Автор: Екатерина
Опубликовано: 23.05.2014

«Сядь! Встань! Принеси! Поешь! Уберись!»… Наши дети знают много глаголов, но часто ли мы говорим им «Расслабься»? Знает ли ваш ребенок, что нужно сделать, чтобы расслабиться?
Неподвижные положения, ссоры с родителями и стычки с друзьями, стресс от новых людей и помещений — ребенок часто не может выразить свою усталость и напряжение, но мы можем заметить стиснутые зубы, побелевшие кулачки, поднятые плечи, напряженные ноги. Дети, особенно маленькие, не осознают подобные состояния и их причины, поэтому просто «ужасно себя ведут», чтобы привлечь мамино внимание. И это уже наша, родительская, задача поставить диагноз и детеныша своего расслабить. Для этого есть несколько простых домашних игр, которые можно практиковать даже в троллейбусе, по дороге с очередной развивайки, например. Цель этих игр — не только в том, чтобы расслабить ребенка, сколько в том, чтобы показать: вот это состояние называется «напряжение», чтобы от него избавиться, нужно сделать так то.


Начнем.
Сначала поиграем в воробушка. Представьте, он сидит на ветке, осматривает окрестности, тут мимо ворона пролетает, он раз, крылышки поднял, голову втянул — подумаешь пушистый комочек на ветке? В общем, нам надо научиться поднимать и опускать плечи. Плечи — это место, где живет страх, а еще ответственность, особенно чрезмерная. И напряженного ребенка сразу видно по притянутым к ушам плечам. Так вот, надо чтобы ребенок плечики поднял и зафиксировал, это тяжело и неприятно, но нужно секунд 10 потерпеть, а потом опустить-расправить-расслабить. Чтобы ребенок ощутил — где напряжение, а где расслабление, что расслабление — это легко и приятно, что нужно просто расправить плечи и станет приятно. Нужно несколько раз повторить.
Олень. Это про ладошки. Нужно растопырить на голове пальчики — как рога у оленя, подержать до сильного напряжения, а потом расслабить.
Деткам постарше, как мальчикам так и девочкам полезно будет поиграть в Драку. Опишите ситуацию: ты сильно разозлился, мальчик/девочка забрали игрушку, которой ты играл, ты хочешь задать им взбучку, руки сжаты в кулаки, зубы скрипят от напряжения. Попросите малыша даже задержать дыхание, пусть он будет максимально напряжен. И пусть в этот момент максимального напряжения он вспомнит, как когда-то этот ребенок поделился с ним печеньем или своими игрушками, что он на самом деле добрый и драться с ним не надо, пусть все тело расслабляется. Ребенок здесь должен расслабиться как физически, так и морально, ведь он не стал драться!
Есть так же серия упражнений-игр для речевого аппарата — челюсти и языка.
Рот на замок. Попросите ребенка закрыть ротик, потом подвернуть внутрь губки, чтобы их не было видно, сжать челюсти. Все, ротик на замке, он сильно напряжен. И вдруг прилетел солнечный зайчик — ему можно улыбнуться! Ротик расслабился!
Хобот. Попросите малыша вытянуть губки в звуке «у», как длинный-длинный хобот у Слона. Подержать несколько секунд и расслабить.
Улыбка. Пусть малыш улыбнется как можно сильнее, словно кончики улыбки привязали ниточками к ушам. Подержать и расслабить!
Очень полезные игры с языком: можно упираться языком в верхние и нижние зубы, в каждую щечку, так же напрягая и расслабляя наш болтливый орган ))
Шарик. Каждый малыш знает, как надувается воздушный шарик. Давайте надувать не шарики, а животики! Покажите ребенку, как это сделать. Следите, чтобы напрягался только живот, а не плечи и голова. А потом пусть шарик сдуется, без усилий, нужно просто прекратить напрягать животик, воздух сам выйдет.
Пружинки. Это игра для ножек. Нужно представить, что под ступнями у нас по две пружинки — под носочком и под пяточкой. Когда под пяточкой пружинка расслабляется — мы поднимаемся на носочки и сильно надавливаем на переднюю пружинку. А потом расслабляем носочки и сильно вдавливаем в пол пяточки. Потом можно лечь на спинку, поднять руки и ноги и побултыхать ими в воздухе — тоже отлично расслабляет.
Важно ввести в ежедневный «рацион» подвижные и богатые на прикосновения игры: догоняшки, кувыркашки, бои подушками в кровати, обнимашки и прочие шалостям, которые смогут раскрепостить детское тело.
Ну и конечно еще одна чудесная игра, которая придется по душам, не только детям…

Предложите ребенку сесть поудобнее и закрыть глаза. Можно включить какую-нибудь плавную, приятную мелодию (музыка обязательно должна быть без слов!). Объясните, что сейчас вы будете играть в волшебное путешествие. Попросите ребенка расслабиться, сделать глубокий вдох, выдох и постараться представить то, о чем вы ему будете говорить.
А рассказать вы можете примерно следующее: «Представь себе, что мы сидим в комнате и смотрим в окно, а там синее-синее небо. По небу неторопливо плывут облака. Очень красиво. Вдруг мы видим, что одно пушистое облако приближается к нашему окну. Его форма напоминает пони. Мы залюбовались этим зрелищем, а облако подплыло совсем близко к нам. Смотри, оно машет нам лапкой, как будто приглашает присесть! Мы осторожно открываем окно и усаживаемся на теплое облако. Устраивайся поудобнее, ощути, как здесь мягко и уютно. Можно даже полежать. Куда же мы полетим? Наверное, надо подумать о месте, где тебе всегда хорошо. Подумай о таком месте.
Облако стало двигаться. Вот уже наш дом кажется крошечным вдалеке, ниже пролетают стаи птиц. Удивительно хорошо. Вот, кажется, мы начинаем снижаться. Облако опускает нас на землю. Теперь ты можешь идти. Мы там, где ты спокоен и счастлив, где тебе очень хорошо. Посмотри, что там вокруг? Какие в этом месте запахи? Что ты слышишь? Есть ли здесь кроме тебя какие-то люди или животные? Тут ты можешь делать все, что хочешь. Побудь в этом месте еще немного, пока я посчитаю до десяти, а потом снова пойдем к облаку (медленно считайте от одного до десяти). Ну вот, нам пора возвращаться, залезай на облако. Мы снова летим по самому синему небу. Вот уже показался наш дом. Облако аккуратно подплывает к самому окну. Мы с тобой залезаем в нашу комнату прямо через окно. Мы благодарим облако за чудесную прогулку и машем ему рукой. Оно медленно уплывает вдаль. Когда я посчитаю до пяти, оно растворится в небе, а ты раскроешь глаза (считайте до пяти)».
После того как ребенок откроет глаза, попросите его поделиться с вами впечатлениями от путешествия. Приятно ли ему было плавать на облаке? Какое место он себе представил? Каким оно было? Как он там себя чувствовал? Существует ли это место на самом деле или оно полностью создано его воображением?
Примечание: Отнеситесь внимательно к рассказу ребенка – он может содержать очень важную информацию о том, где и от чего ребёнок чувствует себя наиболее комфортно. А это уже можно использовать не только для фантастических путешествий, но и для того, чтоб «сказку сделать былью».
Яндекс.Метрика