Учиться, учиться и еще раз учиться. Как пойти в начальную школу?
Говорят, что каждый ребенок, поступая в школу, переживает один из самых сильных кризисов в жизни. Возможно. Но и родители не остаются в стороне, ведь выбрать ребенку школу, учителя, образовательную программу – это серьезнейшая задача, которая очень часто определяет будущее семейства на ближайшие 11 лет.
Если 20-30 лет назад наши родители зачастую были избавлены государством от этой головной боли, то родителям сегодняшним приходится несладко. Как жили наши мамы и папы? Они заканчивали школу максимально успешно, чтобы максимально удачно поступить в ВУЗ, отучиться там не менее успешно, чтобы, опять же, получить максимально удачное распределение. За них все решили. Хорошо это или плохо, судить не нам. Было так, как было.
Но мы с вами сегодня живем иначе и очень часто приходим к выводу, что успешность успешности рознь, а удача и неудача понятия чрезмерно размытые. В нашей жизни уже не все так очевидно, поэтому нам хочется, чтобы дети могли приспосабливаться, чтобы они могли мыслить линейно, нелинейно, вдоль и поперек, чтобы они обладали даром убеждения, предвидения и, желательно, гипноза. Одни родители мечтают вырастить гениев, другие – лидеров, третьи мечтают, чтобы их дети были собой, чтобы они могли сохранить свою интуицию, самостоятельно нашли свое призвание и при этом были достаточно эрудированны, чтобы это призвание достойно реализовать.
И вот, со всем этим багажом мыслей мы плавно приближаемся к окончанию детского сада или попросту семилетию. Что дальше? Достойна ли средняя школа нашего ребенка? Не навредит ли она ему своими «совдеповскими» порядками? Разовьет ли? Обеспечит ли достойный уровень? В общем, первое, с чем сталкивается родитель при выборе подхода к образованию – это собственные непережитые страхи/травмы и собственное же мировоззрение. Кто-то сразу решает оставлять ребенка на домашнем обучении. Мы сегодня об этом говорить не будем, тема отдельная, бесконечная, если переходить в дискуссию. Мы поговорим о тех, кто таки идет в школу. Какая она, школа?
Для родителей школа – это:
- местонахождение
- учитель
- система или программа образования
Все эти три вопроса должны быть продуманы заблаговременно. Например, если вы решили идти в школу, которая располагается на другом конце города, кто будет возить ребенка? А если этот кто-то заболел?
Учитель в начальной школе, пожалуй, один из главных факторов, на который отзываются родители. Учитель обеспечивает ребенку комфортную обстановку, мотивацию, качество знаний, взаимодействие со сверстниками и т.д. Поэтому, конечно, желательно знать педагога, к которому вы попадете в класс.
Ну и третий, часто решающий, фактор – образовательная программа. Все программы в России принято условно делить на две категории – традиционные и развивающие. Сразу становится смешно, а что, традиционная система ребенка не развивает? На самом деле разница здесь не столько в заданиях, сколько в подходе к процессу. Традиционная система использует объяснительно-иллюстративный подход (так учились все мы), а развивающая – деятельный. К тому же есть такой исторический факт. Системы, которые сейчас называют «развивающими» внедрялись и апробировались в то время, когда традиционной считалась единственная принятая в стране. И так уж вышло, что все альтернативные системы и программы стали называть развивающими.
К самым распространенным традиционным программам, которые приняты в российских школах, относятся программы: Школа России, Перспектива, Школа 2100, Планета знаний, Гармония и несколько менее известных программ. Все они, так или иначе, основаны на той школьной программе, которая когда-то была в Советском Союзе. Особенно это касается программы Школа России, она максимально привычна родителю обыкновенному и доступна обыкновенному среднестатистическому ребенку. Программы Перспектива и Планета знаний подойдут «гениальным» малышам – они сложнее обычных программ, учитывают активное участие родителя в процессе познания и более глубокое погружение в предметы.
Программа 2100 на данный момент является одной из самых распространенных в России, она нестандартная, многоуровневая и по заявлению авторов подойдет как «слабым», так и «сильным», потому как ребенок может выбирать задания разного уровня сложности. Программа Гармония направлена на всестороннее гармоничное развитие личности, на решение сложных задач и творческое мышление…. В общем, все мы прекрасно понимаем – авторы действовали из благих побуждений, и если почитать «рекламные проспекты» к каждой из существующих программ, а они, поверьте, стоят детального изучения, мы увидим, что в школе нынче хорошо, глубоко и перспективно. К тому же, «традиционщики» не гнушаются заимствовать интересные методы и идеи у «альтернативщиков», и эти методы и идеи прекрасно приживаются в обычных средних школах.
Кстати, что же альтернативные системы? Обычно в источниках, освещающих этот вопрос, встречаются всего две развивающие программы – Занкова и Эльконина-Давыдова. Обе системы очень сильные и очень сложные. Ученики профессора Занкова проходят материал очень интенсивно, берут всегда высокий уровень сложности, при этом уделяют особое внимание эстетическому развитию. В системе Эльконина-Давыдова нет привычной всем системы оценок, учеба там направлена не на результат, а на процесс. Т.е. смыслом программы ставится не определенный конечный ответ, а поиск. Дети учатся сами добывать, использовать, анализировать информацию, учатся критически мыслить и оценивать себя самостоятельно, учатся ставить цели и искать разные пути достижения. Но эти две системы далеко не единственные в мире альтернативных.
В России и за ее пределами множество педагогов, пытающихся создать «идеальную школу будущего», и многие делают это успешно. Поэтому всегда есть шанс учиться в единственной школе в городе или даже стране, пропагандирующей определенную альтернативную систему. В Томске всем известна школа Эврика-развитие. Помимо уже упомянутой программы Эльконина-Давыдова там успешно выпускаются классы по системе Монтессори и Вальдорф-класс. Для многих мамочек такое образование вообще немыслимо, хотя бы потому что классы разновозрастные. И дети в них, к счастью своих родителей, занимаются тем, чем хотят. Ведущую роль играют интересы ребенка, родители и воспитатели – это помощники, такое удобное и верное плечо, к тому же всецелопринимающее. Что здесь может быть плохого? – скажет родитель, трепетно любящий свое чадо. Самое парадоксальное, что чаще всего и отпугивает родителей от этих классов – это необходимость мамы и папы жить жизнью ребенка, активно с ним заниматься, посещать множество внеклассных и классных творческих и познавательных мероприятий.
Как показывает российская практика, альтернативные классы привлекают родителей нестандартным подходом, они более физиологичны (например, в классе можно активно двигаться во время урока), они более разнообразны, они активно используют психологические особенности детей. Взять, например, систему В.И.Жохова, которую в Томске пытаются внедрить уже пару лет. Автор этой системы продумал учебный процесс до мелочей – развитие правополушарной работы мозга, активное движение, постоянно растущий уровень любознательности, оздоровление в каждой капле урока, цветовые решения, полезные для глаз, нелинейное обучение, гендерные и возрастные особенности и т.д. Но все всегда упирается в три «но»: директор, учитель, родитель.
Директор понимает, что несет ответственность за репутацию школы, соответственно, кому-то хочется выделиться, кому-то наоборот замаскироваться под общую массу. Директору нужен контроль, а для этого нужно, чтобы система имела четкие критерии оценки. И, несмотря на то, что все (ВСЕ) допущенные в школьную эксплуатацию программы отвечают требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, результаты обучение таки случаются разные.
Учитель должен любить свою работу. А еще он должен любить заполнять очень-очень много документов. Учитель должен душою и телом принимать систему, должен прекрасно в ней ориентироваться (что, например, сложно в случае с Жоховым), должен быть инициативным, активным и всячески распрекрасным. Я, почему, утрирую? Потому что здесь то весь гвоздь. Потому что не так часто учителя идут в новую программу по своей воле, а иногда, отправившись туда по своей собственной воле, имеют право передумать. Особенно значимо это становится в альтернативных системах, где успех системы зачастую зависит от личности учителя. И не так важно – потянет ли мой сын эту программу, куда более важно – потянет ли учитель.
Что же родитель? Родитель всегда хочет самого лучшего. Иногда он кидается на вывеску «самое лучшее», даже не удосужившись почитать в какой такой сфере это самое есть самое лучшее. Иногда родитель начинает читать, запутывается и пускает все на самотек. Иногда родитель точно знает, чего он хочет, и как только он увидел в какой-либо программе подобным образом сформулированные мысли, он говорит «йес». Но любая программа – это объемный объект. Она имеет несколько сторон, она имеет грани, иногда острые углы, она имеет внешнюю форму и внутреннее наполнение – не всегда заметное с первого взгляда. Поэтому, прежде чем кричать «йес!», даже если очень хочется, нужно все тысячу раз взвесить, измерить и оценить. Каждую понравившуюся программу, каждую систему и каждую идею.
Вот взять, например, Занкова. У него уникальный подход. Он предлагает каждый учебный день начинать с мини-экскурсии. Вот встретила возле школы Марь Иванна 27 восьмилеток, построила и повела 15 минут гулять. Хотя бы гулять, не говоря уже о музеях и выставках. Хотя бы вот просто осеннюю улицу посмотреть – птичек понаблюдать. Представляете? Вы представляете в наших с вами условиях эту блаженную Марь Иванну? Потом она их привела, они все вместе обсудили свои впечатления и написали мини-сочинения. С такого вот праздника жизни начинается день по методике Занкова. Естественно, что такие прекрасные учителя есть. Человека 2-3 на всю Россию, и то хорошо. А если вы, читая или просматривая презентацию программы «купились» на утренние экскурсии? Если вы ведете ребенка в класс ради суперполезных для глаз мультимедийных слайдов, а конкретно в этом классе проектор барахлит, и вместо положенного фиолетового показывает противопоказанный синий? Если вы считаете, что это великолепно – находить 10 способов решения одной задачи, а учитель может найти только три? Подводных камней может быть очень много. Поэтому.
- Всегда четко знайте, чего хотите вы и чего хочет ваше чадо. Мало ли, что вы мечтаете быть матерью великого физика. А может, он актер? Чаще всего ребенка ломает не школа, а родитель, увы.
- Оценивайте силы ребенка и свои силы. Есть дети, которые с радостью читают и пишут в 4 года, есть дети, которым легко дается математика в 5, есть дети, которым легко дается только футбол. Так же есть и родители, которые могут часами сидеть и объяснять, а есть те, которые приходят в 9 с работы. Это ни хорошо и ни плохо, это ваша жизнь. Живите по силам.
- Ставьте приоритеты. Что важнее – то, что ребенок может пойти в школу в соседнем дворе или что в школе на другом конце города лучше дают историю? Что важнее, математика или огромное количество творческих заданий? Что важнее – вечерний отдых или глубокие знания предмета? Что важнее – играть с ребенком или помочь ему с рефератом? Что важнее – возможность активно самореализовываться или дисциплина? Что важнее – бегать или быть собранным? Если хорошо подумать, то не всегда придется выбирать. Можно ходить в школу в соседнем дворе и наверстывать историю с бабушкой или репетитором, можно отлично знать математику и рисовать ладошками с младшей сестрой по вечерам. Можно ходить в музыкальную школу и иметь тройку по русскому, которая никому не мешает жить. У всех свои приоритеты, расставьте свои и учитесь тому, что ценно для вашей семьи.
- Детально изучайте программы. Образование нынче – это бизнес, какими бы гуманными метафорами все не прикрывалось. Поэтому и здесь маркетинг рулит – каждая образовательная программа обернута в красочную, привлекательную, вкуснопахнущую обертку с переводилками :) Не поленитесь развернуть, понюхать, попробовать и понаблюдать за реакцией. Что здесь важно? Важно, например, посмотреть методические материалы и учебники. Все есть в том же Лабиринте. Сидите и изучаете. Ибо многие родители в процессе учебы говорят «Рабочие тетради для сумасшедшего». Исключите такие удивления. Ищите и детально анализируйте минусы. Нет такой системы, у которой нет минусов. Ни одна система не может подойти идеально всем детям и всем родителям. Если это так – то где-то подвох. Ищите, пока не найдете. При этом если вы увидели запись «программа Гармония – полный отстой» - это в первую очередь говорит об авторе сего комментария. Изучайте все хладнокровно, хладнокровно ставьте диагнозы авторам комментов и ищите их внутренние причины. Так, например, у нас в Томске очень спорная тема – Вальдорфская педагогика. Все, кто ее не понял, плюются далеко и долго. Но это говорит лишь о том, что они_ее_не поняли. Это не значит, что вашему ребенку не подойдет, в равной степени и не значит, что подойдет. Поэтому среди отзывов есть исключительно личные мнения, есть случившиеся факты (Валентина Михайловна бьет детей учебниками), есть мнения экспертов, есть мнения коллег. Есть мнения о школах, об учителях, о системе, о подходе, об учебниках, о родителях. И все это необходимо дифференцировать.
- Проигрывайте разные сценарии. Особенно, если вы идете учиться по альтернативной методике, подумайте и решите, что для вас будет критерием оценки эффективности? Состояние ребенка? Его мотивация? Его почерк? Его знания относительно сверстников-традиционщиков? Что вы будете делать, если вдруг класс закроют? Что вы будете делать, если ребенку или вам не понравится? Родитель должен быть готов ко всему.
- Избегайте стереотипов. Два самых распространенных шаблона: «Традиционные системы устарели» и «Альтернативные системы – для людей со странностями». Вы можете удивиться, но ваш ребенок возьмет и выберет то, чего вы от него не ожидаете. А это, между прочим, его жизнь.
- Возьмите ответственность на себя. Не стоит отдавать своего симилетку системе и надеяться, что уж она то сделает из него человека. Не стоит отчаиваться, если ближайшая школа не может похвастаться суперпродвинутыми программами. В конце концов, все зависит от родителей – мы можем и правополушарное мышление развивать, и спортом вместе заниматься и математику объяснить и с сочинением помочь. Это наш ребенок. Школа не может обеспечить ему и десятой доли того, что можем обеспечить мы.
- Какой бы ни была программа начальной школы – освоить ее довольно просто. Главное, чему должны научиться дети в это время – учиться. Да, научиться учиться. Развить в себе любознательность, социальные качества, жажду к знаниям и творческому поиску. И здесь не столь важна программа, сколько важен настрой родителей и заботливый педагог. Так что, как только отдадите ребенка на подготовку к школе – начинайте готовиться сами.
Автор - Екатерина Федотова