходить одноклассники? Как ваш ребенок общается с людьми, позовет ли гостей? Есть дети, которые могут привести в дом весь класс – определите свою позицию относительно визитов гостей. Это может быть:

  • когда родителей нет дома – никто не приходит (но рано или поздно этот запрет начнет нарушаться или его придется пересмотреть)
  • когда родителей нет дома, ты можешь позвать в гости только одного-двух близких друзей, которых знает мама и у мамы есть телефоны родителей этих друзей.
  • когда родителей нет дома, ты можешь пригласить гостей, предварительно согласовав с мамой или папой.

Так же вы должны заранее оговорить чем занимаются гости в ваше отсутствие – можно ли включать компьютер, можно ли предлагать всем красную икру из холодильника или съедать все запасы конфет, можно ли играть в маминой комнате и т.д. 
Правила должны быть, но они не должны превращаться в клетку для ребенка, иначе они будут нарушаться. Конечно, все это может рассказываться мамой и папой долгими вечерами, но можно использовать и более приятные методы – игры, сказки и мультфильмы, например, «Три котенка», «Аркадий Паровозов», «Озорная семейка» иногда. 

Теперь поговорим о родителях, что Вы должны делать и чего не должны.

Первое, что вы должны – доверять ребенку. Если вы оставляете его дома по разным причинам, то, скорее всего, это нужно именно вам. А значит, вам придется ребенку доверять. Отдать ключи, телефон, предоставить в распоряжение квартиру. И при этом не звонить каждые пять минут и не изводить тотальным контролем. Ваше недоверие и страхи могут плохо сказаться на состоянии ребенка.

Второе, что вы должны, особенно на первых порах – обеспечить его всем необходимым. Например, нужно заранее ввести привычку переодеваться. Пришел со школы – повесил аккуратно форму в шкафчик, надел домашнюю одежду, помыл руки. Ребенок знает, где лежит его одежда, где взять чистую одежду, если он запачкался и вообще, где взять все необходимое – полотенце, губку чтобы вытереть на кухне лужу воды, новую бутылку воды и т.д.

Третье – еда. Пришел Ваня из школы уставший, конечно, хочется поесть. А родителей нет. Конфеты!!!! Вот что пойдет в ход первым делом. Хлеб с сыром и помидорами, печенье, какао или что там еще есть в ваших шкафчиках. Чтобы этого не произошло необходимо привить культуру пищевого поведения гораздо раньше. Нужно, чтобы ребенок знал, что ждет его на обед и, главное, оставлять ту еду, которую Ваня любит. Если он с роду не ест тыквенный суп-пюре – плавать вашему супу сами знаете где.

Если ваш малыш, еще не умеет пользоваться плитой и микроволновкой, то можно оставлять еду в специальном термосе. Но со временем все равно вам лучше приучить ребенка к большей самостоятельности. Наш первоклассник Ваня может сам отрезать хлеб или огурец, вымыть помидоры и яблоко, намазать масло на хлеб. Дело не только в том, что вы экономите время, но и в том, что для ребенка время одиночества дома превращается в приключение. Только здесь важно не переборщить, чтобы приключение не стало трагическим испытанием. Ведь иногда так приятно взять с тарелки бутерброд, с любовью сложенный мамочкой. Но мы продолжим о полезном – приучите ребенка убирать за собой посуду. Мыль или хотя бы ставить в посудомойку. Опять же – растет уровень уважения к себе. Только если вы подадите это ни как суровую реальность, а как игру «Ты же взрослый, а взрослые детки…….» Постепенно круг обязанностей растет. Растут и бонусы :)

Четвертое – безопасность. Да, опять она, только с другого ракурса. Ребенок тоже, наверное, волнуется, оставаясь дома один. И задача родителей – создать для него максимально комфортные и безопасные условия. Ребенок должен чувствовать себя защищенным. Подарите ему телефон, пусть даже в первые три дня он позвонит вам сотни раз. Пусть он позвонит также папе, бабушке, тете Гале, классной руководительнице и т.д. Возможно, ему захочется убедиться, что все это работает. Установите дружеские отношения с семьями друзей вашего ребенка. Если у Сережи мама не работает, может быть, она согласится первое время встречать и провожать домой не только своего ребенка, но и вашего. Может быть, она разрешит ему оставаться иногда в гостях у Сережи на пару часиков. Быть может, у вас в соседей квартире уже 20 лет живет замечательная женщина, недавно вышедшая на пенсию. Скажите малышу, что в случае чего – он может обратиться за помощью к МарьИванне. Опять же сказки и рассказы из серии «мой дом – моя крепость». Кроме того, очень важно рассказать о возможности обратиться в полицию/пожарную/скорую помощь в таких то случаях, ему помогут. Но самое главное! Когда вы будете играть в игру «Ваня остался дома один….» - обратите внимание на страхи, которые ваш ребенок сам придумает Ване и оградите ребенка от них.

Чего родителям делать не стоит?

Надеяться, что « все как-нибудь само». Что не запрещено – то разрешено. Это значит, чем понятнее для ребенка будет ситуация, чем четче, логичнее и доступнее будут обрисованы границы – тем меньше вероятность, что по возвращению домой вы узрите знакомое с детства «Приходил ко мне Сережка, поиграли мы немножко….» Конечно, подготовить сразу ко всему ребенка не получится. О чем-то вы просто забудете, ведь для вас это элементарно. Все придет со временем. Доверяйте. Себе, ребенку и жизни в целом. 

Игнорировать страхи. Чем больше страхов будет испытывать ребенок, тем более стрессовым будет для него пребывание дома в одиночестве, тем чаще он будет болеть, тем хуже будет его успеваемость. Чем больше вы будете его игнорировать, тем меньше он будет вам доверять. Поэтому даже если он боится зеленую кракозябру, которая живет на подоконнике, а это всего лишь кактус – не смейтесь. Найдите в Интернете небольшое кино или мультик про кактусы, можете нарисовать вместе пару смешных «колючек-кракозябр», придумать истории о них или поручить, в целях приручения оного чудовища, поливать кактус. Не жалейте своего времени моральных сил на борьбу (а иногда просто принятие) со страхами и прочими проблемами. 

Устраивать проверки. Самые распространенные ошибки – звонить или стучать в дверь и прятаться. Во-первых, вы пугаете ребенка. А во-вторых, очень удивляете, когда оказывается, что это мамочка так «прикалывается». Мамочка то, понятно, хотела посмотреть, как ребенок отреагирует. Но ребенок, если к нему постучит как-нибудь непонятно кто, может, не задумываясь, открыть дверь – «это ж мама так шутит!» То же самое со странными звонками-проверками. Лучше всего профилактика. Двери открывают только взрослые. Т.е. ребенок не открывает дверь, даже когда мама и папа дома. Только взрослые.

Предъявлять излишние требования. Не ждите, что у ребенка получится все и сразу. Возможно, от волнения он забудет поесть и просто ляжет спать. Или просидит весь день перед телевизором. Или забудет выключить плиту и поджарит суп. Не ругайте. Ошибок не бывает – бывает неожиданный результат. Но это опыт. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы понять свои ошибки. Не обязательно тыкать его носом. Не ждите, что вы придете домой, а там чистота и порядок, вас ждет вкусный ужин из трех блюд и сытый кот. Поддерживайте вашего ребенка как можно активнее, хвалите, любите и уважайте.

Опасные ситуации.

Перед тем, как оставить ребенка дома одного, обязательно обговорите с ним опасные ситуации, которые могут возникнуть. 

1) Травмы. Ребенок может упасть со шведской стенки, порезаться или обжечься. Это самое распространенное. Вы должны научить ребенка остановить кровь, намазать «спасателем» обожженный палец или приложить лед к ушибленному колену. Если он забудет, пусть позвонит вам.

2) Выключили свет. Да, в нашей стране так бывает. Самый простой выход – чтобы в детской был ночник, который работает от батареек и может осветить комнату. В любом случае, ребенок наверняка уже не раз оказывался в подобной ситуации, либо должен быть вами предупрежден, что такое может случиться. Покажите, где лежит фонарик, где хранятся свечи (в подсвечнике) и зажигалка. Объясните правила обращения с огнем. И придумайте вместе, чем может заняться ребенок, при свете фонаря, кроме как забиться в угол и бояться. 

3) Пожар. Пусть этот пункт никогда вам не понадобится, но он должен здесь быть. Случиться может всякое, особенно если вы живете в семнадцатиэтажном огромном доме, где 300-400 квартир. Вы же не можете поручиться за каждого жителя? Поэтому расскажите ребенку и про пожар. Если вдруг пожар случился у вас в квартире, помните: нельзя прятаться под кроватями и в шкафах. Пытаться тушить огонь можно только в начальной стадии – когда размер пламени не больше мячика. Первым делом звоним родителям и пожарникам. Во вторую – обращаемся за помощь к соседям. Опаснее всего дым, бежим туда, где меньше дыма, никогда не открываем дверь, из под которой идет дым. Если пожар где-то на площадке или у соседей – ни в коем случае не открывать дверь в свою квартиру и не выходить в подъезд. Позвонить 01 и ждать пожарных. 

4) Чужие атакуют. А именно – пинают двери, кричат, требуют, ковыряют ключами в замочной скважине. Ребенок не должен паниковать, хоть это и сложно. Звонить взрослым. Всем. Пусть все узнают, кто-то явно приедет быстрее. Звонить в полицию. Но здесь сложнее, нужно объяснить кто он, что происходит и адрес. Маме же достаточно будет испуганного плача. И конечно, ни в коем случае, не открывать дверь.

К сожалению, это далеко не полный перечень неприятностей. В квартире может лопнуть труба, может выбить пробки, кто-то может кинуть в окно камень… мало ли. Ребенок испугается. Но мама всегда поймет, мама не станет ругать и мама обязательно приедет. 

Скрытое наблюдение

Иногда родители практикуют скрытое наблюдение в квартире. Сейчас устроить его не составляет никаких проблем. Однако, что вам это даст. От чего вы защитите своих детей? Вы примчитесь, если увидите, что он выливает суп в унитаз, если он смотрит весь день взрослые каналы, если он привел домой одноклассницу? И вот вечером вы залетаете домой и высказываете все, что думаете о его времяпрепровождении… Что произойдет? Вы навсегда потеряете доверие. Особенно, если дело касается подростка. Если все-таки камеры нужны вам для своего личного спокойствия – что бы вы там ни увидели, ни в коем случае не говорите ребенку о том, что следите за ним, работайте над причинами поведения и своими личными тараканами. Ведь это важно – уважать личное пространство своего ребенка.

Скука.

Частенько дети, предоставленные сами себе, маются скукой. Одни придумывают себе монстров, другие сидят перед компьютером с блуждающим по соцсетям взглядам, третьи перебирают родительские шкафы, четвертые мастерят взрывчатку. Скука – это недостаток мотивации деятельности. Ребенку кажется, что у него СТОЛЬКО времени и он не знает, чем его заполнить. Если вы активный человек, то наверняка умеете писать планы. Научите этому детей. Сначала в форме сказки и игры «давай обсудим, что будет делать мальчик Ваня, когда придет со школы».

Обязательно рассчитывайте реальное время, которое ребенок тратит на то или иное действие. Если вы напишите список из 33 развлечений и скажете «выбирай сам» - ребенок сойдет с ума. Напишите для начала 5-6 основных «дел»: переодеться, покушать, помыть посуду, посмотреть мультик, нарисовать лису для бабушки, прочитать рассказ, заданный по литературе. Все равно ребенок по ходу дела покатает машины, несколько раз сходит в туалет, 15 раз позвонит вам и еще 5 раз папе. Главное, чтобы было какое-то разнообразие. Со временем Ваня научится писать себе списки дел сам, научится планировать неделю. Ему будет интересно, потому что так делают взрослые! Потому что это хорошая привычка!

Если вы не работаете или работаете дома.

Часто мамы, которые «сидят дома» боятся попасть в одну из распространенных проблем. Кто-то боится стать «клушей», другие боятся, что дети сядут на шею. Не отвергайте ребенка, не перегружайте ребенка. Поверьте, если вы позаботитесь о десятилетке, разогреете ему суп – он не сядет на шею. Он сядет на шею, если начнет вам приказывать, а не просить. Если вы будете опережать и предугадывать его желания. Если вы будете стараться заменить друзей - «ведь мама дома». Если вы в шестом классе будете забирать его из школы, которая находится на соседней улице. Очень часто чрезмерная опека носит самые благие побуждения. Но вы, таким образом, душите ребенка.

Если вы домохозяйка – вы не обязательно «клуша». Даже если ребенок один. Найдите себя, свои интересы, поставьте цели себе. «Клушами» становятся мамы, цель которых – ребенок. Ребенок не может быть целью, он отдельный человек, у него свои цели. И вы должны вести его аккуратно, просто шагая рядом. Не впадать в крайность, не оставлять его одного «в суровых реалиях жизни». У всех реалии разные – у кого-то суровые, у кого-то комфортные. Уважайте себя, своего ребенка и свои семейные ценности. Если вы часто находитесь дома, это не значит, что вы не можете уехать на пол дня по своим делам, оставив его одного. Вам все равно необходимо передать ему некоторые домашние дела. Чтобы если вдруг через 15 лет вы найдете работу своей мечты, вам не пришлось оставлять вареную гречку в термосе )))

Автор - Екатерина Федотова 

г.Томск-2015