Система образования, культура, медицина и гражданское общество

Форум для обсуждения острых и неоднозначных тем. Тем, кто очень трепетно относится к своему душевному спокойствию, лучше не заходить:).

Модератор: Сальма НеХАЙек

Аватара пользователя
Уника
Сообщения: 5342
Зарегистрирован: 04 апр 2009, 21:34
Откуда: Томск, ул. Киевская

Система образования, культура, медицина и гражданское общество

Сообщение Уника » 21 апр 2017, 23:23

Не знаю, каким ветром мне это принесло, я наткнулась на видео лекции А. Гродинского. Я не знала, ни кто он такой, ни чем занимается.
Послушав лекцию, сделала стенограмму.
Мне показались интересными его описания того, как работает система образования в США: финансирование, выбор учебной программы, и, особенно, как работает гражданское общество там.
Если это будет интересно кому-то еще, и захочется обсудить, я буду только рада.
 Александр Яковлевич Гродинский начал работать учителем в 1970 году
Александр Яковлевич Гродинский начал работать учителем в 1970 году, продолжая учиться на дневном отделении физмата Даугавпилсского педагогического института. Занимался физикой твердого тела, экзистенциальной (класс профессора А.Е.Алексейчика) и гуманистической психологией; антропософией и методикой Р.Штайнера (принимал участие в семинаре в Эмерсон-колледже, Великобритания). В 1976-1986 работал директором Калупского детдома, где разработал систему формирования личности и приобщения к трудовой деятельности. С 1986 по 1997 год возглавлял Елгавский технический лицей, где создал научно-исследовательскую психолого-педагогическую лабораторию и довел свой подход до авторской «системной педагогики». В США 14 лет работал учителем математики и физики; преподавал квантовую механику в колледже. Последний год работает консультантом и исследователем в области образования в частной компании Open Mind Consulting. Автор книги «Системная педагогика. Опыт, размышления, проекты» (Денвер-Рига, 2008), обобщающую латвийский опыт автора.
Ссылка на видео в фейсбуке. 2 часа лекции.
https://www.facebook.com/ArtFairRiga/vi ... nref=story
Для тех, кому некогда:
 Стенограмма
А.Г.
Если говорить о системе образования, вначале я хочу сказать, как я понимаю систему образования. Для меня система образования рассматривается в моей деятельности в двух ипостасях: во-первых, как система государственных или частных институтов – школы, детские сады, институты-университеты и т.д., в том числе и частные, которые тоже находятся под контролем государства, порой еще более жестким, чем нечастные учебные заведения; во-вторых, система образования, как процесс формирования человека, личности, где государство участвует как один из элементов. Они во многом сходятся друг с другом, но есть и очень понятные, для меня во всяком случае, различия в этих системах образования. Если говорить о зависимости обоих этих систем от государства – конечно, это есть.
Для начала я очень кратко скажу о том, как устроена американская система. Мы об этом знаем очень мало. Прожив 3-4 года там в эмиграции, я этого совершенно не понимал. И, все время общаясь с государственными структурами, я волей-неволей, смотрел на Америку как на свою родину – Советский Союз, и находил очень много общих элементов, качеств, очень много воздействия на гражданина, хотя гражданином я тогда еще не был.
Нужно прожить какой-то период, часть жизни, чтобы заметить отличия. Американское государство, в отличие от Советского государства, от Латвии, устроено заметно иначе. За четыре года эту разницу не замечаешь. В чем заметное отличие с точки зрения системы образования, как части культуры, что я увидел как частное лицо? Эта страна изначально создавалась как гражданское общество. историю Америки, думаю, все знают, - туда приезжали люди свободные, независимые, и жаждущие освободиться от любой власти. И организовывали по всей стране постепенно различные сообщества, анклавы, комьюнити. Эти сообщества строились по следующим принципам – люди схожие по интересам, даже по характерам, если можно так сказать, необязательно по национальному или языковому признаку. Первые сто-двести лет было очень много различных национальностей – где-то китайцы, немцы, голландцы, англичане, и они изначально поняли, что чтобы жить успешно в этой стране в смысле для семьи, детей, их развития, чтобы передавать информацию, знания о том, как жить, нужно находить общий язык с другими сообществами, нужно соглашаться.
И, вот, до сих пор эта традиция первых переселенцев, она сохраняется. И Америка состоит из бесчисленного множества гражданских сообществ, которые между собой ищут, и находят, рано или поздно, совместные договоры, не в смысле выгоды, а сохраняющие взаимно комфортную жизнь договоры. И государственная власть появилась в Америке уже много позже, когда традиция эта уже укоренилась. С тех пор идет некоторое «перетягивание каната» между государственным аппаратом и сообществами, и чаще всего выигрывают сообщества. Когда была официально принята Конституция в 1776 году, тогда появились первые государственные структуры, которые начали руководить, организовывать жизнь. Министерства образования в нашем понятии до сих пор не существует (мы же говорим об образовании, а про угольную промышленность, сельское хозяйство говорить не будем).
Министерство образования, то есть какой-то орган, он называется департамент, который осуществляет руководящую роль над образованием, появился каких-то 150 лет назад. И до сих пор этот орган играет одну только функцию – статистическую. И если вы придете по-нашему в «министерство образования», вы можете узнать, сколько учеников в стране, сколько какого цвета учеников, какого возраста, и финансовые расходы на какую школу. Больше вы ничего не узнаете – ни о программах - наверное, они знают, потому что сами учились в школе; наверное, еще что-то знают о методике, хотя это слово в Америке уже забыли. Вот вся роль государственной системы образования федерального уровня. Америка ведь это - на русском языке было бы правильнее сказать - соединенные страны Америки, потому что каждый штат это государство, только Конституция у них общая. Исходя из этого, оказывается, как образование зависит от государства, это главный параметр, или главный элемент, который влияет на систему образования. В Советском Союзе было иначе, в Латвии – так же, как в Советском Союзе, т.е. есть Министерство образования, которое дает задания школам, контролирует программы и организует всю школьную жизнь, распределяет финансы, с министерством нужно согласовывать, что вы будете строить и как.
На федеральном уровне департамент несет статистическую функцию, дальше идет штат, который выполняет ту же статистическую функцию, затем муниципалитет, который оказывает какое-то влияние на систему образования в конкретной школе.
Но до сих пор в Америке нет единых программ, хотя приблизительно единая программа есть – понятно, что нужно изучать математику, понятно на каком уровне, базовые знания – все должны писать-читать-считать. Мне по роду своей деятельности – а поскольку я уже на пенсии, то в смысле образования свободный художник, и работаю во многих школах консультантом, экспертом, а заодно как учитель, поэтому могу сказать, нет двух школ, в которых одинаковые программы по математике, физике, литературе, хотя они примерно одинаковы. Единственное, - предмет история, там достаточно схожие программы, но и то – сложно говорить. Social study, такой есть предмет, ему уделяют едва ли не главное внимание сейчас, это обязательный предмет, математика – так себе, физика – может быть даже по выбору – почему обращаю внимание – это мой предмет. Я вообще считаю, что это фундаментальный предмет, наряду с философией.
Когда я работал – 15 лет я отработал «у станка» в high school, или средняя школа по-советски, - то очень часто в моем классе было 30-35 учеников и 30-35 разных уровней знаний по математике. Хорошо, если повезет, и 5 учеников изучают решения уравнения, еще 7 - функциональный анализ, а 25 - таблицу умножения – такой разброс, и нужно учителю проявлять не только мастерство, но и искусство преподавания.
Это система public school, которая находится на содержании: 40-42 процента идет от государства на федеральном уровне, причем распределяется в зависимости от количества учащихся, каждый ученик примерно обходится от 6 до 7 тысяч долларов, в зависимости от штата; 42 процента поступает от штата; остальные идут от community, где школа расположена, в зависимости от того, насколько богатые родители живут в этом community. Государство контролирует школу раз в 5 лет, штат раз в 3 года, а родители контролируют постоянно, там контроль очень строгий, потому что сообщество людей, где живет школа, обладает, на мой взгляд, невероятной активностью.
Я прожил в Советском Союзе большую часть жизни, 27 лет отработал, здесь родители активные, когда что-то случилось. Там родители активные постоянно, минимум 24 часа в сутки, и они все время смотрят, что с программами, что с дисциплиной, что с внеклассной работой, и тоже это зависит от того, какие родители там живут. Родители – заказчики образования, это большая разница, и они могут потребовать от школы – введите квантовую механику; и я преподавал в средней школе квантовую механику, потому что таких сумасшедших не нашли больше в этом community. И в 11-12 классе я им «закручивал мозги» квантовой механикой только потому, что родители где-то там прочитали – а там были очень высокообразованные родители.
Кстати, тоже отличие Америки - люди в community со временем селятся примерно одинаково и по финансовому состоянию и по интеллектуальному уровню. Там не бывает, как у нас всегда было – рядом может жить человек совершенно другого уровня, там почти так не бывает, это как в плюс, так и в минус. Потому что в районе Нью-Йорка Гарлем, например, уже 200 лет живут люди примерно одинаковые, оттуда в социум вырываются боксеры, баскетболисты, но до сих пор пока не было программистов или поэтов (рэп, да).
В. Какая языковая политика? Есть ли коллизия между испанским и английским языками?
Этот вопрос меня волновал 20 лет назад. Сейчас я у своего отца, и почти 3 недели с интересом смотрел российско-латвийское ТВ. Информация там не совпадает с тем, что я вижу. Наверное, я живу в другой Америке. Я уже начал поддаваться внушению.
На самом деле никакого конфликта языкового нет. Правило одно – всем надо учить английский язык. Что очень интересно, язык усваивают, изучают очень быстро. Меня, когда я еще не знал английский язык, включили за старые заслуги в экспериментальную программу в школе, где 1500 учеников училось, оставили 300, причем самых хулиганов (если точнее, черных – в Америке бы так не сказал), и 1200 учеников, которые только что приехали из стран Латинской америки. В течение года я наблюдал как происходит их интеграция в американскую культуру, в язык, я участвовал в этом процессе.
Об этом долго можно рассказывать; как это было организовано – я был помощником учителя на тот случай, если учителей начнут выбрасывать из окон, только для этого, потому что языка у меня не было. Все говорили на мексиканском диалекте испанского языка, очень много, около 300 учеников, которые ни разу не видели унитаза, жили где-то, где их не было, уровень бытовой культуры был никакой. Про знания никто не волновался – сегодня медведя можно научить математике в считаные месяцы. Был принят тройной штат уборщиц, многие с брандспойнтами, увеличен штат в столовой. Вся жизнь в школе происходила так, как до этого происходила по всем американским традициям. Начиналась школа с 10-го августа, и где-то уже к ноябрю большинство учеников вели себя как эти «хулиганы», т.е. они усвоили походку, фразы, и т.д. Одним словом - к концу года все разговаривали по-английски, причем дети было от 16 до 21 года, плюс те, кто заканчивал 12 класс, имели знания на уровне среднего ученика, до этого не умея ни читать, ни писать. И обучение шло только на английском языке. Походка, я уверен, и сейчас у них такая же.
Надо сказать, что, я слышал это, ругают американскую школу. Это справедливо. Но так, как они себя ругают, вы не слышали, из моих 25 лет проживания лет 15 уже на чем свет стоит ругают паблик скул, много за что. Если коротко, гражданское общество не удовлетворяет уровень знаний и, главное, способность учеников адаптироваться в социальную среду после школы, чего раньше не происходило. Раньше все происходило намного успешнее. Сейчас ученик заканчивает хай скул - кто в 17, кто в 21 год, - и они оказываются неадаптированными в первые годы, потом все улаживается, но на это уходит время. Кстати, в частных школах сейчас та же проблема. Родитель платит в хорошую школу от 25 до 40 тысяч в год, вместо 6 тысяч, где есть государственное участие, и на выходе родители получают результат, который их не удовлетворяет тоже.
В. Паблик скул продвинутого уровня – что это такое?
Это паблик скул, где по статистике учится около одного процента учеников, которые устроены по совершенно другому принципу. Это общественные школы, существуют на деньги налогоплательщиков.
В Америке есть государственная структура, которая, как правило, организована в той же школе, у нас школьное управление (как РОНО), обычно одна школа, есть по 2-3. Там есть программа IB (International Baccalaureate), есть также система школ - имеет другое название - STEM (Science Technology Engineering Math). Это государственная школа, туда идет очень сильный, сложный отбор. Стоимость обучения ученика там в 8 раз дороже, т.е. около 50 тыс в год обходится. За 4 года большая сумма в итоге получается на каждого ученика. Соизмерима с хорошими коучерами. Все оплачивает государство.
Там 3 стадии отбора. Я говорю, потому что там работаю, это не афишируется нигде. Какой отбор идет? Первый, и самый трудный тест – система отбора, ориентированная на отбор по нравственному принципу, как у нас было сочетание «нравственно-этический облик ребенка». Отбор идет начиная с начальной школы, и самый интенсивный – в 7-8 классе. Для отбора имеют значение обыкновенные качества, которые мы называем «хороший человек»: как ты ведешь себя в коллективе, насколько коммуникабелен, честен, насколько в трудных ситуациях порядочен. Причем эти ситуации выстраиваются искусственно по принципу игровой техники. Происходит отбор сложнее и функционально эффективнее, чем у наших методологов. У нас очень часто эти тесты происходят на словах, а там в деятельности. Пошли в поход, или случились неприятности – и видно, как человек ведет себя.
Учитель дает характеристику, письменную, и если через 10 лет оказалось, что он ошибся, его найдут и привлекут к ответственности, могут и к суду привлечь. Если бывший ученик совершил грубое нарушение – учитель пострадает, хотя за время существования IB программы, ни одной такой ошибки не было. Учителя очень внимательно относятся к рекомендациям по этому критерию отбора.
Второй критерий отбора – физическое здоровье, под лозунгом «Нам не нужны больные гении» (надеюсь, здесь нет инструкторов, и вы не пожалуетесь в департамент). Что значит «физическое здоровье»? Физические данные, показатели здоровья, успешное участие в спортивных соревнованиях, особенно ценятся групповые виды спорта с интеллектуальным уклоном, такие как соккер, баскетбол, волейбол. Все взаимосвязано. Так же имеет значение, насколько ученик в спорте нравственен и успешен, как он может достигать целей, преодолевать препятствие, насколько проявляется трудолюбие, и он умеет трудиться, «пахать», в спорте это хорошо проявляется.
Если ребенок прошел по этим критериям отбора, уже есть большой шанс попасть в эту IB программу.
Третий критерий отбора – нужно иметь творческое и критическое, математическое мышление. Это программа для будущих ученых, инженеров, технологов в инженерной сфере.
Начинается следующий шаг для прошедших отбор. Учителя, включая директора, вызывают родителей, и уговаривают их учить ребенка в этой программе. Работают с возражениями «Я не хочу, трудно учиться, там задания сложные, 8 часов домашней работы». Фактически, 4 года в этой программе идет научно-исследовательская работа это процесс открытия, это не отработка навыков, как в школе, или усваивание информации. Дальнейшая карьера выпускников программы после серьезного экзамена такова. Средний балл по итогам обучения в программе дает минимум 25 баллов кредита для университета, фактически год обучения (год учебы 30 баллов). Заканчивает «очень хорошо» – 52 балла, причем после программы поступают только в первую десятку университетов (Стэнфорд, Беркли, MIT и др.), и учатся за счет государства или компании, которая желает получить этого учащегося (весь курс 250-500 тысяч). Да, кто-то может сказать, что это плохо, так как наблюдается заметная сегрегация в обществе. С другой стороны, в этой программе вырастают ученые, лидеры культуры. Я посмотрел на, в том числе, на собственных детях, что они живут в совершенно другой Америке, и они даже не знают о той Америке, которую я знаю, ничего, потому что с ней никогда не сталкивались. Это, с какой-то стороны плохо, потому что через каких-нибудь еще 2-3 поколения получится непонятная картина, и как с ней работать, как с ней жить?
Вопрос. Поясните, есть федеральный формат, прописанные механизмы управления, формат штата, низовых коммьюнити, есть что-то, что описывается как «американский дух», или глобализация, культура как взрыв, сообщества живут отдельно друг от друга, практически не соприкасаются друг с другом?
Видимо, во многих областях Америка передовая страна, не во всех, но во многих областях социальной жизни (про науку вообще молчу) Америка демонстрирует наше с вами будущее, и в том числе в понятии дух американца. Дух американца это, что характерно для всех буквально, как «я свободная и независимая личность, отвечающая полностью за все свои поступки и даже за мышление». В этом дух американца прослеживается, начиная от последнего начинающего наркомана, который выбрал себе такую жизнь, и кончая Биллом Гейтсом, певцом, танцором и т.д. Они привыкли жить в той ситуации, когда, в общем-то, тебе не мешают, но и… то есть там слово «не мешает» иногда понимается «не помогают». Ты сам все должен делать. Паблик скул, к сожалению, – не хочешь учиться, ну, и не учись. Среднюю школу можно закончить с прочерками по всем предметам. Я не думаю, что это хорошо, я все же в советской школе воспитывался. Ну, я знаю, что, если ученика «не гонять», то он может и не учиться, мне так кажется.
Хотя, я изменил свое мнение. Я сейчас работаю только с учениками, которые пожелали вдруг пойти в университет . Я с ними работаю так, чтобы они были успешны. Там же экзаменов как таковых нет – надо сдать тест на компьютере (АСТ), его сдать очень легко, вы все здесь сдали ли бы – там 33 максимальный бал, но, зная советскую школу, вы все, зная английский, сдали бы баллов на 30, а это уже проходной бал. Я знаю, что большинство учеников имеют слабые знания не потому, что имеют интеллектуальные проблемы, а только потому, что их не «гоняли как сидоровых коз». Хорошо это или плохо? С одной стороны, очень хорошо, человек вырастает самодостаточным на том уровне, который сам себе избрал. И в этом смысле социум помогает ему жить, он может жить, получая, очень низкую, среднюю зарплату, не имея профессии, ничего не делая, и не мешать другим.
Надо добавить - государство американское очень сильное, очень строгое. Иногда из России мне пишут, что «фашистское» государство, я думаю, откуда может возникнуть такая идея? Люди, которые приезжают в Америку на 2-3-4 года, они, на самом деле, эту славу и распространяют. Жесткое государство – значит, что государство в Америке взяло на себя функции. Первая – защита граждан, каждый гражданин это знает, функция не всегда выполняется идеально, но защита осуществляется очень добросовестно – полицейский охраняет мою жизнь, бывает так, он убил кого-то, - всегда общество станет на защиту полицейского. Вторая функция – инфраструктура, дороги, газ, вода, телефон, телевизор. Я знаю, что я плачу налоги, имею право сделать замечание кому угодно, что отвалился кусок асфальта, его тут же отремонтируют, к утру. Попробуйте повредить водопроводную трубу, бросить окурок там, где я живу – почувствуете, что государство здесь очень жесткое. Третья – налоги. Я немного утрирую, но, если вы убьете человека, адвокаты вам найдут оправдание, но если вы до 15 апреля не заплатили налог в 3 доллара, то 16-го к вам придут, и я не знаю, как вы отмажетесь – способа, в принципе, нет.
Вопрос. Начиная с 20 века, школа попала в кризис, насколько в американской системе школьного образования проглядывает достойный ответ на этот вызов, что классно-урочная система теряет свои позиции?
Кризис образования идет во всем мире, он коснулся и Америки, он системный, то есть затрагивает все элементы образования – классно-урочную систему, содержание, методику, организационную, бюрократическую структуру, учителя, подготовку учителя. В паблик скул этот кризис ощущается заметно, и очень по-разному, в зависимости от школы. В школах продвинутого уровня (для одного процента учеников) кризис не ощущается, там они давно уже перешли на свою систему, которая, на мой взгляд, в будущем захлестнет все школы, – индивидуальные программы, индивидуальные методики, индивидуальное содержание, проектно-исследовательский метод познания, усвоение знания не как усвоение информации, а как открытие, как собственное, личное изобретение этого знания. А базу везде преподают одинаково – читать, писать, считать везде учат одинаково, но как изучать, например, физику или квантовую механику это вопрос сугубо индивидуальный.
Вопрос. То есть ответ - индивидуальная образовательная траектория? Что еще? Какие еще организационно-технологические вещи, которые можно назвать достойным ответом на кризис?
Во-первых, целеполагание - если он пришел в эту программу, он должен понимать, осознавать и готовиться к тому, что он гений (в Америке используется термин «одаренный студент»), должен осознавать свою роль, что он будет лидером, будет нести ответственность за свой сектор работы, если угодно, за свою страну.
Вопрос. То есть индивидуализация?
Да. Заходишь в общеобразовательную школу, где учится около 2400 учеников, где они учатся. Он идет по коридору – и его видно, другая походка, иначе говорит, иначе общается. Они очень корректны, политкорректны, этичны, внимательны, легко и охотно вступают в любую дискуссию – это другой тип личности, другая порода людей.
Вопрос. Европа захлебнулась от потока беженцев. Как интегрируются в низовых паблик скулах мусульмане со своими семейными, групповыми традициями?
Такой вопрос в Америке задавать недопустимо, у нас так не говорят. В Европу, насколько мне известно, в этом году приехало 1-2 млн., в Америку ежегодно только из латинских стран границу легально переходят миллионы, при этом в Европе 500 млн., в Америке 300 млн. населения. И они очень быстро интегрируются. Вся масса народа в Америке, в том числе мигранты, находятся под «излучением». Им транслируется такая мысль: вы может прекрасно жить здесь, достичь всего, неважно, откуда вы приехали, но только одно условие – постарайтесь (мы знаем, что это трудно) не мешать жить другим. Не хотите учить английский – никто вам не запрещает, но не мешайте жить другим и знайте, если вы захотите быть главой города – вам придется говорить по-английски. И вот это все усваивают – кто-то за один день, кто-то за один год. Те, которые не усваивают – они живут в чайна таунах, Бруклине, Брайтон бич. В Брайтон бич живут около 2 миллиона наших соотечественников, и они так и живут, как жили.
А все остальные, зная все это, оказываются в ситуации, когда у них тоже такой же отбор. Вот, например, школа STEM, в которой я уроки веду – изумительные дети – этичные, внимательные и т.д. Среди около 1000 учеников за год работы я насчитал 30 белых, все остальные разных цветов – азиаты, очень много африканцев (а они абсолютно разные), очень много детей из арабских стран, ходят по своим традициям, молятся. Этнический состав очень разнообразен. К сожалению моему (хотя так в Америке говорить нельзя), мало белых. Очень много детей, которые только что приехали, не имеют языка, но они способные. У меня есть много учеников из Нигерии, которые жили в джунглях, девочка из племени майя, ученики из Судана, по происхождению из племени масаи – они все патриоты Америки, и они будут продвигать, я знаю, культуры и науку Америки, хотя родились в других местах.
Вопрос. Как же характер страны влияет на систему образования, очень кратко? Что делать Латвии – пытаться перенять?
Этот вопрос весьма политический, его нужно обсуждать детально. Конечно, на мой вгляд, есть много элементов культуры, образования, социального устройства, которые можно копировать, и не изобретать велосипед – организацию работы и структуры полиции, например. Насчет школ… Сложный вопрос.
Вопрос из зала. В своих статьях вы поднимаете вопрос инфантилизма современной молодежи, расскажите об этом поподробнее. Как ученики после школы вписываются в процесс обучения в университете?
Последние годы инфантилизм в Америке развился до невероятных высот, это одна из причин сегрегации. Инфантильные люди остаются инфантильными до пенсии. Такого в Америке не было, когда ребенок в 21 год не знает, что делать – или на вэлфер, или на наркотики. Выпускников продвинутых школ ведут с 7-го класса. Они создают интеллектуальный продукт, они везде востребованы, их «пасет» государство, когда они дойдут до своего творческого процесса, они при деле.
Вопрос. Какая сейчас происходит в Америке реформа образования?
В Америке реформа образования непрерывно идет с тех пор, как Джон Дьюи начал это (он также участвовал в разработке системы образования в России совместно с Луначарским).
После полета Ю. Гагарина создали программу, она затухла, сейчас опять возобновлена реформа. В связи с кризисом в Америке появились много меценатов, которые заинтересованы в создании новых программ образования. Объявляются гранты, создаются школы, реализуются программы. Денег в банке некуда девать – нет проектов.
Вопрос. Как онлайн образование влияет на систему образования в средней школе?
Очень много появилось в сети онлайн школ. Онлайн образование в Америке очень популярно, но это чистый бизнес, это зарабатывание денег. Они весьма несовершенны, и они контролирующего свойства. Человек там не включается в проектно-исследовательскую деятельность – он получает информацию, а информация сегодня мало кого не интересует. Почему отстает российская школа? Во-первых, мы не можем ответить на вопрос, а какая информация нужна? Во-вторых, эту информацию уже первоклассники добывают из интернета значительно быстрее, чем учитель, который 8 часов в день работает. Онлайн школы хороши и нужны, чтобы вузу заработать хорошие деньги и делать доплаты профессору.
Но – и это плюс - сегодня вы можете прослушать любого своего любимого профессора на ютубе, даже не надо заходить в ту школу, и не выполнять бесполезные задания, и платить. Эта система всколыхнула, в том числе, систему образования в школе. Это удобно для учителя - включаете своего профессора по той же квантовой механике, который рассказывает эпизод, даете задание на основании эпизода, а потом работаете с учениками, указывая, куда нужно обратить внимание – это система очень помогает. Я работал в компании и участвовал в разработке обучающих и развивающих интеллект (с помощью компьютера) программ, и столкнулся с проблемой, что сегодня компьютеры не тянут педагогику – не хватает мощности компьютера. Отложили на несколько лет, когда мощность будет такой, что станет возможным общаться со студентом, и отслеживать его движения – в этом будущее.
Вопрос из зала. Количество детей в классе – есть ли лимиты?
Когда я начинал работать, у меня в классе было 20-22 ученика, когда их стало 25, я спрашивал у директора: - «Вы что, хотите русского учителя угробить?». Когда я уходил на пенсию, у меня в классе было 37. На Social study бывает до 50. Это в последние годы так. Что можно делать в классе, где 30 учеников? Только лекцию читать. Учитель превращается в супервайзера, то есть наблюдает, что происходит. В классах по IB программам – 20 человек. На лекциях выдающихся ученых может быть и 500 учеников, но потом они собираются и обсуждают, проводят глубокую аналитическую работу.
Вопрос. Что обеспечивает мэйнстрим в лице паблик скул и IB?
Выпускники IB – это будущая цивилизация, та цивилизация, в которую хочется верить. Остальные 98-99,5 процента – они социализируются, люди, которые никогда не будут агрессивными, за исключением отдельных случаев - человек непредсказуем. Я знаю про своих девочек (дочерей), они абсолютно предсказуемы в прекрасном смысле, но за кого они замуж выйдут – никто не знает… Я уверен, что каждый ученик, который ушел из моего класса обычной паблик скул, никогда не совершит грубого преступления. Они все законопослушны, они умеют жить друг с другом, умеют коммуницировать, договариваться по любому самому сложному вопросу. Я здесь (в Латвии) три недели телевизор смотрю - выступают люди и все время спорят, ругаются по любому вопросу, они не договариваются. В Америке – наоборот, первое, что человек делает – пытается договориться, найти подход друг к другу, решение проблемы, а уж потом выясняют, кто прав.
Вопрос. Каково место и роль психолога в школе и в системе образования?
По моим сведениям, то ли 54, то ли 56 процентов психологов работают в Америке. Еще больше американских психологов работают в других странах. Психолог, наряду с юристом, – самая популярная в Америке профессия. Школьный психолог не так много зарабатывает как учитель (и здесь, видимо, сказывается, какая-то государственная роль), но это очень важный человек. Психолог всегда загружен, в большой школе психологов несколько. Его роль - социализировать, помогать человеку адаптироваться. При конфликте между несколькими учениками, психолог – первый человек, с которым встречаются конфликтующие. С другой стороны, именно психолог может прервать участие ученика в IB программе – он может поставить диагноз, указав, что через 20 лет этот человек будет неадекватен, и не помогут никакие успехи.
Вопрос. Я слышал восторженные отзывы о конкурсной программе, в чем ее особенности?
Это одна из программ, сейчас она называется «7 звезд» это некоторый государственный шаг, как выпуск пара. В ней содержания нет, там есть идеологемы, она не общегосударственная. Кто получил гранты, тот попадает по программу 7 звезд. Имеет акцент инженерно-математического образования, но не обязательно.
Вопрос. Знакомы ли вы с ТРИЗом, и есть ли что-то подобное в Америке?
Нигде так много выдающихся и талантливых педагогов нет, как на моей первой родине. Но талант их – теоретический. Мало кто мог этот талант реализовать. И ТРИЗовцы – одна из таких групп. В Америке ТРИЗ распространен, их фамилии известны. Чем хороши американцы – приезжали в наш лицей, снимали все. Там не называют даже ТРИЗом, но распространяют и талантливо реализуют тризовскую идею, хотя многие не знают, что это - ТРИЗ. В чистом виде встречается в тех структурах, где требуется механическое мышление, умение манипулировать информацией для достижения целей – в ЦРУ, в спецслужбах.
Вопрос. У современных детей проблемы с концентрацией. Есть ли у ваших учеников такая проблема?
Это болезнь нашего века, которая началась 15-16 лет назад, связана это со многими факторами, связана с современными технологиями. Как сегодня дети в состоянии концентрироваться, если он слушает учителя, текстит подружке, смотрит ТВ, жует. Социум, в котором мы живем, имеет много влияния, ребенок, растущий в этой сфере разнообразного функционального воздействия, теряет концентрацию.
Мы все - читающие люди. Когда читаешь – фокусируешь внимание, впадаешь в эту медитацию, в образ, который вычитываешь в книге. Сегодня читают не книги, а тексты. Это привело к тому, что концентрация в паблик школе очень низко упала. Как решают сегодня проблему концентрации? Меняют виды деятельности – никто не занимается развитием концентрации ученика на вопросе, предмете, теме, проблеме, а меняют виды деятельности. И, кстати, это в СССР еще началось, когда инспектора требовали – «меняйте виды деятельности». Попрыгали на уроке, теперь математику давайте порешаем, или послушаем учителя. Это не решает проблему, это ее усугубляет.
Что происходит в школе по IB программе? На 180 градусов наоборот Они, во-первых, очень, очень много читают. Они читают фактически как в высшем учебном заведении – за неделю прочитать книгу надо, сделать анализ. Потом, они очень много пишут; рефераты 120 страниц в день – это норма, а это тоже требует концентрации. Причем надо написать не абы что, а грамотно, потому что такой анализ сделают, что второй раз не захочешь писать что попало. А вот паблик скул – вы правы. И я думаю, что это во всем мире так, потому что ко мне приходят ученики со всего земного шара. Не надо преувеличивать достоинства японской или пекинской школы – там то же самое.
Вопрос. Кто идет в правительство? Это тоже выпускники IB программы или STEMа?
Нет, они туда не идут. В Америке, с точки зрения социологии несколько другая картина (только не передавайте – это секрет). Если ты ничего не умеешь делать – ты пойдешь в чиновники. Там самые низкооплачиваемые профессии. Чиновники получают примерно столько же, сколько уборщицы. От чиновничьего аппарата требуется быть вежливыми, внимательными, дисциплинированными. Вовремя прийти на работу, вовремя переложить бумажку – там не требуется особой квалификации. Там, собственно, образование 2 недели, месяц.
Вопрос. А высшие государственные чины?
Самый талантливый чиновник становится госсекретарем. Поэтому неудивительно для американца, это норма жизни, что кто-то там – не помню - не знает географию – откуда ему знать, они никогда не учили географию, откуда они знают чем отличается Австрия от Австралии – им это совершенно неинтересно, они всю жизнь перекладывали бумажки, получали низкую зарплату. Но они талантливы. Когда-то в Америке были образованные президенты, секретари – и об этом вспоминают с ностальгией. В Америке какая-то дискуссия - упоминают – «а вот Киссинджер..,», или «Бжезинский…».
Вопрос. О праве выбора. Была дискуссия у нас на лекции – про бритву в руке девочки – отбирать или нет. И пришли к выводу, что право выбора в определенном возрасте давать нельзя. Там никто не заставляет учиться. У нас, вроде бы, немножко заставляют. К чему приходит Америка?
Я не изменил своего мнения. Но я не могу сказать за всю Америку – должен быть баланс. Что касается охраны здоровья и жизни ученика – ты ответишь за ребенка перед государством. Что касается твоего собственного развития, в том числе интеллектуального – здесь все зависит только от тебя – хочешь – учись, хочешь - нет. Хорошо это или плохо? Вначале я дискутировал, спорил с учителями, директорами. Сейчас я понял - люди всякие нужны. Это во-первых. А, во-вторых, а сколько нужно ученых? гениальных скрипачей (а там нужно каждый день упражняться, иначе не станешь)? футболистов типа Месси? Они относятся к этому спокойно. Они думают так – у нас 330 миллионов, из них 100 миллионов детей. Ну, не этот, так другой. Это болезнь больших стран.
Вопрос. А что с позиции родителей?
Родители отвечают за своего ребенка. Если ребенок поранился – родитель ответит перед государством, что он сделал с гражданином?
В педагогике родитель отвечает за ученика. Если родители не сумели мотивировать ученика на высокий уровень знаний. Родитель, ученик – вы вдвоем в ответе.

Что еще я сейчас наблюдаю - вот про трудовую деятельность. Раньше, когда я пришел в школу в Америке, трудно было найти ученика, которому 12 лет или старше, который бы не работал, неважно, миллионер или нет – косил траву, убирал, подрабатывал. Из класса таких было 3-5 человека, а все остальные после окончания уроков где-то работали, причем главным мотивом были не деньги. Деньги – десятая проблема. Они знали, как зарабатывать деньги, как выживать, умели приспосабливаться.
А сейчас, наоборот, человека 3-4 из 35 работают, а остальные – лоботрясничают. И родители вы должны понимать – и они все понимают, что когда эти дети станут взрослыми, вам придется продолжать их кормить, а не им вам помогать. А в прошлое время ребенок в 18 лет – самостоятельный, живет отдельно, умеет зарабатывать деньги.
Вопрос. Возвращаясь к интересу. Вы очень много работали с трудными детьми. Первая их реплика «не могу» и «не хочу». Как вы с этим справлялись?
Во-первых, не всегда справлялся, надо честно сказать. В Америке есть такая «стена» – которая называется родители – я не могу их перешагнуть. Если родители не желают, и не задают мне задание проявить… Во-вторых, со стороны государства поступило несколько нормативных актов в последние 5-7 лет, которые способствовали умиранию воспитательной части образования – «не вмешивайтесь, у него своя судьба, если он захочет, он сам к тебе придет, и скажет: «Учитель, дай мне»». Это нанесло большой вред, способствовало развитию инфантилизма, индифферентности (пофигизма). В-третьих, сегодня уровень медицины и развития общества такой, что выжить может любой. И он не думает, что если я буду глупый, то не адаптируюсь в обществе. Он знает, что живут все. Деньги на пропитание в Америке можно заработать, не шевеля пальцами. Раньше, если хотел жить нормально, как все вокруг тебя, человек должен был работать. Но эти факторы способствуют инфантилизму, индифферентности, посредственнизации (от слова «посредственность») образования, и, как следствие, большинства населения. Другого слова я не нашел. Хотя, 2600 лет назад греческий философ Биант сказал «Плохих всегда большинство». Сейчас мы это наблюдаем, к сожалению.
Вопрос. С какого возраста можно и рационально использовать проектно-исследовательский метод обучения?
На мой взгляд, в определенных дозах правильно педагогически организованно можно этот метод использовать с детского сада. То есть, постепенно, с заданиями соответственно знаниями и возрасту, можно использовать это везде. Кстати, многие советские педагоги его применяли – например, Давыдов этому учил. На мой взгляд, только проектно-исследовательский метод обучения нужно использовать, начиная с 9-го класса. Но кто-то в 9 классе в 15, кто-то в 16 - эти возрастные особенности нужно определять по тестам (психологи могут определить степень готовности ученика). Не надо следить за учеником по календарю или по паспорту. Каждый должен получать свой проект, своего уровня. Важна система оценок, потому что оценками можно угробить любое творчество. Система оценок в проектно-исследовательской деятельности вообще должна отсутствовать. Если ученик сделал проект, и его низко оценили, в следующий раз у него не будет интереса что-то делать (хотя, есть такая порода учеников людей, которые стремятся чего-то достичь). Кстати, проектно-исследовательский метод обучения я считаю одним из величайших достижений советской школы.
Вопрос. Или все-таки двухбалльная шкала?
Двухбалльная шкала? Молодец, или очень хорошо!
Вопрос. Вы упомянули математику как базовый предмет IB и философию – что понимается по философией, мышлением. Насколько это присутствует в американской школе в разных локусах?
В этом смысле подозреваю, что это тоже взяли из советской школы. Я же 27 лет проработал в советской школе. Там была популярна была дискуссионная форма работы.По IB программам философия и психология главные предметы – нужно писать рефераты, для оценки учителей. Философия – история, фундаментальная наука об основах знания.
Последний раз редактировалось Уника 29 сен 2017, 23:34, всего редактировалось 1 раз.


Аватара пользователя
Уника
Сообщения: 5342
Зарегистрирован: 04 апр 2009, 21:34
Откуда: Томск, ул. Киевская

Система образования и гражданское общество

Сообщение Уника » 23 апр 2017, 22:31

Министерство образования, то есть какой-то орган, он называется департамент, который осуществляет руководящую роль над образованием, появился каких-то 150 лет назад. И до сих пор этот орган играет одну только функцию – статистическую. И если вы придете по-нашему в «министерство образования», вы можете узнать, сколько учеников в стране, сколько какого цвета учеников, какого возраста, и финансовые расходы на какую школу. Больше вы ничего не узнаете – ни о программах - наверное, они знают, потому что сами учились в школе; наверное, еще что-то знают о методике, хотя это слово в Америке уже забыли. Вот вся роль государственной системы образования федерального уровня. Америка ведь это - на русском языке было бы правильнее сказать - соединенные страны Америки, потому что каждый штат это государство, только Конституция у них общая. Исходя из этого, оказывается, как образование зависит от государства, это главный параметр, или главный элемент, который влияет на систему образования. В Советском Союзе было иначе, в Латвии – так же, как в Советском Союзе, т.е. есть Министерство образования, которое дает задания школам, контролирует программы и организует всю школьную жизнь, распределяет финансы, с министерством нужно согласовывать, что вы будете строить и как.
На федеральном уровне департамент несет статистическую функцию, дальше идет штат, который выполняет ту же статистическую функцию, затем муниципалитет, который оказывает какое-то влияние на систему образования в конкретной школе.
Но до сих пор в Америке нет единых программ, хотя приблизительно единая программа есть – понятно, что нужно изучать математику, понятно на каком уровне, базовые знания – все должны писать-читать-считать. Мне по роду своей деятельности – а поскольку я уже на пенсии, то в смысле образования свободный художник, и работаю во многих школах консультантом, экспертом, а заодно как учитель, поэтому могу сказать, нет двух школ, в которых одинаковые программы по математике, физике, литературе, хотя они примерно одинаковы. Единственное, - предмет история, там достаточно схожие программы, но и то – сложно говорить. Social study, такой есть предмет, ему уделяют едва ли не главное внимание сейчас, это обязательный предмет, математика – так себе, физика – может быть даже по выбору – почему обращаю внимание – это мой предмет. Я вообще считаю, что это фундаментальный предмет, наряду с философией.
Вот этот пассаж в мою голову никак не влазит.
То, что никаких программ не утверждается сверху. Никаких стандартов, ФГОСов, отчетности, кроме статистической.
Как они так живут? Разве это возможно?

Аватара пользователя
Притя
Аксакал форума
Сообщения: 61542
Зарегистрирован: 11 дек 2010, 01:51

Система образования и гражданское общество

Сообщение Притя » 23 апр 2017, 23:24

Уника писал(а):
23 апр 2017, 22:31
о до сих пор в Америке нет единых программ
думаю, это всего лишь означает, что в каждом штате свой обязательный минимум. а все, что сверх того - вариабельно.

Аватара пользователя
Уника
Сообщения: 5342
Зарегистрирован: 04 апр 2009, 21:34
Откуда: Томск, ул. Киевская

Система образования и гражданское общество

Сообщение Уника » 23 апр 2017, 23:40

Притя, это как-то контрастирует с тем, насколько у нас все урегулировано, не находишь.
У меня одна подруга работает в школе, другая - в детсаду. И они обе говорят, что на написание всяких бумажек и оформление работы уходит больше времени, чем на саму работу. Бумажки, получается, важнее, с детьми работать некогда.
Это обязательный минимум а Америке не прописан так, как у нас, я думаю.

Другая тема - родители как заказчики образования.
Там родители активные постоянно, минимум 24 часа в сутки, и они все время смотрят, что с программами, что с дисциплиной, что с внеклассной работой, и тоже это зависит от того, какие родители там живут. Родители – заказчики образования, это большая разница, и они могут потребовать от школы – введите квантовую механику; и я преподавал в средней школе квантовую механику, потому что таких сумасшедших не нашли больше в этом community. И в 11-12 классе я им «закручивал мозги» квантовой механикой только потому, что родители где-то там прочитали – а там были очень высокообразованные родители.
Я тут на статью наткнулась Глава Сколтеха откровенно рассказал о катастрофе в российском инженерном образовании https://www.znak.com/2016-06-28/glava_s ... brazovanii
Что интересно, недавно общалась на тему чему нас учили, и как это в жизни пригодилось. Ну, про меня все ясно - экономическое образование, бухгалтер. А вот знакомая, выпускница ТИСИ, примерно ту же ситуацию, что в статье, описывала в приложении к архитектуре. Сейчас обучают старые, древние кадры, и им недолго осталось, это последнее поколение, оно уйдет, и проектировать будет некому, потому что весь этот период их ученики, следующее за ним поколение, ничего, кроме ларьков, не проектировали. Опыт утрачен.
Это я к чему веду - нашему государству инженеры не нужны, получается. Да и невозможны они, когда есть экономика трубы, а промышленности нет.
А родители на содержание образование повлиять не могут у нас. Ну, разве что выбрать Историю православия или ислама, тут - да, свобода.

Аватара пользователя
Притя
Аксакал форума
Сообщения: 61542
Зарегистрирован: 11 дек 2010, 01:51

Система образования и гражданское общество

Сообщение Притя » 24 апр 2017, 00:02

Уника, интересные темы ты подымаешь, жаль только - мне некогда вдумчиво читать по ссылкам.
надеюсь, потом почитаю все, что здесь уже написано и будет написано.

Аватара пользователя
Уника
Сообщения: 5342
Зарегистрирован: 04 апр 2009, 21:34
Откуда: Томск, ул. Киевская

Система образования и гражданское общество

Сообщение Уника » 24 апр 2017, 00:48

Притя, очень на это надеюсь. :flow:
Никак не решусь создать свой журнал, поэтому в эту тему буду писать.

Аватара пользователя
Муха
Сообщения: 3074
Зарегистрирован: 27 фев 2008, 18:52

Система образования и гражданское общество

Сообщение Муха » 24 апр 2017, 18:56

Спасибо, достаточно интересно. Отметила два факта: наименьшая вариабельность у программ по истории и некоторое пренебрежение информационной функцией образования.По первому пункту: какая бы роль не отводилась социально-адаптированному большинству оно должно быть лояльным существующей системе. Пропаганда рулит. А по остальным пунктам государству пофиг, оно и не вмешивается, тем более школы не федеральные, а именно что частные или муниципальные.
По второму. Очевидно что сейчас любой школьник легко гуглит вместо того чтобы выискивать информацию и ее запоминать, но значит ли это, что вбивание энной суммы знаний в головы подрастающего поколения лишнее устаревшее дело? Имхо здесь ловушка. Не даром же "избранные" читают и реферируют.

Аватара пользователя
lekalo
Сообщения: 12651
Зарегистрирован: 30 авг 2009, 21:20
Откуда: Томск-Каргасок

Система образования и гражданское общество

Сообщение lekalo » 25 апр 2017, 18:13

Уника писал(а):
24 апр 2017, 00:48
Притя, очень на это надеюсь. :flow:
Никак не решусь создать свой журнал, поэтому в эту тему буду писать.
Надо в журнал :flow: тема себя вряд ли исчерпает, а идеи у вас хорошие. С удовольствием почитаю)
Почти ягодка, но еще не изюм(с) Понарошка
Лапочка дочка 08.10.2009 :love:
Изображение

Аватара пользователя
Уника
Сообщения: 5342
Зарегистрирован: 04 апр 2009, 21:34
Откуда: Томск, ул. Киевская

Система образования и гражданское общество

Сообщение Уника » 26 апр 2017, 22:03

Муха писал(а):
24 апр 2017, 18:56
Спасибо, достаточно интересно. Отметила два факта: наименьшая вариабельность у программ по истории и некоторое пренебрежение информационной функцией образования.По первому пункту: какая бы роль не отводилась социально-адаптированному большинству оно должно быть лояльным существующей системе. Пропаганда рулит. А по остальным пунктам государству пофиг, оно и не вмешивается, тем более школы не федеральные, а именно что частные или муниципальные.
По второму. Очевидно что сейчас любой школьник легко гуглит вместо того чтобы выискивать информацию и ее запоминать, но значит ли это, что вбивание энной суммы знаний в головы подрастающего поколения лишнее устаревшее дело? Имхо здесь ловушка. Не даром же "избранные" читают и реферируют.
Плюс к этому:
Я удивилась "образованию не для всех" по обычной стоимости, но талантливых детей. И очень поразилась тому факту, что отбор включает оценку моральных качеств.
Распределение финансирования между федеральным и местным бюджетом, привлечение родительских денег. Возможно, если перевести родительские взносы наших родителей, это тоже займет какую-то долю в бюджете школы.
Сегрегация общества, которая происходит как-то автоматически, когда люди, схожие по уровню состояния, живут в определенных районах и учат детей соответственно своему статусу.
Про исторически обусловленную способность договариваться, когда разные люди вынуждены были находить общее и жить с этим. Предпосылки гражданского общества, как я поняла, как раз в том, что одна сторона не могла извести другую или переехать в тайгу, а должна была договориться.
Там много чего еще можно увидеть.

CBETA
Сообщения: 659
Зарегистрирован: 17 мар 2008, 18:30

Система образования и гражданское общество

Сообщение CBETA » 28 апр 2017, 00:22

Уника писал(а):
26 апр 2017, 22:03

Распределение финансирования между федеральным и местным бюджетом, привлечение родительских денег. Возможно, если перевести родительские взносы наших родителей, это тоже займет какую-то долю в бюджете школы.
Текущий президент планирует "упразднить" федеральные образовательные программы, и соответственно федеральное финансирование школ. Про привлечение родительских денег: это не как таковые родительские взносы, школы предлагают родителям покупать определенные товары через них заранее договариваясь с производителем (я не нашла точного слова для определения второй стороны). Например, весной школа продаёт саженцы родителям, которые были выращены на ферме. Эта же ферма продаёт свои саженцы через магазины, но подороже. Школа продавая саженцы получает разницу ценовую; родителю все равно покупать саженцы и без разницы где, если цена одинаковая (многие стараются купить через школу, таким образом поддерживая). Или другой пример с книжным издательством, можно купить книги в магазине, а можно на школьной книжной ярмарке. Или бывает что школа приглашает знаменитость (особенно часто это происходит, если таковые проживают рядом) на встречу с детьми и в зависимости от того кто это, если это писатель - предлагают купить книгу с автографом и именным пожеланием, если актёр или спортсмен - фото и так же автограф и т.д.

CBETA
Сообщения: 659
Зарегистрирован: 17 мар 2008, 18:30

Система образования и гражданское общество

Сообщение CBETA » 28 апр 2017, 00:34

Уника писал(а):
26 апр 2017, 22:03
Сегрегация общества, которая происходит как-то автоматически, когда люди, схожие по уровню состояния, живут в определенных районах и учат детей соответственно своему статусу.
Тут совсем просто, стоимость дома или аренды жилья напрямую зависят от рейтинга школ. Рейтинг школ определяется успеваемостью учеников (в конце года проходят тесты штата). От рейтинга так же зависит и заработная плата учителя. Т.е. тут "замкнутый круг" : чем выше рейтинг школы, тем больше зарплата учителя и выше требования к нему, тем больше налог на недвижимость и дороже жильё. Устроить ребёнка в паблик школу не относящуюся к вашему месту проживания никак нельзя. Вот и получается, если рейтинг школы высокий, высокий налог на недвижимость и высокая стоимость жилья, соотвественно в этой школе могут обучатся дети только тех родителей которые могут позволить своей семье это жильё. Даже если недвижимость досталась по наследству, то если наследники не вытягивают оплату налога, они вынужденны переезжать. Так и формируется естественным образом общество схожее по уровню состояния вокруг школ. Надеюсь более- менее понятно написала)

Аватара пользователя
Уника
Сообщения: 5342
Зарегистрирован: 04 апр 2009, 21:34
Откуда: Томск, ул. Киевская

Система образования и гражданское общество

Сообщение Уника » 29 апр 2017, 23:01

CBETA, спасибо, очень интересно. Появляйся в теме, у меня много вопросов еще осталось )))

Аватара пользователя
Ma_Linka
Сообщения: 12922
Зарегистрирован: 26 фев 2009, 17:02
Откуда: Котовского

Система образования и гражданское общество

Сообщение Ma_Linka » 01 май 2017, 14:46

Интеесная тема,подписываюсь :-)
Пока у меня противоречивые впечатления от обсуждаемой системе образования

Аватара пользователя
Уника
Сообщения: 5342
Зарегистрирован: 04 апр 2009, 21:34
Откуда: Томск, ул. Киевская

Система образования и гражданское общество

Сообщение Уника » 12 май 2017, 23:24

ГЛАВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДЛОЖИЛА ВКЛЮЧИТЬ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
15
Глава Российской академии образования профессор Людмила Вербицкая призвала подумать над идеей о включении уроков церковно-славянского языка в школьную программу. Она полагает, что это предложение "очень интересное".

Кроме того, многие слова перекочевали в современный русский язык. Отмечу, что Церковнославянский язык сейчас является богослужебным в Русской православной церкви. До революции церковнославянский язык, наряду с Законом Божием, изучали в начальных классах.
Я не верю, что до такого дойдет. И зачем в жизни нужен церковно-славянский? :crazy:

Аватара пользователя
Уника
Сообщения: 5342
Зарегистрирован: 04 апр 2009, 21:34
Откуда: Томск, ул. Киевская

Система образования и гражданское общество

Сообщение Уника » 28 май 2017, 22:02

Когда на это видео наткнулась, совершенно случайно, в это же время подписалась на аккаунт в ФБ переехавшей в США женщины. И то, о чем говорит Гродинский, подтверждается ее впечатлениями.
Гродинский пишет вот так. Что еще я сейчас наблюдаю - вот про трудовую деятельность.
 
Раньше, когда я пришел в школу в Америке, трудно было найти ученика, которому 12 лет или старше, который бы не работал, неважно, миллионер или нет – косил траву, убирал, подрабатывал. Из класса таких было 3-5 человека, а все остальные после окончания уроков где-то работали, причем главным мотивом были не деньги. Деньги – десятая проблема. Они знали, как зарабатывать деньги, как выживать, умели приспосабливаться.
А сейчас, наоборот, человека 3-4 из 35 работают, а остальные – лоботрясничают. И родители вы должны понимать – и они все понимают, что когда эти дети станут взрослыми, вам придется продолжать их кормить, а не им вам помогать. А в прошлое время ребенок в 18 лет – самостоятельный, живет отдельно, умеет зарабатывать деньги.
Из ФБ Екатерина Скульская. Про детей, работу и деньги.
Город, где мы живем - это город с "хорошими школами". О достоинствах школ можно говорить отдельно, но само их наличие приводит к тому, что в городе живут семьи с детьми, и детям уделяется много внимания. Даже самое активное местное сообщество в ФБ назывется Ridgewood Moms and Dads.
И в этом самом сообществе родители очень часто ищут репетиторов из числа старших школьников. Их приглашают сидеть с маленькими детьми, учить их играть в баскетбол, плавать и делать трюки на скейте. Гулять с собаками, присматривать за домом, когда хозяева в отъезде.
 продолжение
Накануне снегопадов (здесь это случется нечасто, зато снега выпадает сразу много) сами родители пишут - скоро снегопад, если вам нужна помощь, мои мальчики и их друзья готовы почистить снег за небольшую плату.
Но больше всего таких объявлений в мае, когда из престижных колледжей приезжают на каникулы студенты. Кто-то устраивается в блюжайшую кондитерскую или пиццерию, кто-то дает уроки гитары и математики или вспоминает о своем сертификате спастеля и идет работать на городской пляж.
Девочки-скауты продают сво бесконечные печенья для благотвориетельности. Дети нежного возраста в жаркие дни продают лимонад, ставя столы около своего дома. Нет, санэмидемстанция не контролирует:)
В теплое время года на улицах можно видеть музыкантов разного возраста и разного уровня профессионализма. Если они не использут усилители, их никто не трогает.
Иногда Гильдия предпринимателей организует прослушивания, выбирает музыкантов и договаривается с ними о регулярных выступлениях. Важный момент - согласие родителей нужно, но договариваются с самим исполнителем. И человек должен прийти в определенное время, играть столько, сколько договорились, быть в согласованном месте и выполнять еще ряд условий. Получается, что город дает своим цветам цвести -
в 10-15 разных местах высупают дети, и тут уже уровень исполнительства соответствует. Естественно, где-то рядом родители. Естественно, приходят друзья целыми семьями. даже из соседних городков приезжают погулять и послушать - и тратят деньги на мороженное и рестораны.
Зачем небедным родителям все это? Неужели не проще выдать реенку очередную сумму денег и пусть себе отдыхает? Если ребенок папы-миллионера играет на улице и моет посуду в пиццерии - разве это не удар по репутации семьи? Вроде, нет. Но моим друзьям из бедных стран мира этот вопрос понятен, они говорят - да, мои родственники в Колумбии тоже считают, что это позор для родителей.
Я не знаю, как я к этому отношусь. Я сама работала с 15 лет репетитором, мне нравится идея, что ребенок учится договариваться, работать и ценить результаты своего труда. Но мне не хотелось бы, чтобы мои дети играли на улице вне согласованных акций. Наверное, научиться не бояться за своих детей труднее, чем выучить язык.
Я понимаю, что не всегда дети работают неофициально?
Из моего опыта - да, работала в школьные каникулы. Но чтобы выйти на улицу и как-то у соседей подрабатывать - с трудом представляю. :?:

Аватара пользователя
марфа
Важный человек/ Авторитет форума
Сообщения: 45196
Зарегистрирован: 27 фев 2008, 18:32
Откуда: Томск, Каштак

Система образования и гражданское общество

Сообщение марфа » 29 май 2017, 00:14

У меня племянник в подростковом возрасте чистил бассейны соседям. Неофициально. Жили они тогда в Хьюстоне.
Не копье пробило грудь, ранила тревога.
Не мешайте верить в путь, он у нас от Бога.
Нам ни выгод, ни щедрот, ничего не надо.
Лишь бы где-то Дон Кихот сел на Росинанта.


Извините, друзья, но как врач я на данном ресурсе не консультирую.

Аватара пользователя
Уника
Сообщения: 5342
Зарегистрирован: 04 апр 2009, 21:34
Откуда: Томск, ул. Киевская

Система образования и гражданское общество

Сообщение Уника » 29 май 2017, 00:30

Так они не платят налогов, нигде не учитываются. Незаконная предпринимательская деятельность получается.

Аватара пользователя
Уника
Сообщения: 5342
Зарегистрирован: 04 апр 2009, 21:34
Откуда: Томск, ул. Киевская

Система образования и гражданское общество

Сообщение Уника » 29 май 2017, 01:24

ФБ, Андрей Мовчан
27 мая в 23:08 ·
Наблюдения отца.
Вчера моя дочь закончила обычную американскую частную (оксюморон конечно, но тем не менее) школу в Массачусетсе.
 дальше
Церемония проходила в шатре на футбольном поле на территории школы (вся вместе территория гектар, наверное, 10, включая поля, учебные корпуса и бараки общежитий, все в окружении леса), под проливной дождь, на фоне 12 градусов по Цельсию. Гости, синьоры и остальные ученики естественно были в платьях и костюмах (noblesse oblige), и в России конечно не было бы конца потоку злобствований на тему климата, идиотов из администрации, которые не могли перенести церемонию внутрь, и прочего «не могу больше жить в этой стране». Но Америка есть Америка и пока родители иностранных студентов стучали зубами и удивлялись крепости духа детей и учителей (совместно веселившихся без тени дискомфорта), местные родители зябко улыбаясь утешали: «Это еще повезло – обычно на graduation такая жара, что в шатре вообще невозможно находиться – в обморок падаешь».
Стучание зубами продолжалось два часа и включило в себя выступления директора школы и местного мэра, награждение лучших учеников, выступление школьного хора и музыкального ансамбля и, наконец, мучительно долгую выдачу дипломов – поименно, с обязательным оглашением в какой колледж идет выпускник, с пожатием полдюжины важных рук и фото на память.
Как отец московского третьеклассника, обдумывающий завтрашний день, я стучал зубами и хлюпал легкими туфлями по размокшему в болото футбольному полю не просто так, а стараясь замечать и делать выводы. И готов поделиться тем, что заметил.
Во-первых, весь процесс обучения в частной (не знаю, как в публичной) американской школе построен на двух идеях: обучения мышлению и дифференциации.
О обучении мышлению говорят все время (директор школы с трибуны: «Мы не столько даем знания, сколько учим думать»), насколько я мог наблюдать процесс обучения, он был заточен не на «выучить» или «узнать», а на «осмыслить, сравнить, разобраться, суметь самостоятельно сформулировать, вывести, додумать».
Дифференциация во всем: по три-четыре уровня обучения одному и тому же предмету для разных детей, допуск на более высокий уровень надо «заработать», но прохождение высших уровней дает плюс при поступлении, так что все (или почти все) к этому стремятся – по нужным им предметам; «корзину» предметов школьник собирает сам, единственное условие набрать «кредит» нужного уровня. Кто-то берет больше естественнонаучных дисциплин, кто-то – искусства, кто-то гуманитарных. Кто хочет специализироваться на химии – берет высшие уровни химии; кто на физике – физики. На церемонии на шапочках выпускников прикреплены желтые полоски – по числу сданных предметов высшего уровня (у моей дочери были четыре, что круто, но были дети и с 6 и даже с 8 полосками).
Очень большое внимание уделяется искусству во всех его проявлениях. В области искусства тоже надо набрать нужный «кредит», в опциях – изобразительное искусство, музыка (разные инструменты, хор), дизайн одежды, архитектурный дизайн, театр – берут минимум по два предмета (одного не хватает на «кредит»). Файка брала изо, фортепиано и театр – стала великолепно рисовать, всерьез играет на пианино (ну, в театре она играла еще в Москве). Изо, надо сказать, преподавалось очень широко – разные техники рисунка, разные стили, помимо этого они постоянно делали декорации для театра (и это был не ватман, раскрашенный акварелью, а полноценные декорации – на уровне профессионального мюзикла (кто был в Лондоне на «Короле Льве» представляет, как делаются декорации).
Всерьез представлены технологии. Компьютеры, роботы, 3-Д принтеры, дроны. Мне сложно оценить уровень обучения поскольку мое чадо не по этой части, но по крайней мере оборудование серьезное и явно видно, что учат и прикладным вещам типа обработки изображений, и теории.
Впечатляет общая настроенность и направленность на успех. Выделение успешных учеников ведется множеством разных путей, проявляется вербально, через награды, через детали одежды, через меморизацию (в школе висят мемориальные таблички с именами всех учеников, которые при выпуске получили distinction – это по одному ученику в каждой дисциплине каждый год) и так далее. Но важно не это – важно, как они понимают успех. Цитата из выступления на церемонии: “A success is not in being better than others; it is – being the best version of yourself”. Конкуренция вообще не поощряется, нет никаких механизмов прямой конкуренции (в частности снятию потенциального накала конкуренции способствует разность программ и уровней предметов). Из косвенного наблюдения (и рассказов дочери): русскоязычные учащиеся (русские и украинцы в основном) все время мерялись всем – оценками, баллами, рейтингом будущего колледжа и пр. Остальные – нет.
Интересен подход учителей. Несколько раз услышал: «мы в сущности сидели рядом с учениками, пока они учились». Учителя с учениками общаются, играют, дурачатся, все совершенно на равных, как и везде в Америке все ментально «на ты». Никто из учителей не стал мне, приехавшему на церемонию, рассказывать «важные вещи про моего ребенка» - все шутили и смеялись, при этом очень точно (я-то ее знаю 18 лет) характеризуя мою дочь. Структура связи ребенка в школе сложнее, чем в России. У каждого ученика есть свой tutor – учитель, чья задача быть в постоянном контакте с ребенком по всем поводам, следить за его состоянием, успехами, коммуницировать с родителями. Tutor защищает интересы ребенка в случае конфликта – то, что в российской школе является редкой удачей (какому-то учителю понравился твой ребенок и с ним устанавливается особый контакт) в американской школе превращено в часть процесса.
Еще одна цитата: «Наша задача – научить задавать правильные вопросы». Вопросы – это obsession американского обучения. Они, кажется, считают, что вопросы важнее ответов; лучший ученик тот, кто все подвергает сомнению (questions everything). В программе постоянные диспуты, не только на общеполитические темы, но и на научные. Обсуждается всё, включая «базовые ценности», для обсуждения требуются оппоненты, таким образом дети провоцируются на занятие самых маргинальных позиций и отстаивание их, но главное – учатся слышать друг друга и спорить, а не подавлять, учатся искать компромиссы и общие точки.
Явно заметно, что основой обучения является прагматичный подход, на грани цинизма. Идеология не видна; «хорошо» и «плохо» возникают не из «потому что», а на базе практических умозаключений. «A violation of anyone’s rights is a threat to everybody’s rights» - вот так (а не соображениями этики или эмпатии) объясняется, почему нельзя нарушать чьи бы то ни было права. Возможно это очень правильно – как иначе достучаться до современного человека, который вообще то не слишком склонен к эмпатии и далек от этических рассуждений?
Школа совершенно интернациональна – ученики не только (и даже не столько) из Америки, сколько из других стран – Китай, ЮВА, Африка, Латинская Америка, Индия, Европа, Ближний Восток (включая даже такие страны как Саудовская Аравия), конечно СНГ. Дети приезжают в старшую школу после совершенно разных программ, для приезжих английский – не родной язык. Кажется, это не вызывает никаких трудностей у учителей и не мешает ученикам. Большой привет московским учителям, жалующимся на «засилье мигрантов, плохо говорящих по-русски, которых невозможно учить и которые мешают местным учиться». И конечно для детей это фантастически важный опыт столкновения с множеством разных культур и установления контактов. Думаю, что загнать такого ребенка в душный мир национального или государственного изоляционизма и шовинизма будет на порядок труднее, чем ученика школы, в которой учителя не скрывают свой брезгливости по отношению к «инородцам».
И, последнее, это среда. Вокруг море зелени и распластанные частными домиками пригороды Бостона. Никто не запирает ни дома, ни машины. На самом деле – мы бродим по гостям (у нас тут много знакомых), и нам просто говорят – «приходите, если вдруг нас еще нет, посидите…». Приходим, заходим. Ключи никому не нужны. Это тоже должно влиять на учеников.
Да, я знаю, Америка разная, и школы в ней разные, и проблемы с образованием в Америке большие. Это вообще – не про Америку. Это про то, какой должна быть школа, чтобы быть “the best version of itself”. И какой она в России не станет даже в отдельных местах, пока мы не перестанем тупо копировать форматы советской школы (а она, на самом деле, скопирована с царской гимназии), украшать карго-копиями западных практик, типа ЕГЭ, по дороге полностью их извратив и выхолостив смысл, да еще и навешивать на нее идеологические путы.
ПС: А согрелись мы потом довольно быстро – был прекрасный кетеринг в спортзале после церемонии.
Мне кажется, у нас с образованием не то, чтобы что-то не то, мы, вообще, в другом направлении идем. :surpr:

Аватара пользователя
galan
Сообщения: 1448
Зарегистрирован: 05 янв 2012, 12:27

Система образования и гражданское общество

Сообщение galan » 29 июн 2017, 00:28

Уника писал(а):
29 май 2017, 01:24
Мне кажется, у нас с образованием не то, чтобы что-то не то, мы, вообще, в другом направлении идем.

""Сегодня дети, завтра народ!""-С.Михалков
Сегодня получили аттестат "неполной зрелости" - 9 класс. Девочки, вроде, принарядились на церемонию, мальчишки, так, мимо проходили. Учителя очень жалели детей, из четырех девятых, сформировали один 10-й. Похоже скоро опять у нас будет рабоче-крестьянское государство и "тонкая прослойка" интеллигенции, которая снова будет бессильна. :?:

Аватара пользователя
Притя
Аксакал форума
Сообщения: 61542
Зарегистрирован: 11 дек 2010, 01:51

Система образования и гражданское общество

Сообщение Притя » 29 июн 2017, 09:38

интеллигенция нынче характеризуется явно не количеством пройденных классов, и уж кто-то, а офисные клерки с полным средним и платным менеджерским высшим к интеллигенции точно не относятся.
а рабочие профессии надо возрождать, это да. если по чесноку, то в полном соответствии с принципом Паретто к интеллектуальному труду способны процентов 20 из тех, кто наводнил вузы. путь к счастливой карьере швеи, сварщика, продавца может быть существенно короче.
в общем, если техникумы снова начнут развиваться - я считаю это скорее положительным моментом.

Аватара пользователя
марфа
Важный человек/ Авторитет форума
Сообщения: 45196
Зарегистрирован: 27 фев 2008, 18:32
Откуда: Томск, Каштак

Система образования и гражданское общество

Сообщение марфа » 29 июн 2017, 13:08

согласна. А то очень много психологов, а хорошую медсестру днем с огнем не найдешь
Не копье пробило грудь, ранила тревога.
Не мешайте верить в путь, он у нас от Бога.
Нам ни выгод, ни щедрот, ничего не надо.
Лишь бы где-то Дон Кихот сел на Росинанта.


Извините, друзья, но как врач я на данном ресурсе не консультирую.

Аватара пользователя
марфа
Важный человек/ Авторитет форума
Сообщения: 45196
Зарегистрирован: 27 фев 2008, 18:32
Откуда: Томск, Каштак

Система образования и гражданское общество

Сообщение марфа » 29 июн 2017, 13:09

только от хорошей системы ПТУ времен СССР уже ни рожек, ни ножек не осталось
Не копье пробило грудь, ранила тревога.
Не мешайте верить в путь, он у нас от Бога.
Нам ни выгод, ни щедрот, ничего не надо.
Лишь бы где-то Дон Кихот сел на Росинанта.


Извините, друзья, но как врач я на данном ресурсе не консультирую.

Аватара пользователя
Вася Саврасая
Лучший аккаунт года
Сообщения: 77762
Зарегистрирован: 22 сен 2008, 12:52

Система образования и гражданское общество

Сообщение Вася Саврасая » 29 июн 2017, 15:16

Да, все эти менеджеры и прочие (не все, но большинство) все равно идут в магазины или оператором на телефоне. Или вообще товары сомнительного качества за большую цену по домам впаривают. А ни медсестрой, ни сварщиком работать не могут.. И получают меньше, чем могли бы, и обществу пользы меньше, чем могла бы быть.
Сдается однушка на Лебедева, есть все. http://mama.tomsk.ru/forums/viewtopic.p ... 2&t=987884
Продам недорого феварин и прокладки для груди
Репетирую: русский, литература, немецкий. http://mama.tomsk.ru/forums/viewtopic.p ... 2&t=843191

Аватара пользователя
Уника
Сообщения: 5342
Зарегистрирован: 04 апр 2009, 21:34
Откуда: Томск, ул. Киевская

Система образования и гражданское общество

Сообщение Уника » 30 июн 2017, 01:49

марфа, это же пакет не остался от квалифицированных кадров во многих отраслях.
Я эту ссылку приводила здесь уже. Глава Сколтеха откровенно рассказал о катастрофе в российском инженерном образовании
https://www.znak.com/2016-06-28/glava_s ... brazovanii
Но, если бы речь шла только об инженерном образовании...
Вообще, смешно было, например, читать про Нижне-Бурейскую ГЭС - первую гидроэлектростанцию, построенную с нуля уже после распада СССР. Потому что спроектирована она была в советское время
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0 ... 0%AD%D0%A1

Аватара пользователя
Lea
Сообщения: 8544
Зарегистрирован: 27 фев 2008, 13:51

Система образования и гражданское общество

Сообщение Lea » 18 июл 2017, 12:39

Уника писал(а):
29 май 2017, 01:24

Мне кажется, у нас с образованием не то, чтобы что-то не то, мы, вообще, в другом направлении идем. :surpr:
абсолютно в другом. Россия отстает на один цивилизационный виток (если пользоваться Тофферовским определением), причем, насильно пытаются в этом витке остановить, где количество знаний приравнивается к качеству образования, где централизация (один учебник истории на все программы) и где ребенок вырастает не подготовленным и не конкурентноспособенным к реалиям, если,конечно, он сам себя не встраивает в жизнь. Скажем так, как мне кажется, наша школа давно под искусственным давлением отстала от жизни.

Ответить

Вернуться в «Петушиные бои»