Сейчас многие пишут, что напланировали себе всякого саморазвивающего на период карантина, а оно чот не идёт. Лекции не слушаются, концерты не интересны, и вообще: мозги не работают, сил мало, идей нет, первоначальный запал окончательно иссяк.
Так вот, товарищи, это нормально для сложившихся обстоятельств. Это стресс. Это высокий кортизол. Это охранительный режим психики. Так должно быть!
Мы сейчас оказались в депривации и непредсказуемости. Слишком много новизны, слишком мало конкретики. Ну хоть погода хорошая)).

Ганс Селье, ученый с мировым именем, основоположник изучения стресса, очень прозрачно обрисовал этапы развития стресса: сначала короткая мобилизация, потом плато, когда всякие «излишества» и «рюшечки» отпадают за ненадобностью, а потом, если это длится достаточно долго, и если мы продолжаем себя насиловать — спад и соматические заболевания.
На высоком кортизоле можно вынести бабушку из горящего дома, на высоком кортизоле можно завершить проект за три дня, но совершенно невозможно строить долгосрочные планы и мечтать. Никакое прекрасное будущее не придумается, потому что горизонт планирования меньше недели, и реально спрогнозировать, что будет в следующий понедельник, не может никто.
Но! Одно большое «НО!». Не нужно жрать себя за то, что вы с чем-то там не справляетесь. Все не справляются, просто у нас с вами разные нервные системы, у каждого есть своя история провалов и ужаса, и всё это обостряется в период стресса.
Нейробиологи и всякие там этологи говорят, что когда мы не можем бить или бежать, надо, условно говоря, «грызть палочку». Делать что-то не очень сложное, что приносит успокоение. И нет, это не курс по архитектуре 18 века и не разработка концепции нового бизнеса. Это сериальчики, пирожки с капустой и забота о самых близких. Все живы, никто в окошко не выходит — уже хорошо.
Вывод: большинство из нас сейчас находится в уязвимом положении. Мы не можем повлиять не то, что на будущее мира, но даже безоблачное будущее собственной семьи нам сложно гарантировать.
Автор: Светлана Качмар