Автор: Leto
Опубликовано: 15.12.2021

Кандидат филологических наук, доцент Национального исследовательского Томского государственного университета, основатель творческой лаборатории «Хитрая штука” Анастасия Хаминова о детской мотивации, самоорганизации и самостоятельности.

  • Вопрос мотивации стоит очень остро перед родителями. Мало кто знает, как правильно мотивировать ребенка в течение учебного года, не говоря уже о том, как это делать летом. Чего родителям делать категорически нельзя, чтобы не отбить желание к учебе, и что делать, чтобы разбудить страсть к саморазвитию?
  • Не только среди родителей, но даже тех, кто профессионально занимается вопросами образования, мало кто знает, как правильно мотивировать ребенка к учебе. Этот вопрос крайне индивидуален: то, что одного мотивирует (например, соревновательный эффект), другого ставит в ступор и не позволяет двинуться с места. Поэтому каждый раз это эксперимент и лавирование — один неверный шаг, и можно отбить желание что-то делать на долгие годы. Ведь многие наши страхи и комплексы оттуда, из детства, из «посмотри, как хорошо получилось у Маши/Вани/Пети», «все учатся/читают/занимаются спортом или музыкой, а ты как всегда» и др. Поэтому, конечно, нельзя сравнивать ребенка с кем-то другим. Эту ставшую уже прописной истину мы часто забываем. Но можно создать среду, когда ребенок сам видит, что получается у другого, и хочет так же или лучше, и этот посыл идет от самого ребенка, а не из вне. Вообще, среда — лучший мотиватор к познанию. Это прекрасно иллюстрируется на примере семьи. Если в семье все геологи (или музыканты, или врачи), то ребенок, даже если не продолжит династическую линию, будет разбираться в этой сфере, знать все ее особенности и подводные камни. То же самое и в мотивации к учебе. Если ребенка будут окружать взрослые и ровесники, для которых задавать вопросы, искать на них ответы, размышлять — норма, то и для ребенка развиваться, узнавать новое будет естественно. Хорошим подспорьем здесь являются профильные секции, каникулярные смены, где встречи не кратковременны, а есть возможность продолжительного общения, или вообще формируется сообщество по интересам. Ну и конечно, интерес к саморазвитию должен быть у самих родителей: совместное чтение, обучение (мастер-классы, популярные лекции, онлайн-курсы и др.).
  • Летом, как правило, ребенку хочется отдыхать, а не думать о дробях, Тургеневе, иностранном языке. Есть ли какой-то проверенный способ, чтобы совместить приятное с полезным, сделать их неразлучными спутниками, при этом, чтобы не было ощущения, что «вместо лежания на пляже я сижу и учу Present Perfect«?
  • Не думать о дробях и Тургеневе (смеется). Мозгу нужно время, чтобы переработать всю полученную информацию, особенно после учебного года. Поэтому паузы очень важны. Но лучше если они будут не за компьютером. По природе детям не свойственно лежать на диване, они в постоянном движении, и современных детей останавливают только гаджеты. Отдых для детей — это, в первую очередь, смена деятельности. И лето предоставляет для этого множество возможностей. Поэтому я бы посоветовала обязательно попробовать летом то, на что в течение года не хватает времени, но очень хочется. Например, к нам в художественную школу приходят дети, которые занимаются музыкой, танцами, иностранными языками и др. и очень любят рисовать, но в их плотном графике на эти занятия действительно не остается времени. Принцип «найти на лето дело по душе» работает и со списком обязательных книг на лето. Его задают преимущественно для решения двух задач: тренировка навыка чтения и знакомство с текстами, которые будут разбираться на уроках литературы, заранее. Поэтому вполне закономерно, что эти книги не хочется читать, — дети еще там ничего не понимают. Поэтому я придерживаюсь позиции, что литературу из школьного списка лучше читать вместе с родителями. И даже когда родители читают вслух, обсуждая попутно детали сюжета или непонятные слова. В этом случае есть все шансы, что ребенок «заразится» и захочет уже сам дочитать до конца, и задача «узнай, о чем книга» будет полностью решена. Да и совместное чтение — это очень хороший инструмент для налаживания и развития отношений между детьми и родителями — ведь так появляется больше общих тем для обсуждения, в том числе обсуждения конфликтных ситуаций, которые могли происходить в семье, но не напрямую, а опосредованно, через героев книг. А вот навык чтения, технику, лучше отрабатывать на книгах, которые будут близки по духу. И сегодня в Интернете можно найти немало подборок качественной литературы, в том числе современной, для детей разного возраста и на разные случаи жизни и ситуации.
  • Детская самоорганизация и вообще детская самостоятельность (в принятии решений, в действиях и т. д.) это врожденные качества, или все зависит от воспитания? На что стоит родителям обратить внимание, если они хотят, чтобы их ребенок вырос самостоятельным, способным организовать не только свое время, но и пространство?
  • Я думаю, что эти навыки изначально заложены в человеке. Это закон самосохранения. Если ты не будешь уметь принимать решения самостоятельно, ты просто не выживешь. Но их безусловно нужно развивать, как и любые заложенные в нас таланты, начиная с самого раннего детства. Вопрос — как? На самом деле, основных правил два: доверять и быть всегда готовым выйти из зоны комфорта (опоздать, что-то переделать, выпустить немного из под контроля). Например, ребенок учиться одеваться. Значит, поначалу это будет точно не быстро и точно не с иголочки. И к этому нужно быть просто морально готовым и дать возможность ребенку пройти этот путь. Ситуации бывают разные и часто будут требовать обязательного присутствия взрослого. Но в процентном соотношении самостоятельности должно быть больше. То же касается и подростков: поручать им реальные ответственные задачи, даже зная, что это может вызвать дополнительные сложности с нашей точки зрения (например, найти по отзывам отель для отпуска, помочь вам его забронировать). Ну и конечно, разговаривать и анализировать, почему не получилось, как это можно исправить, как сделать в следующий раз. Это и разовьет критическое мышление, и поможет найти свой комфортный режим работы. Да, и не забывать, что послушный ребенок — это не всегда самостоятельный ребенок. Если мы хотим развить самостоятельность, нужно позволять ребенку с нами не соглашаться (только если это не угрожает его жизни и здоровью).
  • Что самое главное должен понимать и знать про своего ребенка родитель?

Наверное, что ребенок — это личность (самостоятельная, со своим характером), а не просто наше продолжение, он может и должен думать по-другому, нежели мы. И что, однако, это все-таки еще не взрослый, поэтому не стоит требовать от ребенка того, к чему он еще не готов,— управлять своими эмоциями («перестань реветь сейчас же!»), решать конфликты, налаживать отношения со сверстниками, знать, что такое хорошо, а что плохо и др. В этом ему нужна наша родительская помощь. Ну и конечно, искренне интересоваться тем, что у него происходит в жизни, уважать переживания, его мнение — знать и ценить его!


Текст: Анастасия Альхимович

Яндекс.Метрика