Ношение новорожденных в разных странах мира. Ч.1
Истоки слингоношения уходят своими корнями глубоко в тысячелетия, однако далеко не все страны сохранили их по сей день, а некоторые и не имели вовсе. Мы привыкли считать, что слингоношение тесно связано с максимально приближенным к естественному образом жизни. Однако не всегда это так. В первую очередь, это относится к тем странам и народам, где традиционным является поселение в одном месте (доме, поселке) большими группами, обычно семейными кланами и нет необходимости в длительных передвижениях куда-либо. В историческом контексте ношение на себе ребенка, и особенно новорожденного, обусловлено сложными бытовыми условиями, когда мать вынуждена работать и ей необходимо брать младенца с собой.
Азиатские страны:
Индия
Одна из весьма цивилизованных стран, где ношение ребенка в каких-либо приспособлениях не получило активного распространения. Независимо от касты индийская семья весьма многочисленна. Она состоит из родителей, их женатых сыновей с женами и детьми, неженатых сыновей и незамужних дочерей — порой в доме живет до шестидесяти человек.
Главное предназначение в жизни женщины в этой стране - стать матерью, и воспитанию детей уделяется большое внимание. Если ребенка нужно усыпить, его кладут в гамаки покачивают, а если индианке нужно идти куда-то с ребенком, она несет его просто на руках. Если женщина устает, она передает ребенка другому члену семьи. Так что многочисленность членов семьи в таких случаях играет весьма практическую роль.
Как говорят в Индии: "У нас нет необходимости в каких-либо переносках, лишь бы было достаточно родственников. Пусть молодая мать ухаживает за малышом, а родственники позаботятся обо всем остальном". Старшее поколение женщин начинают давать свои советы молодой матери, всячески ее поддерживать на протяжении всей беременности и первых годов жизни маленького человечка.
Многие путешественники, побывав в Индии, говорят о том, что женщин, несущих своих детей в слингах, они видели только в горных местностях и среди беднейших слоев населения. Аруначал-Прадеш (Arunachal Pradesh) — штат на северо-востоке Индии, граничащем с королевством Бутан, Китаем и Мьянмой. Это горный штат, расположенный в восточной части Гималаев. На территории штата проживают 82 различных народности, среди которых слингоношение, в отличие от индийцев весьма частое явление.
Одна из таких народностей - Гало. С первых же дней после рождения малыша отцы активно вовлекаются в заботу о новорожденном. Гало верят, что мужественный дух отца усилит привязанность души новорожденного к его телу, и связь между их душами чрезвычайно тесна и прочна. Считается, что все, что случится с отцом в первые дни после рождения малыша, непременно отразится на судьбе новорожденного, поэтому первое время отец и малыш практически неразлучны.
Всю свою деятельность отец-гало должен координировать с настроением и просто самим существованием новорожденного, даже если тот мирно спит рядом с матерью. Так, к примеру, если отец полез на дерево, он должен прикрепить к стволу маленькие палочки, чтобы дух новорожденного ребенка мог карабкаться на дерево рядом с ним, а если он пересекает ручей, то должен провести по воде пустую бутыль из тыквы, чтобы помочь душе младенца переплыть водный поток.
В одной хижине живет, как правило, одна семья, включающая однако и старшее поколение, которое также может оказать помощь новоиспеченной маме.
Практически все народности, проживающие в Аруначал Прадеш, носят на себе детей. Способы ношения встречаются самые разные - от классического в платке до налобных лямок. В связи с тем, что информации о ношении новорожденных нам пока найти не удалось, здесь мы рассматривать традиции слингоношения этих народностей не будем.
Камбоджа.
Новорожденных в Камбодже, если только матери не нужно куда-либо идти, носят не очень часто. Покормив, мать укладывает малыша в растянутый в доме гамак, который покачиваясь, помогает усыпить младенца. Если матери нужно куда-либо идти с младенцем, она несет его в краме (камбоджийский платок). Пока ребенок не начинает самостоятельно держать голову, его носят в горизонтальном положении спереди, а когда тот подрастает и начинает удерживать голову, переводят в вертикальное положение, обычно на бедро.
Корея.
Слингоношение в Корее - привычное явление, и его появление было обусловлено сложными бытовыми условиями. Детей носили с собой, чтобы было удобнее работать в полях и вести домашнее хозяйство. Совместный сон был также весьма распространенным явлением: вместе спала вся семья. Так было теплее, и это позволяло экономить на обогреве (полы в Корее подогреваются газом).
Раньше в Корее носили детей в подеги, женщины были вынуждены много работать, и потому брали младенцев с собой. Рабочие условия для женщин сегодня в Корее также не очень хорошие, поэтому после родов она или увольняется или отдает ребенка на воспитание бабушкам.
У корейцев есть поверье не показывать новорожденного людям (21 день, но некоторые не выносят и по 3месяца). Тем не менее молодежь с совсем крошками ходят в супермаркеты. Обычно мужчина носит на руках новорожденного, а мама бегает между полками, выбирает продукты.
Многие молодые мамы первый месяц после родов живут в санатории - Чоривон- где за ребенком и мамой ухаживают либо нанимают дома помощницу. В самом крайнем случае просят помощи у бабушек.
Традиционный корейский подеги использует только старшее поколение. Молодежь иногда использует осовременненый вариант, но уже с подросшими детьми, однако чаще предпочитает рюкзаки-кенгурушки.
В Корее очень много колясок, дорогих и красивых. Это удобно: с коляской можно проехать везде – пандусы, спец.лифты в метро, без вопросов пропускают в магазины. В парках аттракционов, супермаркетах всегда есть коляски на прокат, преимущественно бесплатно.
В большинстве случаев в современной корейской семье используются и машина , и переноска, и коляска. В рюкзаки сажают обычно с 2-3 месяцев вертикально. Нужно отметить, что кореянки не морочат себе голову умными вещами типа физиологичности положения и пр., "ребенок заснул, и хорошо". Фиксирование головы заботит далеко не всех, голова может мотыляться туда-сюда, и это никого не смущает.
Этнические меньшинства Китая, Вьетнама, Таиланда, Лаоса.
В восточных культурах слингоношение давно стало часть естественной жизни. Азиатские слинги не просто пришли в западный мир, но и вдохновили на создание многих похожих средств для ношения детей. Китай в этом плане ценная жемчужина. Ведь там проживает много этнических меньшинств, до сих пор сохранивших свои традиции и обычаи ношения детей. В основном, они проживают в провинциях Hunan, Yunnan, Sichuan и Guangxi, и очень многие расселились по другим странам: Вьетнам, Лаос, Таиланд, Мьянма.
В этих странах культивируется очень трепетное отношение к слингу. Задолго до родов будущая мать или кто-либо из бабушек начинает шить переноску. Слинги всячески украшаются: вышиваются элементы животного и растительного мира, геометрический орнамент. Это колоссальная работа, которая требует огромного терпения, любви и вложения душевных сил. В народности Миао например, принято вышивать не более 4-5 см в день. В вышивку часто закладывается определенная символика: в зависимости от того, какие качества характера хотели бы привить будущему ребенку, на слинге вышивают тот или иной элемент. Так, изображения диких животных символизируют мужество и смелость, а цветы - красоту, нежность и доброту.
В большинстве этноменьшинств слинг дарят младенцу, когда ему исполняется месяц или полтора. До тех пор мать носит ребенка на руках и нередко перепоручает старшим сестре или брату присмотреть за младенцем. Малыша также иногда носят в слинге спереди, при необходимости подстраховывая руками. Слева на фото ниже 1месячный малыш.
Необходимо отметить одну важную особенность, которая впрочем характерна для многих культур, а не только для этноменьшинств перечисленных стран. Наверняка многие, листая этнофото в интернете, замечали, что, в основном, на фото изображены уже более-менее подросшие малыши, и очень редко когда можно увидеть в слинге новорожденного или младенца. Это объясняется тем, что даже несмотря на достаточно суровые условия быта, в период новорожденности малышу и его матери стараются обеспечить всевозможный комфорт и помощь. Соплеменницы, отцы, старшие братья и сестры, прочие родственники привлекаются на помощь матери по хозяйству или присмотреть за малышом. Да, есть, конечно, ситуации, когда мать вынуждена с самого раннего возраста брать с собой младенца, однако, они лишь подтверждают имеющуюся тенденцию: период новорожденности младенец чаще всего проводит под крышей собственного дома.
Некоторые этноменьшинства в Китае переносят малышей прямо в колыбелях. Подробной информации об этом способе ношения нам найти пока не удалось, но по всей видимости, он используется на крайние случаи, когда матери необходимо куда-то выйти с ребенком, т.к особого комфорта судя по фото не обещает. К колыбели крепится кожаная или плетеная лямка, которая проходит по спине несущего и облегчает ношение малыша.
Существует еще один способ переноски младенцев, используемый в Китае и некоторыми этноменьшинствами, например народностью Dai. Младенец полностью заворачивается в полотно ткани, и в таком туго запеленутом положении привязывается к матери или старшему брате/сестре.
Точной информации о том, с какого именно возраста, этноменьшинства упомянутых стран начинают носить за спиной, нет. Однако следует отметить тот факт, что многие народности внимательно относятся к комфорту и физиологичности расположения младенца в переноске. К примеру, очень часто шьется укрепленный подголовник, который обеспечивает хорошую поддержку головке малыша, если тот еще не может ее удерживать самостоятельно или спит (например, у народностей бай, хани, наси и др.)
Хмонги, Вьетнам
Многие мамы, если конструкция слинга не предусматривает подголовника, голову просто фиксируют тканью.
Китай. Правое фото из провинции Guangxi
Китай
В современном Китае новоиспеченной маме также уделяется большое внимание и забота. Молодым отцам предоставляется оплачиваемый недельный отпуск по уходу за только что родившей женой. Как во время визитов к врачу во время беременности, так и в роддоме практически невозможно увидеть женщины, которая была бы одна. Ее, как правило, сопровождают муж или мама, или все вместе. А уж про роддом и говорить нечего - туда наведывается все семейство, включая дальних родственников, чтобы оказать посильную помощь.
После рождения в течение месяца молодая мама и ребенок особо опекаются. Весь уход за ребенком и работа по дому ложатся в этот период на плечи родственников женского пола. В продолжение этой традиции в Китае сейчас очень популярны медицинские центры, в которых матери и ребенку предлагают помощь, диетическое питание и специальный уход в течение первого месяца после родов. Иногда, когда коллеги или друзья обращают внимание на измученный вид женщины, они говорят ей: «Что-то ты плохо выглядишь. Тебе надо родить ребенка и хорошенько отдохнуть».
За новорожденным активно ухаживают бабушки, носят на руках, как правило, исключительно по дому и подносят на кормление матери.
Зимой на улице вообще не встретишь малышей первого года жизни, разве что по дороге в поликлинику в виде большого толстого свертка. Китайцы считают, что в холодное время года младенцу не стоит находится на холоде и гулять его не выносят.
Япония
В Японии детей начинают носить практически с самого рождения. Их носят ВЕЗДЕ. Вот не просто везде, а ВЕЗДЕ!!! :) Практически каждая вторая мама носит на себе ребенка, в основном в кенгурушках или просто на руках, многие также носят в слингах с кольцами. Коляски с горизонтальным положением там встречаются не очень часто, и используются в основном "прогулочные" для тоддлеров (дети 1-3лет). Мамы активно гуляют с новорожденными - по магазинам, ресторанам и прочим увеселительным местам, а малыши в это время мирно спят на них :). Носят малышей обычно мамы, потому что папы работают. Но если идет пара, то вполне может ребенка нести отец, и даже зачастую так и бывает.
Европа:
Русь и славянские страны
Примерно к той же категории стран, что и Индия, можно отнести и Русь и близлежащие славянские страны. Образ жизни (большие семьи, несколько женщин в семье, старшие дети, стационарные поселения) не способствовал активному развитию слингоношения. Как бы ни хотелось нам верить в существование широко распространенных традиций, отсутствие массовых источников, подтверждающих ее наличие, не дает нам основания это утверждать.
Традиционно на Руси новорожденного ребенка крестили на восьмой день, после чего клали в колыбель или ее еще часто называли зыбка. Она представляла собой раму, обтянутую холстом с пологом наверху или четырехугольный ящик с расходящимися стенками. колыбель подвешивал на очипе - гибкой березовой жерди или на пружине под матицей избы.
Источник: www.ethnomuseum.ru
Постоянно ребенка не носили, а если его нужно было куда-либо транспортировать, часто несли вместе с колыбелью. Если матери нужно было работать, она уходила в поля, а за младенцем присматривали либо старшие братья и сестры, либо дедушки-бабушки.
"Никита Иванович Рогов был в избе один, только в зыбке кряхтел и говорил сам с собой его правнук Ванюшко, да еще язычок неяркого лампадного пламени мерцал перед кивотом. [...] Дедко по-мальчишески резво поднялся с колен, стряхнул портошины. Качнул зыбку, поправил роговушку во рту младенца. Парень выпихнул соску языком и широко улыбнулся. Ясными радостными глазами осветил он прадеда, нетерпеливо и сильно засучил ножками, застукал крохотными кулачонками. Дедко не утерпел, рассмеялся: — Ну, санапал! Экой ты санапал, Ванька". (c) Василий Белов
Источник: http://koroleni.livejournal.com/
Иногда ребенка переносили в шали или подоле, однако это не было частым явлением. Маленького ребенка старались не оставлять без люльки, считалось что без нее ребёнок беззащитен. Малыша нельзя было класть на голый пол или землю, иначе в него немедленно проникнут нижние духи. А подвешенная колыбель обеспечивала защиту и сохранность жизненной силы. Верили, что приподнятый над полом ребенок находится под покровом небесных сил.
Слева на фото: современная реконструкция ношения ребенка в подоле.
Справа: фрагмент картины о ВОВ, источник http://coslav.clan.su
Изредка детей носили в платках, подоле или шали, как правило, это были случаи, когда матери нужно было надолго уйти, а присмотреть за младенцем было некому. Чаще же всего, в доме, где жили большой семьей, всегда было кому присмотреть за младенцем. Первой обязанностью девочек в семье было нянчить младших братьев и сестер. Воспитания в крестьянских семьях имело прагматичную основу: вырастить из ребенка нового работника. От детей требовалось подражать взрослым, на это же была направлена игровая деятельность, активно поощряемая взрослыми. Дети 4-5 лет особенно охотно воображали себя родителями, перенимая их манеру поведения.
Польша
Традиции слингоношения в Польше, также как и во многих странах, диктовались достаточно тяжелыми бытовыми условиями, поэтому новорожденный ребенок просто вливался в уже устоявшийся семейный уклад. Никто не перестраивал ради новорожденного свою жизнь. Рождение, крещение, а также другие ритуалы, связанные с младенчеством, - пожалуй, единственное время, когда младенец находился в центре внимания всей семьи.
Ношение ребенка на себе не было постоянным: во время работы мать чаще всего оставляла ребенка дома, длительных перемещений куда-либо также не было. Поездка по делам была весьма значительным событием для семьи, ведь раньше не было столько возможностей для передвижения, как сегодня.
Несмотря на продолжительное грудное вскармливание до 2-3х лет, младенца не носили с собой, если только в доме кто-то мог остаться и присмотреть за ребенком. С собой на работу в поле брали только совсем-совсем маленьких детей, нуждающихся в частом кормлении. Ребенка приносили, завернув в шаль, а затем оставляли в колыбели на землю или подвешивали на сук дерева. Малышей постарше с собой не брали. Мать либо ходила сама, чтобы покормить ребенка, либо ей приносили его в поле. Присматривать за малышом могли старшие дети, бабушки-дедушки и прочие родственники. Зимой детей с собой практически не брали, только в случае крайней необходимости (когда некому было присмотреть за ребенком, а мать была вынуждена трудиться).
Источник фото http://www.bagnowka.com/
В качестве приспособления для ношения детей использовались большие теплые шерстяные шали с бахромой, наподобие уэльских. Младенцев носили горизонтально, примотав так, чтобы было видно лицо ребенка, а ему в свою очередь, видно мать и окружающий мир. Подросших детей носили на бедре и за спиной. В случае возникновения чрезвычайной ситуации, когда необходимо было срочно выйти из дома (война и пр.), в качестве слинга использовался любой подходящий отрез ткани - простыня, скатерть и т.д. Детей носили только матери или же старшие братья и сестры.
Чехия
К сожалению, какого-либо текстового материала на данный момент о ношении новорожденных в Чехии, не найдено, но есть фотоархив. Судя по фото, малышей носили в шалях и платках. Способ завязывания очень похож на уэльские и польские шали.
1947-1959гг. Источник nosenideti.cza
Швеция
Даларна (она же Dalecarlia), центральная провинция Швеции, пожалуй, гораздо более преданна традициям, чем любая другая часть этой страны. Современные идеи проникают туда медленнее, и поэтому всего лишь два поколения назад (1930-е годы) там повсеместно носили детей в национальных переносках. Традиционное средство ношения детей в Даларне - переноска, называемая "боэг" ("bög" или "boeg/bälg"), от английского слова "бэг" - сумка.
Для новорожденных детей использовали kass - плетеную корзину. Первые недели малыш спал в ней рядом с матерью, а когда ребенок подрастал, его перекладывали в общую кровать к матери и отцу. Когда ребенок умел держать голову, его начинали носить в кожаной или тканевой сумке - боэг. Ребенок находился в там в горизонтальном положении с небольшим уклоном по вертикали, прижимаясь левым боком к матери. Ручки малыша при этом были свободны.
Также см. фото на сайте http://www.abctidning.se/y0305f.html (копировать фото запрещено)
Утрата традиций слингоношения характерна, пожалуй, практически для всего европейского региона: ведь именно отсюда пошла мода на коляски, а бурное промышленное производство быстро оттеснило старые традиции, оставив их уделом бедняков и сельских жителей.
Германия
Вплоть до середины прошлого столетия в германии в качестве средства для ношения детей частенько использовался плащ-накидка (kindermäntel или hockmantel, англ.: children's coat) , особенно он был распространен на территориях Саксонии.
Несмотря на то, что коляски появились еще в 19 веке, они не были популярны в Германии - это было не самое удобное средство для передвижения по бездорожью. И в общем-то, у женщин не было другой альтернативы, кроме как носить своих детей с собой. Довольно часто эта привилегия доставалась бабушкам, пока мамы хлопотали по хозяйству. Взяв внуков с собой, пожилые женщины встречались где-нибудь на сельском перекрестке и вели неспешные разговоры о боге, событиях в мире и в своем селе.
Одна из рук при таком способе ношения была все время занята поддержанием ребенка, поэтому область применения такой слингонакидки ограничивалась преимущественно прогулками.
В 1972 году Эрика Хоффман открыла фирму по производству слингов-шарфов Didymos. Способы завязывания были вполне традиционными: колыбель для новорожденных и вертикаль для подросших детей. Далеко не все германские родители осмеливались носить своих детей в слингах, многим это казалось чем-то экзотическим и даже опасным, однако постепенно популярность слингов все больше и больше росла. Сейчас в слингах носят очень многие мамы, а в некоторых германских роддомах мамам при выписке даже дарят недорогие слинги-шарфы.
>>Перейти ко второй части статьи>>
http://www.watatu.se
(использование информации
только с письменного разрешения авторов сайта)
http://rian-ma.livejournal.com , http://souz.se
http://escapefromindia.wordpress.com/, http://www.thebabywearer.com/
http://www.hilltribe.org, http://mybeibei.com/
http://www.chinaodysseytours.com
http://www.china.org.cn, http://traditions.cultural-china.com
www.chustomania.pl, http://china.kulichki.com
http://drevodel.ucoz.ru/, http://razvitie-doma.ru
http://community.livejournal.com/ru_japan/
http://yellow-gold.diary.ru/p144453806.htm
http://skatikom.livejournal.com/
http://detskiegody.ru/
Книги:
Beatrice Fontanel "Babies celebrated"
Лаврентьева Л.С. Социализация девочек в русской деревне./ Сб. науч. трудов. «Мир детства» в традиционной культуре народов СССР. Ч.1., Ленинград. 1991.
Małgorzata (Маргарет) Garkowska, "Dziecko w dawnej Polsce" ,изд-во Познань, декабрь 2006.
Также порядка 30% информации было собрано в результате личной переписки
с жителями и путешественниками обозначенных стран.
Статья размещена до 01.01.2020г.