Автор: Leto
Опубликовано: 02.04.2015

«Ребятко», «робя», «коробок», «чадо», «детино» — так называли подрастающего ребёнка в большой крестьянской семье. Это счастье иметь много детей. Они – «дар божий», продолжение рода и его опора.
Забота о младенце начиналась задолго до его рождения. Беременная считалась любимицей Богов, способной приносить счастье. Поэтому берегли от тяжелых работ и следили, чтобы она «не встряхнулась» и «не была зашиблена».

Желания беременной старались исполнять. В отдельных местностях отказать ей в прихоти считалось за грех, потому что этого «требует душа младенца». Беременную охотно приглашали в сады угоститься яблоками: если она отведает плода с молодой яблони, то дерево будет обильно плодоносить.
В последний месяц перед родами женщине не рекомендовалось выходить со двора, чтобы Домовой и священный Огонь очага могли прийти ей на помощь. Если муж был в отъезде, молодой женщине советовали подпоясываться его поясом и на ночь укрываться его одеждой. Так «сила» мужа оберегала жену. Более того, мужские вещи были главными оберегами во второй половине беременности: опояски, гасник (тесемка) от мужниных штанов, а также надевание мужниных штанов.


Полагали, что женщина во время беременности может оказать воздействие на внешний облик и характер будущего ребенка. Для этого она выполняла простые правила
• Ребенок родится добрым и умным, если мать не будет сквернословить; смелым, если беременная сама не будет ничего бояться!
• Чтобы родился красивый ребенок с румянцем и ясными глазами, беременной надобно есть много клюквы, брусники, свежей капусты и укропа!

Вплоть до ХХ в. роды проходили в домашних условиях или в хорошо истопленной бане. Чтобы материнское тело легче раскрылось и выпустило дитя, женщине расплетали волосы, в избе раскрывали двери и сундуки, развязывали узлы, открывали замки. Нередко присутствовал муж. У наших предков бытовал обычай, сходный с «кувадой» народов Океании: муж кричал и стонал вместо жены. Зачем? Возможно, тем самым муж вызывал на себя внимание злых сил, отвлекая их от роженицы.
И вот дитя благополучно родилось! Если это был мальчик, пуповину перерезали на топорище, чтобы рос мастеровым; на дубовой плахе, чтобы был крепок; на книге, чтобы быть грамотным. Если девочка – на веретене, чтобы росла рукодельницей. Перевязывали пупок льняной ниткой, сплетенной с волосами матери и отца. «Привязать» – по-древнерусски «повить». Вот откуда «повитухи», «повивальные бабки», «пуповые бабы». У пермяков они звались «йог-баба», «бабатчись» — та, которая помогает женщине обабиться.
Новорожденного часто называли «слабым», «мягким». При омывании ребенка повитуха «лепила» из него человека: гладила ему головку, делая её круглее. Если младенец страдал рахитом или атрофией, его «перепекали»: клали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь. Этот ритуал символизировал «исправление» детского тела. Младенец уподобляется хлебу, который «допекался» в «печке — матушке». Отсюда пошли слова «опека», «опекун».

Через год после рождения или позднее (на третьем или на пятом году жизни) совершали специальный обряд пострига. До этого младенец считался бесполым существом.
Согласно свидетельствам летописей, древнерусские князья проходили постриг в трехлетнем возрасте. При этом малолетнего князя сажали на коня.
В крестьянской культуре XIX века этот обряд был связан с «посажением» ребенка на или рядом с объектом из мужской или женской сферы.
Из «младенца» ребёнок превращался в «отрока» (взрослел) от 5-8 до 12-15 лет. Мальчику в этом возрасте обстригали волосы, и он впервые надевал штаны или шапку. Девочке заплетали косу, она примеряла юбку и платок.

На этом преображение не заканчивалось. Каждый жизненный период обоих был отмечен разной одеждой и головными уборами. О том, зачем женщине рога и рубашка-намышница, и почему до сих пор самое дорогое мы храним в загашнике, а работать можем «спустя рукава», Вы узнаете, посетив выставку традиционного русского костюма «Душевные наряды» из коллекции С.Глебушкина (г. Москва) в Первом Музее славянской мифологии. Торжественное открытие выставки состоится 12 апреля в 14.00! Выставка продлится до 30 июня 2015 года.

Автор: Слюсарева Наталья Анатольевна,
экскурсовод Первого Музея славянской мифологии.

Яндекс.Метрика