О самых маленьких

Тайм-менеджмент для мамы, или как все успеть?!

Для многих молодых мам время - субстанция совершенно непонятная. Пока мы были беременными, оно тянулось бесконечностью ожидания; но стоило ребенку родиться - понеслось галопом. Да с такой скоростью, что едва месяцы успеваем отсчитывать. Тем временем, умение эффективно распределять свое время - один из обязательных "мамских" навыков. Ведь каждая из нас сталкивалась с этим ощущением безысходности - "куда ушел этот день???"

Чтобы дни не уходили в пустоту, чтобы мы все успевали, чтобы мы были довольны собой и выполнением своих ролей нам нужен тайм-менеджмент. Специальный тайм-менеджмент для мам.

Но прежде всего нам нужна мотивация. Представьте себя на минуточку идеальной женщиной-женой-мамой. Не такой, какой вы хотите быть через ....дцать лет, а такой, какой вы хотите быть сегодня. Углубитесь в эти ощущения - как вы себя чувствуете, как вы выглядите, что вы делаете, чем заняты ваши дети, каковы отношения в вашей семье? Вот это ощущение идеала и будет нашим главным мотиватором и нашим ресурсом.

Есть еще один отличный мотиватор и судья - бабушка. Потратим еще пару минут и окунемся в будущее. Какой бабушкой вы хотите быть? Модницей, разгуливающей рядом с седовласым импозантным дедушкой по улицам Парижа? Или, может, вы живете в городе, читаете студентам лекции и в свои "слегка за семьдесят" ходите по вечерам в бассейн или на йогу? Или вы мечтаете жить в деревне, в уютном доме, построенном вашим сыном специально для родителей, где вы разбили огромный цветник и яблоневый сад? Сколько у вас внуков? Вы живете ими или исполняете свои мечты? Пусть эта бабушка будет для нас единственным цензором - что бы вы ни делали, спросите свою бабулю - хочет ли она этого, приведут ли ваши сегодняшние действия вас в это состояние, о котором только что помечтали?

Идеал - очень хороший ресурс. Это цель. Когда вы устаете, когда все идет не так как нужно, окунайтесь на пару минут в этот идеал, и он даст вам силы пройти путь.

Чтобы изменить свой привычный образ жизни нужно сделать всего несколько шагов. Первых и самых сложных. А дальше вы научитесь двигаться легко и непринужденно.

Шаг первый - наводим порядок в отношениях.

Это касается всех сфер отношений - отношения к себе, отношений с родителями и мужем и, конечно, отношений с детьми. Главный принцип успевающей мамы - дети при маме, а не мама при детях. Как это поможет распределению времени, спросите Вы. Просто! Когда Вы гармонизируете свои отношения, при вас останутся лишь ваши роли. Не будет смешанных=ничейных зон ответственности, не будет вопросов, повисших в вакууме. Все эти недомолвки-невыясненные границы-перебор ролей съедают ваше время. Даже если вы эти проблемы не решаете - вы о них думаете.

В современной семье очень часто ребенок становится центром Вселенной. Мы днями напролет играем-кормим-развлекаем; домашними делами занимаемся, когда чадо спит, когда спят все или никогда. Это неправильно. Нет, конечно, Вы имеете право быть личным клоуном своему годовалому сыну, но тогда тайм-менеджмент не про вас. Если мы хотим успевать все, что сами себе пожелаем и придумаем, то должны вписать ребенка в свою жизнь. Это не значит, что он будет болтаться где-то на задворках наших помыслов. Это значит, что он будет подчинен семейной иерархии и общим семейным целям.

На практике это выглядит как:

  • Вовлечение в ежедневные дела взрослых
  • Получение определенной, соответствующей возрасту, ответственности
  • Выполнение мамой всей домашней работы во время бодрствования ребенка

Классический пример "нездоровых" отношений, с которыми сталкиваются матери - "Я отдала тебе всю свою жизнь! А ты теперь так со мной поступаешь???" И ребенок эдакий тридцатилетний обычно на это отвечает "Я не просил тебя отдавать мне свою жизнь". А он ответит именно так, потому что если Вы будете плясать вокруг ребенка с бубном, то он вырастет потребителем. А все мы хотим другого, конечно. Поэтому, самое важное, что мы можем дать ребенку - это принятие. В любой ситуации, что бы он ни сделал и ни натворил - необходимо дать почувствовать маленькому человеку, что вы его любите. Нужно просто обнять, дать выплакаться на плече, принять эмоции, принять расстройство и огорчение. Дать им место. Но родители очень часто боятся этих эмоций и стараются ребенка сразу же отвлечь. Конфеткой, погремушкой, новым конструктором. И мало того, что таким образом мы отдаляем детей от себя, так еще и способствуем накоплению огромного количества игрушек. И приходим ко второй проблеме - куда все это деть????

Шаг второй - наводим порядок в квартире.

Быстренько ответим себе на вопрос - что Вам лично дает порядок в квартире? Наверняка многие ответят - порядок в голове. Это очень хороший маячок, как только начинается напряжение в голове - идем наводить порядок в доме.

Начнем, естественно, с детской. И теперь мы ответим на вопрос "куда деть все добро, купленное мамами/папами и прочими родственниками в попытке успокоить/загладить вину/порадовать чадо или попросту купить "вот эту обалденную штучку, которой у меня в детстве не было"". Ответ на этот вопрос состоит из нескольких частей. Часть первая и важная - психологическая. Насколько нужны детям игрушки? Знаете ли Вы, что ребенок развивается, когда учится, когда наблюдает за взрослыми? Т.е. если он катает машину или долбит, простите, какого-нибудь музыкального медведя - он практически не развивается. Возможно, он проявит фантазию - привяжет медведя к машине и станет катать. Но то же самое он мог бы сделать и с кастрюлей, например. Я хочу сказать, что для развития ребенку не нужна набитая до отказа комната игрушек. Ему скорее нужно Ваше время и Ваши уроки взрослой жизни. Поэтому с самого начала необходимо взять под контроль свою жажду потребления.

Второе - непосредственно навести порядок. Для этого очень хорошо бы все-все игрушки разделить на несколько наборов. Оставить один набор, а остальные убрать и потом, когда Вы заметите, что игрушки снова надоели - потихонечку наборчик подменить. Ураааа!!!! Новые игрушки!!!!!

Как мы будем распределять игрушки по наборам? Просто. Вывалим все в кучу и разложим по категориям: книги, конструкторы, музыкальные инструменты, игровые-ролевые наборы (доктор/повар/парикмахер/ учитель/строитель и т.д), наборы доя творчества, транспорт, куклы, говорящее-поющее-веселящее, обучающее. У вас получится несколько кучек. Теперь берем по одной-двум-трем (если они очень разные) игрушкам из каждой кучки и создаем набор. В зависимости от запущенности каждого конкретного случая у вас может получится два-четыре набора. Т.е. по сути они будут взаимозаменяемыми и при этом содержательно разными = новыми. В итоге вам не придется каждую неделю покупать новую игрушку, потому что "не с чем играть", а во-вторых вам придется в четыре раза больше убираться.

Ведь почему дети вываливают на пол ВСЕ? Потому что они не могут справиться с таким количеством. Поэтому к одному набору у нас появляется очень важное требование - все игрушки должны быть легкодоступны и видны. Вы не складываете весь набор в огромную корзину. Расставляем все по полочкам, предварительно упаковав в прозрачные пластиковые контейнеры или баночки. Тогда у ребенка будет возможность выбрать и взять то, что ему действительно нужно!

Ну и самое главное - нам необходимо порядок поддерживать. А для этого мы вводим правила! Правила вводит каждая мама самостоятельно. Их не должно быть огромное множество, они должны быть справедливы и выполняться всеми членами семьи. Если мы заводим правило "складывать после прогулки одежду в шкафчик", то и сами не бросаем кофты на диван и спинку стула, ок? Так вот, главное правило в детской: поиграл - убери. Следите за этим и не доводите до хаоса. Потому что когда игрушками завалена вся комната, вы заходите и грозным голосом объявляете "а теперь убери все это!" обычно ничего не происходит, да? Ребенок впадает в ступор. Потому что убрать ВСЕ - это невероятно много для него. Родители должны помогать. Мы направляем - возьми колечки, собери пирамидку и поставь на эту полочку. Собери конструктор в этот контейнер и поставь на стеллаж и т.д. у каждой вещи должно быть свое место. Невозможно убрать на место то, у чего места нет.

И еще по поводу уборки. Если Вы только начинаете вводить правила - делайте уборку вместе, постепенно уходя в более пассивную форму участия. При этом ребенок должен знать, что вы всегда придете ему на помощь. Не брезгуйте этим. Если вы будете помогать и поддерживать, то вырастите заботливого, внимательного и уверенного человека.

А теперь об уборке вообще. Это сложнее. Это очень сложно, если смотреть на нее комплексно, целиком, снизу вверх )) Поэтому хочу посоветовать вам почитать о системе флай-леди. Не будем сейчас очень подробно на этом останавливаться, иначе не сможем эту статью закончить никогда ))) Лично меня в этой системе привлекает как раз таки зонирование, дробление работы и хронометраж - выполнение того или иного задания по времени. 5 минут трем раковину и идем дальше. Не зависать. Когда я, привыкшая убираться по несколько часов разом, разбираю мега-уборку по пяти-пятнадцатиминуткам и раскладываю по дню или нескольким дням - жить становится гораздо проще.

Еще одно очень интересное открытие - это списки "ежиков", "лягушек" и "слонов". Подробно можно почитать в книге Натальи Потеха "5 навыков успевающих мам".

Расскажу коротенечко. Ежики - это наши ежедневные мелкие дела: заправить кровать, помыть посуду, вынести мусор, накормить кота, позвонить маме, развесить белье, сходить за продуктами и т.д. и т.п. Они, как ни странно, забирают на себя время. Почти все наше время. Поэтому будет очень здорово, если вы выпишите всех своих ежиков и будете знать, сколько времени каждый на себя берет. Это нам понадобится дальше.

Лягушки - это дела, которые мы не любим. Они скользкие и неприятные, но самое ужасное - они квакают. Примерно так "Кваааааагда ты, мать семейства, вымоешь унитаз"?! И вот я знаю, что мне нужно уже несколько дней как его вымыть, а я ненавижу мыть унитаз, откладываю это занятие, а оно квакает все громче и громче. У каждого лягушки свои - стирка, гора неглаженного белья, плита заляпанная кашей, домашняя бухгалтерия. Единственный способ справиться с лягушками - признать их, написать в списочек, поставить в план в самое продуктивное для вас время и научиться их побеждать. Например, я иногда не имею моральных сил вечером вымыть плиту. Смотрю на нее из другого угла гостиной-студии и делаю вид, что не замечаю. А она квакает. И я решила мыть плиту по утрам. Я очень рано встаю, мне никто не мешает и час-полтора обычно у меня есть в одиночестве. Самое продуктивное время, скажу вам. Может это странно - натирать плиту в 7 утра, но меня устраивает. В итоге у меня чистая плита и вечером, если ее устряпали я не мучаюсь угрызениями совести, зная, что утром встану и ототру. Даже если дети встали со мной, я могу это делать и при них. Важно, что я знаю, самое продуктивное время - утро. С 7 до 10 я обычно сворачиваю все домашние горы, жарю всех лягушек и дальше спокойно плыву по заранее спланированному течению.

Слоны - большие многоопциональные дела. Напечатать фотографии за 5 первых лет жизни младенца, сводить младенца к стоматологу, приготовиться ко Дню Рождения, сшить платье, разобрать обувной шкаф. Это дела, которые состоят из нескольких дел поменьше. Их главная особенность - возраст, который может достигать года и более, ибо это слон. Слона нужно есть по кусочкам, правильно. Нужно сосчитать слонов в своем стаде и расписать, из каких маленьких дел они состоят. А потом постепенно делать эти маленькие дела.

Шаг третий - распределяем время.

Если вы читали о первых двух шагах и примеряли все написанное на себя, то, наверное, заметили как много у нас дел. Стоит подумать о бесформенной массе по имени "домохозяйство" в форме списка - все сразу становится ясно. Именно списки и прочие бумажки очень вам помогут, если вы хотите научиться управлять своим временем. Иногда нам кажется - это такой ужас - писать списки. Я потрачу кучу времени на них, а толку? Толк от списков очень и очень большой. Когда у нас есть список:

  • Мы видим все что предстоит сделать не общем массой, а конкретно каждое дело;
  • В результате короткого анализа некоторые дела мы можем делегировать или перенести
  • Мы можем разделить бесформенную массу на приоритетные дела и менее важные
  • Мы можем, ура!, спланировать день если не по минутам, то хотя бы по часам.

Я расскажу, как это работает, а пока предлагаю маленький эксперимент. Называется хронометраж. Хронометраж желательно вести несколько дней подряд, чтобы проследить основные закономерности. Берем листочек. Делим на три столбика. В первом вы будете писать время. Например, 7:15-7:30. Во втором - дело. Утренний душ. В третьем - степень важности. Обязательно (или не важно/маловажно/важно/желательно - как хотите) И так мы расписываем целый день поштучно каждое дело. Если делаем дела меньше 5 минут, то потом пишем комплексом. Желательно вести записи хотя бы раз в полчаса. Поверьте, узнаете о себе много нового

А теперь вернемся к спискам. Почему это важно? Потому что когда есть план, мы не тратим огромное количество сил на выдумывание и вспоминание дел. У нас есть три списка ежиков - ежедневные, еженедельные, ежемесячные. У нас есть лягушки и расписанные по частям слоны. Эти списки вариативны, подвижны и обновляемы, но суть одна - из комплекса этих списков мы можем планировать день и неделю. Т.е. берем вечером листочек и пишем план на следующий день, учитывая время, которое мы тратим на каждое дело.

  • Проснуться.
  • Принять душ.
  • Поставить кашу.
  • Сделать гимнастику.
  • Разбудить старшего.
  • Одеть.
  • Отвести в сад.
  • Покормить остальных.
  • Положить мужу в сумочку обед
  • Заправить постель.
  • Проветрить.
  • Помыть пол.
  • Поиграть/порисовать/полепить
  • Погулять
  • Почистить раковину
  • Приготовить обед
  • Уложить спать=почитать книжку
  • Попить чай с конфеткой пока никто не видит.
  • Угостить кота.
  • Повышивать
  • Позвонить маме
  • Написать статью
  • Приготовить полдник.
  • Разбудить.
  • Накормить
  • Забрать из сада старшего
  • Приготовить ужин
  • Встретить мужа, обсудить работу, почесать спинку
  • Ужин
  • Помыть посуду
  • Собрать из лего магазин
  • Погладить вещи на завтра
  • Посмотреть мультики
  • Искупать.
  • Прочитать сказку.
  • Уложить спать
  • Сделать маникюр.
  • Посмотреть кино.

Написать этот список - пять минут. Но он поможет сохранить вам час времени в течении дня, а может даже больше. В конкретный момент времени у вас будет конкретная цель - не придется думать "а что теперь?", а главное будет реальная альтернатива пожирателям времени.

Интернет, телевизор, телефон - да-да, в разговоре о тайм-менеджменте нам не обойти эти черные временные дыры. Пара слов о том, почему мы туда попадаем. Первое - отдохнуть. Мы устаем мыть полы или играть с ребенком и салимся перед компьютером "на минутку", а встаем через час. Нам вроде бы ничего не нужно, но там столько всего интересного. Пустая трата времени. Иллюзия жизни. Но не будем о грустном.

Как выбраться? Ставим таймер! Если вы в интернете не работаете, а заходите туда отдохнуть - ставим себе таймер - 5-10 минут. Зазвенело - встали и пошли. Читала один замечательный совет. Повесить на монитор бумажку "не зашла" и каждый раз подбегая на "дзынь" ставить галочку и уходить. И посмотрите СКОЛЬКО времени окажется в вашем дне. То же самое с телевизором. Если вы хотите посмотреть передачу или фильм - сориентируйтесь по программе и включите просмотр в свой план. А если у вас телевизор включен фоном весь день - вы теряете огромную кучу времени на периодическое зависание "на секундочку". Если вам звонит подруга, разговор с которой может затянуться на три часа, ограничивайте себя и ее. "Я могу поговорить 20 минут, а потом у меня дела". Вы никого не обидите и не потратите драгоценное время на пустую болтовню.

Мы не говорим сейчас о крайностях и минимализме, мы говорим об оптимизации. Конечно, все эти списки и планы приживутся не сразу. Попробуйте планировать для начала пару-тройку дел, но обращайте внимание, как долго то или иное действие происходит. С каждым днем список будет пополняться до тех пор, пока вы не распишите весь день. И еще один важный момент - оставляйте буферы - резервы времени. Все-таки Вы - мама. А в нашей мамской жизни не обойтись без форс-мажоров.

Шаг четвертый - отращиваем дзэн

Здесь мы поговорим о форс-мажорах, о том, что в нашей жизни может случиться все что угодно, и мы должны быть к этому готовы.

Первое – Вы – мама. А значит, Вы можете опоздать, не прийти, заболеть, отказаться, изменить правила. К этому должны быть готовы любые ваши партнеры и, главное, Вы сами.

Второе – самая лучшая импровизация – хорошо спланированная импровизация, слышали такое? Нам понадобится. Т.е. мама всегда имеет два-три-четыре плана. Если не удался первый – идем по второму и т.д. Вариативность в любом деле – качество великолепное.

Третье – помощники. Было бы здорово, если бы Вы имели несколько человек (бабушка, сестра, мама, подруга, муж, брат и т.д.), кто в случае крайней необходимости может посидеть с Вашим ребенком, взять на себя часть Ваших обязанностей или выполнить небольшое поручение. Если есть люди готовые вам помощь – благодарите. Чаще и больше. И тогда вам будут помогать с удовольствием.

Четвертое – учимся прощать. Давайте примем за правило: ошибок не бывает – бывает опыт (результат). Иногда мы можем получать неожиданный или нежеланный результат. Но это не повод бичевать себя, это повод изменить свои действия. Поэтому мы должны дать право на опыт себе и своим детям. Опоздали – извинитесь. В следующий раз постараетесь выйти из дома пораньше. Ребенок разлил молоко – не ругайте, дайте тряпку. Пусть это будет чуть дольше, но он сможет увидеть, что результат можно исправить.

Шаг пятый – учимся отдыхать Что такое отдых? Это вовсе не лень. Лень не имеет цели. Ни в себе, ни за собой. Отдых – это осознанно выделенное время, когда вы занимаетесь тем, что любите, что доставляет вам удовольствие. Существует три основных вида деятельности – физическая, эмоциональная и интеллектуальная. Чтобы отдохнуть – не обязательно залипнуть в соцсетях. Но если вам хочется пообщаться с любимой подругой – пожалуйста. Смысл в том, чтобы мы научились в течение дня переключаться с одной деятельности на другую и так по кругу. Делали уборку (физическая) – сели почитать книгу (эмоциональная) - поиграли с детьми в догоняшки (физическая) – сделали отчет по магазину (интеллектуальная).

Очень важно научиться свой отдых планировать. Т.е. когда вы пишите план на день – включаем обязательные пятнадцатиминутки с отдыхом: здесь я попью чай, потом напишу письмо подруге, потом буду вышивать, рисовать, потом займусь йогой, приму ванную и т.д. 3-4 тайм-аута в вашем списке должно быть. Почему важно запланировать конкретное действие? Потому что если вы просто напишите «отдых», то когда придет время – будете суетиться, придумывать, в итоге засядете за компьютер или пойдете выносить мусор, отодвинув отдых.

Многие из нас испытывают чувство тревоги, если ничем «важным» не занимаются. Поэтому хочу рассказать интересную историю про дровосеков. Устроили два дровосека соревнования – кто больше нарубит деревьев. Стучали топоры два часа, а потом слышит один дровосек, что второй замолчал. И оказалось, что через каждые два часа второй дровосек 15 минут отдыхает – стука не слышно. Ну, думает первый дровосек, я этого лентяя точно смогу победить, если буду рубить без остановки. И с радостью принялся снова деревья валить. Но к концу дня оказалось, что второй дровосек нарубил гораздо больше. Как же так - удивился первый – я знаю, что ты отдыхал по 15 минут каждый два часа!! – Я в это время точил топор, - ответил второй дровосек. Так что, милые мамочки, не забываем точить топоры ))

Автор - Екатерина Федотова

г.Томск

по материалам книги Натальи Потехи "5 навыков успевающих мам"