28 и 29 ноября в рамках этнокультурного практикума «По-сибирски» в Томске пройдут лекции и мастер-классы на тему игр в народной традиции. Посетить их могут все желающие. Один из мастер-классов проведет российский этнограф, певец, автор песен, музыкальный продюсер и телеведущий, собиратель и исполнитель русского фольклора Сергей Старостин. Мастер-класс называется «Спеть как раньше и увидеть будущее». Целью занятия его автор назвал укоренение самого себя.

Сергей Николаевич, что значит «укоренение самого себя»?

Поскольку соблазнов в мире довольно много в XXI веке, то опасность потерять свои корни весьма велика, и эта потеря повсеместно происходит. Поэтому укоренение самого себя — это поиск тех якорей, которые могли бы стать точкой притяжения. Эти якоря — это традиционная культура, наследованная от своих собственных предков.

Каким образом это происходит? Многие молодые люди этих корней не знают и не помнят, а чтобы они стали якорями, их нужно сначала узнать.

Да, безусловно. Это и есть огромная работа по поиску своих корней и приобщению к ним. Это миссия тех, кто сам соприкоснулся с этой темой и пытается поделиться этим знанием с другими людьми.

Как будет проходить мастер-класс?

Это будет беседа, на которой я поделюсь своим опытом. Это будет и музыкальный показ. Музыка — это тот язык, которым я лучше всего владею. Я буду делиться своей историей со всеми. Я расскажу, каким образом традиционная культура оказала влияние на мою собственную жизнь, на выстраивание творческой судьбы, карьеры. Я думаю, это будет интересно и полезно всем, не только людям, приобщенным к фольклору.

Вы связали свою жизнь с темой традиционной русской культуры, а с чего все началось?

Побудительных причин было довольно много. Я родился в городе, но родители мои были деревенскими жителями. Это не могло не отложить отпечаток на моей судьбе и восприятии мира, поскольку у моей колыбели была моя бабушка — абсолютно деревенский человек, знакомый со всеми премудростями деревенской жизни и использующая их в моем воспитании. Естественно, я был в таком малом возрасте, что не мог в тот момент все зафиксировать, но где-то оно в подсознании все равно легло. И когда я вырос, в первой экспедиции, куда я попал совершенно случайно, знакомство с народными исполнителями вдруг всколыхнуло эту память младенческую, и процесс сам собой стал развиваться, я понял, что это именно то, что мне в жизни нужно.

Куда вы отправились в свою первую экспедицию?

В Рязанскую область. Это были теоретики из Московской консерватории, которые ехали на фольклорно-этнографическую практику. Я поехал с ними вместе, чтобы помогать носить магнитофоны, которые были тяжелыми, и девочкам было с ними не справиться. И эта поездка сыграла решающую роль в моей жизни.

Теперь вы часто бываете в разнообразных этнокультурных экспедициях. Какая из них вас зацепила больше всего?

Это не единичные экспедиции, их очень много: на Волгу, в Курскую область, в Смоленскую область. Для меня все они были важные и все оказали очень серьезное влияние на мое формирование и на обогащение моего знания о традиционной культуре. Каждая из экспедиций, в которых приходилось участвовать, оставила след в моем сердце.

Вы много работаете с молодежью на тему истоков родной культуры. Почему молодежи важно в эту тему возвращаться?

Если мы не будем петь своих песен, значит, мы будем петь чужие. Это тоже неплохо, но выглядит немного странно: если мы живем на своей территории, имеющей свою историю, определенную культуру, почему мы должны петь чужие песни? А мы их поем все больше и больше. Это одна из проблем глобализации — стирание граней в культуре. И почему-то англоязычная история превалирует на нашем пространстве. Процесс возвращения к своей культуре не должен быть принудительным, он должен идти естественно, и это так и происходит. В том числе и в молодежной среде. Она ловит эти импульсы, она понимает, что через песню она может постичь важные законы мироздания, устройства человеческих отношений. Все это в песнях есть. И когда человек с этим соприкасается, он получает ответы на многие вопросы, задаваемые ему извне. И слава Богу, что возврат к родной культуре происходит вполне естественно, без принуждения, без обмана, мирно и заинтересованно. Если раньше фольклорная молодежь находилась в андеграунде, ее никто не видел и не слышал, то сейчас по всей России этой молодежи довольно много.

Почему фольклор интересен современной молодежи?

В детском возрасте дети впитывают то, что им дают взрослые. Дети могут создавать свой микромир на небольшом пространстве, когда остаются одни — играют, строят взаимоотношения. Но в основном они пользуются опытом взрослых людей и таким образом входят в будущее. А вот с молодежью несколько сложнее. Взрослея, любой человек ставит перед собой много жизненно важных вопросов: какой дорогой он пойдет, какое он отношение имеет к тому социуму, в котором существует, к тому пространству, в котором живет, к той истории, которая к нему приходит из разговоров, учебников, лекций и книг. Он задается этими вопросами и пытается сопоставить себя и ситуацию, в которой он находится. И если своя культура не является для него чем-то очень важным, то он будет искать дорогу в другие культуры.

Это и происходило в большом количестве в 1980-е и 1990-е годы, когда, я считаю, был великий русский исход из страны. Молодежь отправлялась на поиски истины или духовного опыта подальше от дома — в Индию, Китай, Гималаи, Африку, куда угодно. Только не на поиски своих собственных корней. Им казалось, что здесь их просто нет. А они были. Просто о них никто не говорил. А сейчас гораздо больше стало этой информации. Молодежь это слышит и начинает обращать на это внимание. Не все выражают желание в этом участвовать, но даже тот процент молодежи, который приобщен к традиционной культуре, уже является серьезной опорой и силой, которая для сверстников является показательным примером. Достаточно побывать на крупных событиях, где собирается фольклорная молодежь, посмотреть на эти лица, как они выглядят в народных костюмах и как они здорово поют и танцуют. Это уже вызывает зависть у многих.

Каким с точки зрения этих традиций вам показался Томск?

То, что город хранит память о своем историческом прошлом — это здорово. В этом смысле Томску гораздо больше повезло, чем многим другим городам. У него в достаточном количестве точек связи с разными историческими этапами развития. И главное, что все это можно почерпнуть не только из книг и рассказов, к этому можно прикоснуться.

Этнокультурный практикум «По-сибирски» проводился в рамках реализации социального проекта «Патриотический семестр» — победителя Всероссийского конкурса молодёжных проектов среди образовательных организаций высшего образования в 2019 году Федерального агентства Росмолодёжь.

#посибирски #Росмолодежь #ресурсцентр #ВКМП #Росмолгрант #НЛСК#Россиястранавозможностей #патриотическийсеместр

Яндекс.Метрика