Гватемала: ребозо и пэррахэ.
Гватемала означает "страна лесов". Это название уходит своими корнями в один из диалектов Майя, на котором разговаривало местное население во времена испанского вторжения в 1523году. Несмотря на то, что это название сейчас используется повсеместно, многие гватемальцы продолжают идентифицировать себя в соответствии с той ветвью коренного населения, к которому они принадлежали столетия назад. Последующая миграция европейцев (и особенно немцев) а также жителей азиатских стран (Корея, Китай, Япония) сильно повлияла на формирование культурного облика страны, размывая при этом традиционную культуру населения "страны лесов".
В Гватемале до сих пор сохранилось разделение труда в зависимости от пола. Женщинам, как правило, отводится сугубо женская роль - ведение домашнего хозяйства и поддержание домашнего очага. Однако, если женщина хорошо образована, она нередко претендует на традиционно мужские сферы деятельности в офисной и производственной работе, и это считается нормальным.
Около половины населения Гватемалы занято в сельском хозяйстве, в т.ч и женщины из сельских местностей. Кроме того, женщины часто подрабатывают рукоделием: вышиванием и ткачеством. ткут женщины исключительно при помощи ткацкого пояса - backstrap loom.
В отличие от мужчин, которые чаще всего носят европейскую одежду, многие женщины сохраняют приверженность традиционным одеяниям. В качестве декоративного дополнения к традиционной одежде huipil часто используется своеобразный платок или шаль. Такие платки/шали в разных местах Гватемалы называют либо ребозо либо пэррАхэ (perraje), в зависимости от того, где и как они были сотканы, а также кто их носит. Есть и другой вариант объяснения одновременного сосуществования этих названий: ребозо - это испанское слово, пэррахэ - слово из языка Майя. Читаются они следующим образом: perraje (pear-AH-hay) и rebozo (ray-BOW-so). В англоязычных статьях гватемальский платок-пэррахэ часто называют Mayan Rebozo-Wrap (шарф-ребозо племени Майя).
Пэррахе очень многофункциональная вещь: она используется не только как декоративный элемерт одежды, но и чтобы согреться, укрыться от ветра или солнца. Кроме того, в таком платке удобно носить небольшие грузы, например продуктов с рынка, ну и разумеется, его часто применяют для ношения детей. Пэррахэ завязывают узлом на груди, а в образовавшийся "кармашек" укладывают или усаживают малыша. Иногда поверх первого платка крест-накрест повязывается еще один. Чаще всего так делают, если несут малыша за спиной. Спящих и младенцев носят в горизонтальном положении, передвигая вперед, если необходимо покормить. Дети постарше обычно сидят у мам за спиной или на бедре.
В современной Гватемале слингоношение характерно по большей части для сельских местностей и небогатого населения, а семьи среднего и высокого достатка обычно нанимают женщину для помощи по хозяйству и ухода за малышом.
Младенцев частенько носят старшие сестры и братья. Дети 4-5 лет - уже полноправные помощники родителям в фермерском хозяйстве и на полях. Поэтому вы запросто можете увидеть четырех-пятилетку, с привязанным за спиной малышом, бегущим куда-нибудь по поручению. Матери, которым некому помочь по хозяйству, также привязывают себе младенцев и занимаются домашними делами или работают на ткацком станке.
Точных сведений о том, когда в Гватемале появилась традиция использования пэррахе нет. Но, по всей видимости, примерные сроки (по аналогии с Мексикой) можно соотнести со временем колонизации страны испанцами - это 1523 год.
Как и в Мексике, ребозо и пэррахэ создают либо на ткацком поясе, либо на напольных ткацких станках, и подавляющее большинство из них - из хлопка либо хлопка с добавлением акрила. В отличие от мексиканских ребозо, в Гватемале очень сложно сказать, в какой местности была соткан платок. Информации о том, как их ткут, намного меньше, чем о других видах одежды и прочего текстиля. Предположительно, многие ребозо (пэррахэ) были сотканы в Totonicapan и Quetzaltenango. Эти города производят шали не только собственных образцов, но и используют дизайн и цветовые гаммы других местностей. Не все пэррахэ украшаются бахромой, наиболее простые ткутся на ткацких поясах и ничем не украшаются. Практически все пэррахэ создаются с использованием узелковой техники икат - jaspe (ikat).
Властители Атитлан. По ту сторону фотокамеры.
Рассказывает Bill Muirhead, фотограф, путешественник. (прим.авт.: Атитлан - крупное бессточное озеро в Гватемале).
... Три года назад моя подруга Урсула сказала мне: "Если ты действительно хочешь показать культуру, жизнь и красоту Майя, почему бы тебе не сфотографировать матерей, кормящих младенцев? Они повсюду!". Она была права: на автобусной остановке, в каждом автобусе, и на каждом поле, во время стирки, работы на ткацком станке, сбора хвороста, покупок на рынке - всегда и везде можно было видеть матерей, кормящих своих малышей. Когда-то мне казалось, что кормление грудью - очень интимно и не для посторонних глаз, но во время съемки одного из сельских празднеств я изменил свое мнение. Одна из женщин попросила сфотографировать ее рядом с горящим ладаном. Она кормила свою дочку, а рядом сидел и улыбался ее 8-9 летний сын. Позже, когда я отдал им фотографии, женщина расплакалась. Фотография была пропитана необыкновенной нежностью и любовью. С того дня грудное вскармливание и материнство стали одной из моих любимых тем для фотосъемки.
В Гватемале младенцы плачут чрезвычайно редко. Если малыш начинает плакать, мама моментально реагирует на его жалобы и успокаивает его. Привязанные к материнской спине при помощи перрахэ (ребозо) или квадратного тканого лоскута ткани (tzute), дети повсюду путешествуют с мамой. Чтобы она ни делала: сажала лук на полях, собирала хворост в горах, ходила за водой, стирала - за ее спиной блестят любопытные глазенки, изучающие окружающий мир..
Автор статьи - Корнилова А.В., г.Томск, 2011
Источнки:
http://www.everyculture.com
http://www.terraexperience.com
http://lordsofatitlan.com
http://www.littlemangoimports.com/textileinfo.html
* В статье возможны изменения и дополнения. У вас есть интересная информация? Пришлите ее нам! mamatomskru@mail.ru
Рекомендуем также:
Сообщество в ЖЖ, посвященное этническим слингам
http://community.livejournal.com/ethnic_carriers/