Недавно мне в руки попала книга Джона Готтмана и Джоан Деклер «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей».
Почему я читаю эту книгу?
У меня двое детей: сын 7,5 лет и дочь 2 года. Конечно, я стараюсь их воспитывать так, чтоб они выросли умными, честными и открытыми, уверенными в себе и ответственными, жизнерадостными и отзывчивыми, чтоб умели самостоятельно принимать решения и справляться с трудностями, имели хороших друзей и могли эффективно взаимодействовать с людьми. И я уверена, что каждое моё слово и действие по отношению к ним продиктовано любовью и заботой. Однако, достаточно часто поведение моих детей и их эмоциональная реакция на казалось бы простые жизненные ситуации, заставляют меня задуматься о моих методах и принципах в воспитании. 

Я вижу, что сыну сложно справляться со своими эмоциями, что досадная ошибка способна у него мгновенно перерасти в безутешное горе, что очень часто дети «из мухи делают слона» и иногда ребёнок впадает в истерику от того, что хочет здесь и сейчас чего-то невозможного, а мои объяснения и уговоры не действуют. И, увы, мои дети между собой постоянно ссорятся и даже дерутся, а мои миротворческие беседы не приносят видимых результатов. И если интеллектуальное развитие не вызывает у меня беспокойства и опасений, то в эмоциональном плане я чувствую, что по мере взросления постепенно появляется некоторое напряжение. Мне не хотелось бы, чтоб оно нарастало со временем и привело к негативным последствиям.

И вот передо мной книга психолога Джона Готтмана и Джоан Деклер «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей». Эта книга именно о том, что меня беспокоит. По сути, в ней говорится об эмоциональном воспитании. Это значит, что как мы учим своих детей читать и писать, держать ложку и одеваться, так же мы должны научить детей понимать свои эмоции и управлять ими.
С первых же строк в книге просто и понятно объясняется, почему в современном мире приходится обращать внимание на эмоциональное состояние общества. Колоссальный поток информации, ускоряющийся жизненный ритм городов, отсутствии тесной связи поколений и семейных традиций — все это не лучшим образом сказывается на психическом здоровье и поведении людей. Особенно тяжело приходится детям, так как они более восприимчивы, открыты и беззащитны.
Значительная часть книги посвящена описанию современной эмоциональной ситуации в целом и конкретно в среде детей и подростков. Статистические данные, наглядные примеры взаимоотношений родителей с детьми и детей с ровесниками приведены на основе американской действительности. Конечно, масштабы проблемы и специфика взаимоотношений в Америке и России, на мой взгляд, разные, но ключевые моменты и негативные последствия эмоционального дисбаланса весьма актуальны и для нас, и мы уже сталкиваемся с ними в повседневной жизни. Собранный материал, методы исследования и анализ результатов весьма убедительны.
Итак, что же такое эмоциональное воспитание? В книге представлен путь, состоящий из пяти шагов. Вот они:
1) понять эмоцию ребёнка;
2) отнестись к эмоции как к возможности для сближения и обучения;
3) сочувственно выслушать ребёнка и подтвердить обоснованность его чувств;
4) помочь ребёнку правильно назвать свои эмоции;
5) обозначить пределы переживаний, одновременно помогая решить проблему.
Шаги подробно описаны, подкреплены конкретными примерами.

Главное что я выяснила, и это меня удивило — метод позволяет использовать негативные эмоции ребёнка (такие как гнев, злость, грусть, печаль, агрессию, страх, беспокойство) для выстраивания более крепких доверительных отношений с ним. Все пять шагов — это поэтапное руководство как вести себя родителю в сложных эмоциональных состояниях ребёнка. Как реагировать на ситуацию, на что обратить внимание, как суметь поставить себя на место ребёнка, что именно и в какой последовательности говорить, или наоборот не говорить, как научить ребёнка справляться с эмоциями и собственно проблемами, вызвавшими негативные эмоции. Приводятся стратегии и нюансы для каждого состояния, объясняются возрастные особенности, рассматриваются различные семейные ситуации.

Но прежде чем приступить к действиям родителю даётся тест для оценки собственного отношения к эмоциям и тест самооценки своего стиля воспитания. И вот результаты тестов и описание влияния определившегося стиля и отношения к эмоциям в целом моментально выводят из зоны комфорта, тем самым освобождая место в сознании для восприятия информации…
Уверена, даже скептически настроенный читатель найдёт в этой книге полезную для себя информацию и обратит внимание на необходимые ключевые моменты.

Автор отзыва Элла (МохЯгель)

Яндекс.Метрика